Доклад "Развитие связной речи у детей с ОНР".
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у детей с ОНР
По методике В.К. Воробьевой
Принципиальным моментом методики логопедической работы с детьми, имеющими недоразвитие речи, является первоначальное формирование у них навыков и умений связной повествовательной, а не описательной речи. Т.к. повествовательный рассказ:
- динамичен, в нем происходит быстрая смена действий
- смысловая программа повествовательного рассказа достаточно жестко мотивирована последовательностью действий того или иного события
- описательный рассказ же статичен, фактически не имеет заданной извне программы, ее необходимо создавать намеренно и самостоятельно.
В.К. Воробьевой разработан такой способ, который существенно отличается от широко распространенного в логопедии метода словесного выяснения о чем говорится в сообщении, с опорой на вопросы логопеда. Это способ показа смысловой структуры рассказа и способа связей предложений в нем, которые наглядно продемонстрируют детям, за счет каких компонентов осуществляется переход мысли от одного предложения к другому – ЦЕПНОЙ РАССКАЗ
Учитывая психологические аспекты, формирования связной речи должно
осуществляться поэтапно.
Мы часто слышим, такие задания как: «Составь рассказ» и ребенок теряется,
ведь он не знает правила построения рассказа.
В.К.Воробьева предлагает построить процесс обучения не на словесных,
а предметных отношениях, направляя ребенка таким образом, чтобы он
был поставлен в условия решения МЫСЛИТЕЛЬНОЙ задачи.
В предложенной системе развития связной речи существует четыре взаимосвязанных между собой раздела:
I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по
узнаванию связного сообщения - рассказа.
2 раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.
3 раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.
4 раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.
I раздел. Формирование ориентировочной основы.
Дети достаточно свободно оперируют термином «рассказ», но не представляют себе, какой отрезок речи можно обозначить этим словом. Прежде чем учить детей воспроизводить или составлять рассказы, необходимо сформировать у них практическое представление о связном сообщении.
Таким образом, нужно ввести понятие «событие», случай, который может произойти или произошел в жизни, становится понятием.
Таким же учебным понятием становится и понятие «предмет».
На этом этапе дети учатся сравнивать и отличать связное высказывание от других вариантов ненормированной речи.
Обучение умению отличать рассказ от «не рассказа» осуществляется на логопедических занятиях в связи с выполнением специальных упражнений следующего типа:
- Сравнение рассказа и набора слов из него.
- Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.
- Сравнение рассказа и отдельного коммуникативно-слабого предложения.
- Сравнение рассказа и его деформированного варианта.
Упражнение на сравнение рассказа и отдельного коммуникативно-сильного предложения.
Рассказ повествовательного характера
В начале осени солнце светит ярко. Лес очень красивый, богат разными красками. Ягоды в лесу уже отошли, но зато много грибов. Птицы весело поют. Скоро им улетать в теплые края. Красиво не только в лесу, но и в саду. На деревьях созрели сочные яблоки и груши. Много ягод и фруктов можно увидеть осенью.
Предложение: Много ягод и фруктов можно увидеть осенью.
Как видно из примера, предложение выбрано из того же текста. Именно с ним дети сравнивали рассказ на начальном этапе
Рассказ повествовательного характера
Сорвал ветер с дерева листок. Покру………….
Деформированный вариант рассказа.
Так муравей оказался на берегу. Пригнал …………
Основным ориентиром для опознания рассказа-повествования является представление о событии, которое можно изобразить на картинке или представить себе мысленно.
Дети усваивают, что один образец речи является рассказом потому, что в нем рассказывается о событии, случае из жизни, такой образец речи можно соотнести с картинкой-иллюстрацией. Другой образец речи рассказом не является, т.к. нельзя себе представить, что же произошло на самом деле.
Работая с текстами повествовательного характер, логопед подбирает ориентировочные карточки.
В том случае, если ребенок слышит рассказ о событии — он поднимает карточку с изображением буквы «С» (событие) или буквы «Р» (рассказ), в противоположном случае демонстрируется пустая фишка.
На занятиях целесообразно использовать графические схемы.
