Сенсорный и интеллектуальный тренинг-как вид культкрной практики.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Содержит информацию о разных видах сенсомоторного и интеллектуального  тренинга,целях и задачах, результативности .Представлены игры с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсорный и интеллектуальный тренинг - как вид культурной практики. МДОУ «Детский сад №30» г. Балахна Учитель-логопед : Шилова Л.П .

Слайд 2

Культурные практики По требованиям Стандарта содержание образования сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков . «Культурная практика» - это стихийное и обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми и сверстниками. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий.

Слайд 3

Сенсорный и интеллектуальный тренинг, как вид культурной практики. Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, размера, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериоционные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. Широко используются игровые технологии.

Слайд 4

Зачем нужны сенсорно-интеллектуальные тренинги? Проводить тренинги можно в виде командной игры, квеста , подгрупповой игры. Тренинги активизирует у детей познавательные процессы, сообразительность, эрудицию, мышление и выносливость. Задания подбираются так, чтобы они были интересными, подходящими под выбранный сюжет и не требующими каких-то специальных знаний и умений от самих дошкольников. Игровые комплексы, имеющие различную направленность, выполняют стимулирующую, развивающую функции и проводятся в форме тренингов. Каждый вид тренингов ориентирован, с одной стороны, н а развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, воображение, мышление), с другой стороны – на развитие конкретных психических функций (сенсомоторный, интеллектуальный, мнемонический, психомоторный тренинги).

Слайд 5

Сенсомоторный тренинг Сенсомоторный тренинг способствует развитию и стимулированию активности таких психических процессов, как восприятие и воображение. Результатом является: - Повышение уровня сенсорных умений, аналитико-синтетической деятельности; - Овладение системой перцептивных действий (сравнение, различение, соотнесение, расчленение) в процессе восприятия таких понятий, как пространство, время, движение; - Формирование навыков восприятия формы, величины, взаимного расположения предметов, обобщенных ориентировочных действий, развитие глазомера; - Стимулирование основных видов чувствительности (зрительную, слуховую, осязательную, кинестетическую, тактильную); - Развитие творческого воображения, коммуникативных способностей. Результативность сенсомоторного тренинга заключается в том , что приобретенные умения и навыки ребенок сможет использовать на практике в различных видах деятельности в повседневной жизни. Комплекс игр составляется таким образом, чтобы в него входили дидактические игры манипулятивно - инструментального характера (отработка навыков), использовались проблемные ситуации творческого характера в процессе лепки, конструирования.

Слайд 6

Сенсомоторный тренинг Общая дидактическая цель : развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности, творческого воображения. 1. «Назови как можно больше».Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности, зрительной чувствительности. 2. «Волшебный мешочек».Цель: формирование навыков обследования формы и величины, развитие тактильной чувствительности. 3. «Выложи фигуру». Цель: развитие действия соотнесения, расчленения, аналитико-синтетической деятельности. 4. «Найди отличия» . Цель: развитие произвольного внимания и перцептивных действий (идентификация, различение). 5. «На что это похоже». Цель: развитие творческого воображения. 6. «Составим все вместе». Цель: формирование комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности, целостности восприятия. 7.«Обведи и раскрась».Цель: развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев. 8.Танграм».Цель: развитие воображения, перцептивных действий расчленения, соотнесения.

Слайд 7

Психомоторный тренинг Психомоторный тренинг направлен на: - Развитие координации и соразмерности движений кисти руки, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации; - Развитие пространственной ориентации, внимания, памяти. Комплекс игр и заданий состоит из трех компонентов : - упражнения манипулятивного тренировочного характера: - пальчиковая гимнастика и другие (перекладывание, нанизывание, растягивание, сжимание, раскатывание, наматывание, разматывание, вязание); упражнения, связанные с элементами графики, письма (штриховка, обведение, зрительные диктанты, зарисовка простых элементов письма: точек, палочек, кружочков, волнистых линий и др.); - упражнения, связанные с традиционными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка), но используемые как часть тренинга и имеющие развивающий характер).

Слайд 8

Психомоторный тренинг Общая дидактическая цель : развитие моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев. 1. Пальчиковая гимнастика .Цель: развитие мелкой моторики. 2. «Разгладим платочки».Цель: развитие координации кисти руки и мелкой моторики пальцев. 3. «Узор из палочек».Цель: развитие мелкой моторики пальцев. 4. «Составь квадрат».Цель: развитие зрительно-моторной координации кисти руки. 5. Обвести и заштриховать фигурку какого-нибудь животного. 6. «Кто больше завяжет узелков?» 7. «Разложи на ощупь» 8. «Нанизывание пуговиц».Цель: развитие мелкой моторики пальцев. 9. «Штриховка».Цель: развитие гибкости кистей рук, умения регулировать нажим карандаша, ручки. 10. «Рисунок с завязанными глазами».Цель: расслабление, создание хорошего настроения у детей. 11. «Рисование по клеточкам» . Цель: развитие зрительно-моторной координации кисти руки.

