Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи
Возраст: 6 лет, подготовительная группа
Тема занятия: «Автоматизация звука С»
Цели: Уточнить и закрепить правильное произношение звука (с) в слогах, словах, чистоговорках и предложениях;
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить и закрепить правильное произношение звука (с) в слогах, словах, чистоговорках и предложениях;
- Закреплять названия основных и оттеночных цветов;
- Закреплять употребление в речи предлогов «в», «за», «из»;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речевое дыхание; силу голоса;
- Развивать зрительное внимание, восприятие, память, фонематический слух;
- Развивать динамическую координацию рук, артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать навык сотрудничества в игре;
- Формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, ответственность.
Оборудование: Зеркала, шпатели, зонды, картинки символы, профиль артикуляции звука, предметные сюжетные картинки, картинка с изображением буквы С, фишки для звукового анализа. Ход занятия.
1. Организационный момент. Логопед: - Здравствуй! Сегодня на занятии мы будем соблюдать правила красивой речи. Мы будем разговаривать, и проговаривать так внятно, что будет всем понятно.
2. Нормализация мышечного тонуса. Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем Сном волшебным засыпаем…
3. Развитие общей моторики. Рано утром на полянке Веселятся две снежинки Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех?
4. Развитие мелкой моторики «Снежок». Раз, два, три, четыре. (Ребенок загибает пальчики, начиная с большого) Мы с тобой снежок слепили. (Ребенок лепит, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий. (Показывает круг, сжимает ладони вместе, гладит одной ладонью другую) И совсем-совсем не сладкий. (Ребенок грозит пальчиком)
5. Массаж лица. По общим правилам: С воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).
6. Мимическая гимнастика. Выполнение действий по тексту. Мы умеем удивляться Мы умеем огорчаться Мы умеем сердиться Мы умеем веселиться.
7. Артикуляционная гимнастика: - Но сначала по порядку выполним для язычка зарядку.
«Улыбка» — растянуть губы в улыбке, зубы не видны, удержать это положение по счету до 5. Повторить 3-4 раза.
«Накажем непослушный язычок» — рот приоткрыт, положить язык на нижнюю губу и пошлепывая язык губами произносить пя-пя-пя, и прикусывая зубами произносим тя-тя-тя, затем удерживаем язык широкий на нижней губе.
«Лопаточка» — приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, удерживать в этом положении под счет до 5.
«Почистим зубки» — приоткрыть рот и кончиком языка погладить, почистить за нижними зубами. Движение вправо, влево, вверх, вниз.
«Горочка» — рот приоткрыт, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка изгибается, удерживать под счет до 5.
«Желобок» — выполнить «лопаточку» слегка прикрыть язык верхней губой и подуть вперед сдувая ватку с ладони, при этом по середине языка образуется узкая щель, желобок.
8. Работа по развитию дыхания и голоса. Если по свежему снегу гулять Нужно воздухом дышать. Выдох- пффф- возврат дыхания- пффф- пауза- возврат дыхания- с-с-с-с- пауза- возврат дыхания- пффф- возврат дыхания- расслабление мышц брюшного пресса.
9. Объявление темы. Логопед: ты узнаешь, какой звук мы будем изучать, если отгадаешь загадку. Сели детки на карниз и растут все время вниз. (сосульки) Логопед: Какой звук дважды повторяется в этом слове? Ребенок: звук С.
10. Произношение изолированного звука по картинкам. Ребенок произносит С.
11. Анализ артикуляции и характеристика звука. - А сейчас мы проанализируем артикуляцию звука С по артикуляционному профилю. С — собака. Губы разомкнуты и растянуты в улыбке. Зубы сближены. Кончик языка внизу. Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют. Струя выдыхаемого воздуха — плавная холодная. Букву окрашиваем, синим цветом. Звук : С- согласный, глухой, твердый. Печатная буква, письменная буква.
12. Связь звука с буквой С. Пальцы руки в полуовале Перед собой направим мы вправо. Полукруг, ну просто класс! Получилась С у нас. Логопед: Выбери элементы, которые необходимы для буквы С. Постой её. На что похожа буква С? (логопед показывает картинки) Найди букву С в рисунке.
13. Развитие фонематического слуха. Логопед: Когда ты услышишь звук С, хлопни в ладоши. с м р с к н Логопед: А теперь слоги. ма, ар, ас, ка, на, ос, ми Логопед: Теперь попробуем в словах. Сок, мама, усы, рыба, лом, нос.
14. Автоматизация звука в слогах. Звуковой анализ слога. Логопед предлагает ребенку повторить слоговые дорожки со звуком С. СА СО СУ СЫ СТА СТО СМУ СКЫ АС ОС УС ЫС СКА СНО СТУ СНЫ Логопед: А сейчас ты проанализируй слог СА, используя фишки. С А С — согласный, глухой, твердый А — гласный, звонкий.
15. Автоматизация звука в словах и звуковой анализ слова. Логопед предлагает ребенку картинки в названиях, которых есть звук С. собака, стул, сыр, самолет, троллейбус, стол, стул, автобус, санки, снегирь, снежинка, снегурочка. Логопед: назови названия этих картинок. - И проанализируй слово «санки». - Сколько слогов в этом слове? Ребенок: 2 слога. Логопед: В каком именно слоге? Ребенок: в первом. - Выложи фишками это слово.
