Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с органическими возможностями развития
статья по логопедии

Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с ОВЗ. Среди них:

- наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации интегрированного обучения, который является доступным и полезным для его развития;

- желание родителей обучать своего ребенка вместе с нормально развивающимися сверстниками;

- стремление и готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения.

Дети с ОВЗ - дети, имеющие физический и/или психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. В последние годы увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающийся детский сад, поэтому перед специалистами встает неотъемлемая составляющая инновационной деятельности в образовании - разработка комплексного сопровождения всех участников: детей с ОВЗ, их родителей, сверстников, педагогов. Оно включает психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение и предполагает совместную деятельность педагогов и специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx8.25 КБ

Предварительный просмотр:

Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с органическими возможностями развития

А.В. Кругликова учитель-логопед

МБДОУ ЦРР д/с 15

  Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с ОВЗ. Среди них:        

- наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации интегрированного обучения, который является доступным и полезным для его развития;

- желание родителей обучать своего ребенка вместе с нормально развивающимися сверстниками;

- стремление и готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения.

  Дети с ОВЗ - дети, имеющие физический и/или психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. В последние годы увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающийся детский сад, поэтому перед специалистами встает неотъемлемая составляющая инновационной деятельности в образовании - разработка комплексного сопровождения всех участников: детей с ОВЗ, их родителей, сверстников, педагогов. Оно включает психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение и предполагает совместную деятельность педагогов и специалистов.

 Логопедическое сопровождение - необходимая часть комплексного сопровождения детей с ОВЗ и их родителей. В современном обществе стала всё более заметна тенденция разделения функций воспитания в семье и в образовательном учреждении. Педагоги говорят, что родители не уделяют должного внимания своим детям. Члены семей воспитанников, жалуются, что в детском саду их ребенок не получает необходимых знаний и навыков. На фоне этих разногласий отмечается все возрастающее стремление к сотрудничеству и родителей и специалистов, но без доверия этого невозможно достичь. Нужно учиться взаимодействию, общению, создать психологический комфорт.

  Сопровождение - комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Оно определяет необходимость в обновление и корректировке построения модели отношений ДОО и семей воспитанников, основанной на методах развивающего взаимодействия в соответствии с ФГОС ДО.

  Постоянный рост числа детей с нарушениями речевого развития выдвигает коррекционно-образовательное направление деятельности ДОО в ряд наиболее значимых и приоритетных. Так, на протяжении нескольких лет в средних группах отметился стабильно высокий процент (50-70%) детей с патологией речи. Данные мониторинга в целом подтверждают сведения о повышении распространенности ТНР у дошкольников до 70%.

  Успех коррекционно-образовательной работы определяется слаженностью и преемственностью в деятельности педагогического коллектива коррекционной группы (логопеда, воспитателей, психолога, воспитателя по ФИЗО, музыкального руководителя), а также узких специалистов детской поликлиники (невропатолога, ортодонта, психиатра, отоларинголога, окулиста, сурдолога). Специалисты содействуют развитию всех сохранных анализаторов, тем самым укрепляя и расширяя их компенсаторные возможности, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом на определенном этапе обучения.

  Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы с семьями воспитанников принадлежит логопеду. В начале учебного года логопед знакомит педагогов, специалистов и родителей с результатами обследования детей, составляет индивидуальные планы деятельности, определяет методы и приемы коррекционной работы с воспитанниками продолжительность её этапов, обращает внимание на особенности поведения и характер дошкольников. Обеспечение тесной взаимосвязи в работе семей воспитанников и педагогического коллектива, коррекционно-педагогическое сопровождение родителей детей с ТНР - основные направления коррекционно-развивающей деятельности нашей ДОО.

  Успешность построения новой технологии взаимодействия требует применение следующих принципов:

-открытости детского сада для семьи;

-сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей, построенного на индивидуальном и дифференцированном подходе к семье;

-создания активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

-диагностики частных и общих проблем в воспитании и развитии ребенка.

  Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему работы с детьми, имеющими речевые нарушения, которая в первую очередь опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОО. Это обеспечивает высокий уровень развития речи дошкольников.

Первый шаг в построении взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников - определение структуры и основных аспектов педагогической деятельности, которые являются отправной точкой организации и планирования работы в группах компенсирующей направленности. Организация деятельности в рамках модели представлена четырьмя основными блоками.