Слайд 9

Мнемонический тренинг Мнемонический тренинг — это комплекс игровых упражнений, которые в большей степени ориентированы на развитие у детей различных видов памяти (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная, эмоциональная), а также процессов запоминания и воспроизведения на основе мыслительных действий и операций. Использование детьми рациональных приёмов запоминания (сравнение, группировка, классификация, функциональные, ассоциативные, образные связи по сходству, смежности) Тренинг необходим для развития образной (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной, эмоциональной) и словесно-логической памяти для того, чтобы дети научились использовать рациональные приемы запоминания (сравнение, группировка, классификация, функциональные, ассоциативные, образные связи по сходству, смежности). Такие тренинги полезны всем детям, в особенности тем, у которых есть показания для коррекции выявленных симптомов.

Слайд 10

Мнемонический тренинг Общая дидактическая цель : развитие устойчивости внимания, двигательной памяти, опосредствованной зрительной памяти, рациональных приемов запоминания. 1. «Сделай так же».Цель: развитие двигательной памяти. 2. «Запоминание картинок».Цель: развитие образной памяти на основе приема запоминания по функциональным связям. 3. “Что изменилось в расположении фигур”.Цель: развитие устойчивости внимания, зрительной памяти. 4. «Запоминание слов».Цель: развитие опосредствованной памяти с использованием смысловых связей. 5. «Запомни, что нарисовано, и сложи сам».Цель: развитие образной памяти, произвольного внимания. 6. Предложить вспомнить слова и картинки из приведенных выше игровых упражнений. Цель: стимулирование долговременной памяти. 5. «Пиктограмма».Цель: развитие образной памяти, обучение приему запоминания (шифровка).

Слайд 11

Интеллектуальный тренинг Интеллектуальный тренинг — это игровой комплекс, включающий логически структурированные игровые упражнения и задания. Основной его целью является стимулирование познавательной активности, развитие мыслительных действий и операций у детей с различным уровнем умственных способностей, а также развитие устойчивости внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, воображения. Интеллектуальные игры следует использовать в порядке возрастания сложности. Они должны быть тематически связаны друг с другом; количество игр в тренинге колеблется от 5 до 8 и зависит от уровня психического развития детей, входящих в группу. Педагог может использовать как коллективный способ решения заданий, так и индивидуальный. Детям предоставляется возможность договариваться о способе решения, обмениваться информацией, советоваться друг с другом. Педагог стимулирует их мыслительную деятельность, подбадривая и ненавязчиво привлекая тех, кто пока не проявляет должной активности. Такие занятия способствуют развитию творческого мышления, совершенствованию мыслительных действий и операций, речевых способностей дошкольников.

Слайд 12

Интеллектуальный тренинг Общая дидактическая цель : развитие устойчивости внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности, воображения. 1. «Будь внимательным». Цель: развитие произвольного внимания, сосредоточенности. 2. «Не ошибись».Цель: развитие способности быстрого реагирования на сигнал, совершенствование понятийного аппарата. 3. «Четвертый лишний».Цель: развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация). 4. «Недостающая фигура» .Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, наглядно-образного мышления. 5. «На что это похоже?».Цель: развитие творческого воображения. 6.Триз, проблемные ситуации , задания с алгоритмами. Все задания в рамках одного тренинга можно объединять единым смысловым сюжетом – путешествие по стране Знаний ( лэпбук ). На протяжении путешествия дети встречаются с разными героями. Тренинг может иметь сюжетный характер или состоять из нескольких самостоятельных частей. Можно в одном тренинге сочетать игры и упражнения из вышеперечисленных тренингов (сенсомоторный, психомоторный и т. д.).

Слайд 13

«Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Н.Б. Крылова – кандидат философских наук « Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню , дай мне сделать – и я пойму» Конфуций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие с педагогами с элементами тренинга "Конфликты в педагогической практике"

Цель: создание работоспособности в группе, повышение уровня мотивации по данной теме, определение способов поведения в конфликтной ситуации каждого из участников группы, отработка техник выхода ...

«Зимняя прогулка в лес». Конспект занятия по сенсорному развитию и интеллектуальному тренингу во второй младшей группе. Автор: Карсакова Маргарита Гасимовна.

Программное содержание:  Учить детей видеть красоту природы, используя стихи, загадки, пейзажные зарисовки. Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольн...

Сценарий сенсорного и интеллектуального тренинга "Мы разные, но мы вместе"

laquo;Мы разные, но мы вместе»Сензитивно-эмоциональный тренинг для воспитанников старшей и подготовительной группы, направленный на развитие эмоционального интеллекта. В ходе тренинга участники...

План – конспект сенсорного и интеллектуального тренинга «Играем, думаем, размышляем» для детей старшего дошкольного возраста, культурная практика.

Цель: показать коллегам возможности решения образовательных задач посредством использования многофункционального стола и  Bee bot робота  при проведении сенсорного и интеллектуальн...

План – конспект сенсорного и интеллектуального тренинга с привлечением многофункционального стола и мини-робота Bee-bot для детей младшего дошкольного возраста.

Цель: показать коллегам возможности решения образовательных задач посредством использования многофункционального стола и  мини-робота Bee-bot при проведении сенсорного и интеллекту...

План – конспект сенсорного и интеллектуального тренинга с привлечением многофункционального стола и лого - робота «Пчёлки» для детей старшего дошкольного возраста.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг: развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи, проводится во второй половине дня.Это система заданий игрового характера, обеспечивающая становлени...