Введение графической записи с условными обозначениями позволило детям перейти с наглядно-чувственной опоры на решение задач в уме. Графическая запись соответствует структуре мысли простого нераспространенного предложения, в состав которого входит наименование предмета (существительное) и то, что об этом предмете, рассказывается — предикат. Причем предикативная часть высказывания может быть выражена как глагольным словом, так и прилагательным.
Графическая запись простого предложения распространенного каким-либо второстепенным членом предложения, квадратами в ней обозначены предметы высказывания (подлежащее и дополнение), стрелкой — отношения между предметами, т.е. предикат, выраженный глагольным словом:
II раздел Формирование первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста.
Задачей раздела является ознакомление детей с правилами, по которым строится рассказ и в этом ему поможет План ответа на вопрос: «Почему рассказ получился?»
Опираясь на план, дети доказывают правильность своего выбора, следуя при этом порядку его пунктов.
Для развитие навыка связного говорения большое внимание должно быть уделено:
- формированию мотивации к связному рассказыванию
- формированию относительно длительного рассказа.
Приемы обеспечения мотивации могут быть следующие:
- упражнения на восстановление порядка картин серии, объединенных единой темой.
- упражнения эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации.
- упражнения на развитие замысла
Упражнения на восстановление порядка серии картин
Детям предлагается:
- отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ
- восстановить заданный порядок картинок по памяти;
- найти «ошибку» логопеда и восстановить правильный порядок элементов серии.
Упражнения эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации.
— найти «пропавшую» картинку и определить
место в ряду заданных;
— найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить
в соответствии с логикой протекания события;
— и т.д.
Упражнения на развитие замысла, побуждающие к придумыванию небольшого сюжета с последующим его проговариванием, предлагая им вначале придумать событие с опорой на заданную программу, которая представлена последовательностью предметных картинок, например: «дедушка — мальчик — лес— пенек — кучка сухих листьев — ежик».
Затем задание усложняется: детям предлагается самостоятельно из банка предметных картинок отобрать только те, которые помогут придумать какой-либо случай.
Предъявляя графическую схему необходимо объяснить значение всех ее элементов: первый квадрат – это первое слово - предмет, стрелка – это тоже слово – действие и второй квадрат – это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение. Далее нужно предложить детям посчитать количество предложений в нашем рассказе.
Потом логопед предлагает найти предметные картинки к первому предложению и заполнить ими строчку. Затем предлагается «прочитать» рассказ, но читать не по буквам, а по картинкам.
Анализируя схему дети замечают, в двух соседних предложениях говорится об одном и том же , так как две одинаковые картинки.
Так детей подводят к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – РАССКАЗ.
III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи
Задачи III раздела
- -закрепление усвоенных правил на материале тренировочных упражнений,
- постепенный переход к обучению навыкам самостоятельной связной речи.
Решение таких задач осуществляется на материале новых речевых заданий, построенных по принципу от простого к сложному.
Построить сообщение с опорой на графическую запись значительно легче, и поэтому следует начинать с заданий, стимулирующих именно такие сообщения. Постепенно в речевую практику детей вводятся задания без опоры на содержательные компоненты, но с опорой на модель будущего рассказа.
В дальнейшем элементы графической записи постепенно снимаются и заменяются анализом в устной речи, вначале с опорой на предметы сообщения или наглядные символы описания, а затем и без опоры.
IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения
обучение детей правилам построения более сложного текста, состоящего из нескольких смысловых частей.
Минимальное обращение учащихся к вербально-графической программе во время пересказа служит сигналом для снятия вербальной конкретизации и перехода на графическую программу.
Таким образом, происходит постепенное свертывание «внешних опор».
Типология речевых упражнений разнообразна:
- воспроизведение рассказа с опорой на предварительно составленный план;
- пересказ с частичной опорой на план;
- воссоздание текста по памяти;
- краткий пересказ с предварительным выделением «смысловых вех».
Конспект занятия по формированию навыков связной повествовательной речи.
Вид занятия: формированию навыков связной повествовательной речи.
Тип занятия: фронтальное
Тема занятия: Домашние животные. Обучение пересказу с опорой на предметно-графическую схему.
Цель занятия: научить детей пересказывать рассказ « Лакомка» с опорой на предметно-графическую схему.