 1. Информационно-аналитический блок включает: сбор и анализ сведений о родителях и детей с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к семье с использованием методов социологических исследований. Создание банка данных - базовый момент мониторинга, позволяющий выявить условия семейного воспитания, определить общие взгляды на речевое развитие каждого дошкольника. В процессе бесед и анкетирования родителей выявляется, что многие из них довольно хорошо осознают недостатки своих методов воспитания, но очень часто им не хватает элементарной педагогической грамотности.

  В зависимости от восприятия речевого нарушения ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. Первые осознают различные нарушения речи как устранимый дефект, требующий специальной работы педагогов и членов семьи. Они в первую очередь привлекаются к активному участию в работе группы, что дает положительный пример остальным.

  Неадекватная позиция родителей второй группы может быть различной: дефект не воспринимается, т.е. члены семьи не считают, что у ребенка нарушены произношение звуков, фонематический слух, не сформирован лексико-грамматический строй. Они замечают ошибки в речи, но не придают им значения. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого результата.

  На основании полученных сведений педагоги в тесном взаимодействии друг с другом составляют индивидуальные коррекционно-речевые программы помощи ребенку с нарушениями речи в ДОО и семье, реализация которых позволяет достичь максимальных результатов и обеспечивает комплексность коррекционного воздействия.

2. В информационно-познавательном блоке с целью успешного вовлечения семей воспитанников с общим недоразвитием речи (ОНР) в образовательное пространство ДОО, здесь целесообразно использовать традиционные и нетрадиционные формы, в основе которых лежат интерактивные приемы работы.

  Одной из инновационных форм взаимодействия, является самопрезентация семьи, когда родители рассказывают о своем ребенке, что позволяет в непринужденной обстановке познакомиться с условиями и особенностями семейного воспитания дошкольника, "нарисовать" своеобразный портрет ребенка и его семьи. А атмосфера доброжелательности, доверительный тон педагогов, их заинтересованность раскрепощают родителей, многие из которых с опасением приходят в группу компенсирующей направленности. Одним из действенных приемов в общении с родителями служит совместное наблюдение педагогов и родителей за деятельностью ребенка в вечерний отрезок времени. Это позволяет педагогам показать на практике, как можно помочь ребенку овладеть каким-либо навыком. Такое общение располагает родителей чаще делиться со специалистами своими проблемами и достижениями.

  Практические рекомендации по корректировке условий жизни ребенка и микроклимата в семье родители получают на индивидуальных консультациях специалистов, задача которых - вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения.

3. В рамках практико-ориентированного блока с целью обогащения новыми знаниями взрослых и детей организуются выставки детского творчества, совместные экспозиции, выпуск газет, ширм-фоторепортажей, вовлечение в совместную художественно-издательскую и дизайнерскую деятельность: создание книжек-малышек, книжек-самописок и коллажей.

4. Контрольно-оценочный блок включает в себя анализ эффективности проделанной работы, оценку степени включенности родителей в образовательное пространство ДОО. Результаты психолого-педагогического и логопедического мониторинга, достижения в общем и речевом развитии каждого восипитанника позволяют оценить более или менее  выраженную положительную динамику в расширении речевых возможностей субьекта.

  Реализация и освоение модели продуктивного взаимодействия невозможны, если усилия специалистов группы компенсирующей направленности и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны остануться в неведении относительно своих планов и намерений. Осознанная партнерская деятельность членов семей воспитанников, предагогов в рамках модели - залог эффективности работы по устранению ТНР у дошкольников. Вовлечение родителей в процесс продуктивного взаимодействия, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе в целом усиливает коррекционно-формирующий аспект.

 

Литература

Вершинина О.М. Формирование готоаности родителей дошкольников с речевыми нарушениями к участию в коррекционной работе // Логопед в детском саду. 2010.2.

Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / Под ред. О.А. Денисовой. М.,2012.

Н.В. Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (оьщим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.С-Пб.,2015.

Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

В статье раскрыты особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы....

Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Игровые технологии (М.И. Чистякова, Н.В. Самоукина, А.П. Панфилова)».

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Групповые технологии (И.В. Вачков, В.К. Дьяченко, И.М. Желдак, К. Рудестам)».

Начиная с тридцатых годов нашего века групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать такой размах, что не обращать на этот факт внимания академическая наука больше не мо...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...

CОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. Статья посвящена содержанию и технологии моделирования вариативной образовательной среды в соответствии с задачами комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоро...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Индивидуальная образовательная программа (далее ИОП) Фамилия, имя, отчество ребёнка, дата рождения, воспитанницы МАДОУ №100, обучения на 2023 - 2024 учебный год. Программа разработана в соответствии:...