16. Автоматизация звука С в предложениях. Графическая запись предложения.
Логопед предлагает сюжетную картинку.
Логопед: Составь по картинке предложение. Ребенок:
Логопед : Сколько слов в предложении? - Сколько слогов в каждом слове? - А теперь сделаем звуковой анализ каждого слова.
17. Автоматизация звука с в тексте: Гусаки идут леском Гусак за гусаком. Смотрит свысока Гусак на гусака Старый слон. Спит спокойно старый слон. Стоя спать умеет он.
18. Домашнее задание. Логопед: Дома закрепи рассказ о правильном произношении звука С. Проговаривай слова со звуком С. - Повтори стихотворение, которое тебе больше понравилось.
Итог занятия. Логопед: Уточни, пожалуйста, над каким звуком мы работали. Ребенок: над звуком С. Логопед: Что ты узнал о нем? Ребенок: С — согласный, глухой, твердый. Логопед: Назови слова в которых есть звук С.
Оценка работы ребенка. (сюрпризный момент) Логопед дает характеристику работы ребенка, что получилось, что нет. В награду за труд ребенок получает наклейку.
Самоанализ индивидуального логопедического занятия в детском саду автоматизация звука с
Тип занятия: коррекционно-развивающее, изучение нового материала.
Форма организации – индивидуальная
Тип занятия – коррекционно-развивающее, комбинированное.
Возраст: 6 лет, подготовительная группа
Тема занятия: «Автоматизация звука С»
Цели: Уточнить и закрепить правильное произношение звука (с) в слогах, словах, чистоговорках и предложениях;
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить и закрепить правильное произношение звука (с) в слогах, словах, чистоговорках и предложениях;
- Закреплять названия основных и оттеночных цветов;
- Закреплять употребление в речи предлогов «в», «за», «из»;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речевое дыхание; силу голоса;
- Развивать зрительное внимание, восприятие, память, фонематический слух;
- Развивать динамическую координацию рук, артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать навык сотрудничества в игре;
Формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, ответственность.
Логопедическое занятие было построено по технологии игрового обучения.
На занятии так же были использованы технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Во время занятия был использован наглядный материал, что повысило внутреннюю мотивацию учащегося к коррекционно-образовательному процессу.
Цель занятия была доведена о ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия.
Выбранные методы и приемы соответствовали его возрасту и были подобраны с учетом его индивидуальных особенностей (состояния внимания, степени утомляемости).
Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и четко.
Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование советов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение наглядных опор (картинный материал, карточки).
Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата была проведена артикуляционная гимнастика. Были использованы статические, динамические и упражнения для выработки правильной артикуляции звука С.
Особое внимание уделялось дыхательной гимнастике, которая была необходима для выработки правильной длительной плавной воздушной ротовой струи.
Для развития мелкой моторики пальцев рук была проведена пальчиковая гимнастика.
Для общего расслабления была проведена физическая минутка.
Для постановки звука С использовался метод «По подражанию»
На протяжении всего занятия у ребенка поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия.
Все задания способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон, т.к. создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребенка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия.
Мальчик проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленной цели.
Речь ребенка была правильной, четкой, эмоциональной.
Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематических нарушений.
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического нарушения. Автоматизация{ С} в прямых слогах и в словах....
«Л-ЛЬ» Конспект занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи.
Конспект занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи. Тема: Автоматизация звуков [л, ль] в прямых слогах и словах. Цель: Закреплять правильное произношени...

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка 6 лет с элементами логопедической ритмики
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка 6 лет с элементами логопедической ритмикиТема: Звук «Ш»Цель: Постановка звука «Ш». Изучение лексическ...

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи с ребенком 6 лет с использованием природных материалов
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи с ребенком 6 лет с использованием природных материаловТема: Звук «С»Цель: Постановка звука « С»Задачи:Раз...

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....

Конспект подгруппового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5 - 6 лет) Тема: «В гости к нам пришёл мишка»
Конспект подгруппового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)...