Задачи:
- (обучающая) ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе; закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; учить адекватному использованию лексики, обозначающей поведение животный, их отличительные признаки, а так же действия, выполняемые животными в различных ситуациях;
- (развивающая) развивать объем линейной кратковременной памяти: научить запоминать ряд состоящий из 6 элементов;
- (воспитательная) воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей; продолжать воспитывать бережное отношение к животным;
- (коррекционная) устранение аграмматичного использования слов в структуре простой фразы.
Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа, цветные карандаши.
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Орг.момент Повторение изученного Сенсорно- словарная работа Новый материал. Знакомство детей с предметно-графическим планом Динамическая пауза Составление рассказа с опорой на схему Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе Пересказ с опорой на предметно-графическую схему Итог | Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию. Сейчас сядет тот, кто правильно назовет домашние животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе. Молодцы! Дидактическая игра «Кто, чем питается» Педагог предлагает в процессе прослушивания рассказа запомнить, о каких предметах (о ком? или о чем?) сообщается в нем Чтение рассказа: Наша Мурка всем на удивленье любила мед. Запах меда шел из малинника. В малиннике стоял улей. Улей охраняли пчелы. Пчелы и покусали нашу кошку Мурку. Теперь Мурка близко не подходит к меду. После прочтения рассказа, ребята из банка предметных картинок отбирают только те, о которых говорится в нашем рассказе. Уточняя значение слова «улей», предлагается ряд картинок: скворечник, дупло, собачья будка. - Сейчас мы «запишем» рассказ, но только записывать будем не словами, а картинками. Первый квадрат – это первое слово, далее стрелка- это тоже слово, второй квадрат – это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение. Посчитаем количество предложений в нашем рассказе. Далее дети находят предметные картинки к первому предложению и заполняют строчку. Так дети подбирают картинки ко всем предложениям. «Вышла кошечка гулять» Сосредоточим внимание детей на первых двух предложениях, закрыв весь текст экраном. - Что интересного заметили? - Правильно, за счет такого поворота картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ. - Ребята, соедините стрелками одинаковые картинки. Помните, как мы с вами делали новогоднюю гирлянду? Покажите пальчиком, как вы соединяли отдельные колечки вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют РАССКАЗ. Внимательно слушайте и повторяйте за мной предложения. Сейчас вы самостоятельно перескажите рассказ «Лакомка», а поможет вам в этом наша схема. Что нового узнали на занятии? Что больше всего понравилось? | Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет животное и садтится. Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание. Ребята внимательно слушают. Ребята отбирают нужные картинки и объясняют, почему выбрали именно эту. Шесть предложений в рассказе. «читают» предложение. Дети выполняют действия соответствующие тексту. В двух предложениях говорится об одном и том же предмете, а в графическом плане две одинаковые картинки. Вот как дружат предложения. Дети выходят к доске по очереди и пересказывают рассказ. Ответы детей. |
Конспект занятия - Знакомство детей с правилами языковой, лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.
Тип занятия: фронтальное
Тема занятия: Дикие животные. Обучение пересказу с опорой на предметно-графическую схему.
Цель занятия: познакомить детей с новыми средствами синтаксического сцепления предложений – местоимения, производные слова, контекстные синонимы.
Задачи:
- (обучающая) познакомить детей с новыми способами связи предложений в рассказе; закрепить основной способ – прямой лексический поворот; закрепить и уточнить знания детей о диких животных; учить образовывать производные слова, т.е парадигмы словообразования;
- (развивающая) развивать точность, прочность запоминания;
- (воспитательная) воспитывать целенаправленность и устойчивость внимания; продолжать воспитывать бережное отношение к животным;
Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа, цветные карандаши.
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Орг.момент Повторение изученного Построение картинно-графическрго плана Новый материал Динамическая пауза Пересказ с опорой на предметно-графическую схему Итог | Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию. Сейчас сядет тот, кто правильно назовет дикое животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе. Молодцы! Дидактическая игра «Кто, где живет» Чтение рассказа: Как-то раз пастух в поле поймал лисенка. Лисенка принесли ребята. Ребята посадили лисенка в пустой амбар. Прямо за амбаром начинался лес. Ночью из леса пришла лисица. Лисица принесла лисенку зайчонка. - Сейчас мы «запишем» рассказ, но только записывать будем не словами, а картинками. Так дети подбирают картинки ко всем предложениям. Знакомство с правилами лексико-синтаксической связи предложений в рассказе Посмотрите какая схема у нас получилась. А почему мы можем назвать эти предложения рассказом? - Правильно, за счет такого поворота картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ. - Ребята, соедините стрелками одинаковые картинки.
Мишка шел, шел, шел, Пирожок нашел, Сел, поел И дальше пошел. « Будь внимателен» «Прочитайте» первое предложение, а к первому слову второго предложения необходимо подобрать новое слово, так чтобы не разрушить рассказ. ФИШКА ЗАПРЕТА Таким словом может быть? Дальше по тексту производим лексические подстановки и можно сделать вывод – Содержание рассказа не меняется. Один ребенок « прочитывает» предложение так как оно дано в рассказе, а другой с новым словом – поочередно. Что нового узнали на занятии? Что больше всего понравилось? | Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет животное и садится. Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание. Ребята внимательно слушают. Ребята самостоятельно выстраивают смысловую программу к рассказу из предложенных педагогом картинок. «читают» предложение. Дети выполняют действия соответствующие тексту. Можно заменить на – «этого лисенка» или «детеныша» Дети выходят к доске по очереди и пересказывают рассказ. Ответы детей. |
Конспект занятия по формированию навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста
Тип занятия: фронтальное
Тема занятия: Хлеб. Профессии. Обучение пересказу.
Цель занятия: познакомить детей с правилами, т.е. закономерностями, которые лежат в основе создания связного речевого сообщения.
Задачи:
- (обучающая) обучение умению выделять и осознавать правила построения внутреннего, смыслового и внешнего, языкового, планов рассказа; закрепить умения рассказывания об одном и том же предмете по разному;
- (развивающая) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- (воспитательная) воспитывать уважение к труду хлебороба; воспитывать самооценку, самоконтроль и взаимоконтроль.
Оборудование: предметные картинки с изображением хлебобулочных изделий, а так же людей разных профессий: шофера, пекаря, комбайнера и предметов для них, наглядные схемы.
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Орг.момент Повторение изученного Предъявление нового материала Динамическая пауза Составление рассказа по сюжетным картинкам Итог | Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию. Сейчас сядет тот, кто правильно назовет дикое животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе. Молодцы! За правильный ответ получите фишку. Дидактическая игра «Кто, что нужно?» Упр. На восстановление порядка картин серии, объединенных одной темой. -Сейчас, послушайте рассказ и отберите из ряда предложенных сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ. Чтение рассказа: Наступила осень. В поле созрел хлеб. Начались полевые работы. Рано утром встают комбайнеры, выводя свои корабли на поля. Им помогают убирать хлеб шофера на грузовиках. Струится золотое зерно в кузов грузовика. Все люди будут благодарны за их тяжелый труд. Расположите картинки в последовательности протекания событий. К каждой картинке произнесите предложение. -Ой, налетел ветер и что-то сдул с доски, какой картинки не хватает? Встаньте в круг: Листья осенние в небе кружатся Листья осенние на землю ложатся, И под ногами шуршат и шуршат, Словно опять закружиться хотят. Дети повторяют за педагогом отраженно, каждое предложение по картинкам. Самостоятельно составьте рассказ по картинкам, которые мы выбрали. А все внимательно слушают и потом скажете получился рассказ или нет и почему? - А поможет нам в этом схема. Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Посмотрите кто у нас собрал самый богатый урожай? | Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет хлебобулочное изделие и садится. Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание. Внимательно слушают, затем выбирают картинки. Выходят к доске и правильно выставляют картинки. Внимательно восстанавливают картинку. Повторяют движения и проговаривают стих. Дети оценивают свою работу и работу товарищей. Подсчитывают фишки. |
ссылки на литературные источники:
Воробьева.В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.М.: Астрель, 2006.
Ботоева Юлия Александровна, учитель логопед,ДОУ д/с компенсирующего вида № 194, г. Омск, 644076ул. 50 лет ВЛКСМ 12-15, тел. 57 10 16, сот 8 91 969 78 08
Email:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...