«Здоровьесберегающие технологии в индивидуальной работе с детьми с ТНР»
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 5 г. Лебедянь
Консультация для логопедов
«Здоровьесберегающие технологии в индивидуальной работе с детьми с ТНР»
Учитель –логопед
Ерёмзина О.П.
СЛАЙД 1. Использование современных здоровьесберегающих технологий в индивидуальной коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Логопедические группы и пункты посещают дети, имеющие тяжёлые нарушения речи. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению.
Слайд 2.
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Цель здоровьесберегающих технологий. Обеспечить дошкольнику высокий уровень здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.
Слайд 3.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
– нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
– нарушение дыхания и голосообразования;
– нарушение общей и мелкой моторики;
– расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; – повышенная утомляемость;
– заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
– нарушение темпоритмической организации движений.
Слайд 4.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционной работе для детей с ТНР.
Артикуляционная гимнастика.
Данный вид гимнастики является одним из самых эффективных средств формирования и коррекции правильного звукопроизношения. В нашей группе артикуляционная гимнастика проводится 3 раза в день как логопедом на фронтальных, групповых и индивидуальных занятиях, так и воспитателями.
Регулярное выполнение поможет:
– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
– улучшить подвижность артикуляционных органов;
– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
– уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Слайд 5.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями способствуют усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей.
Дыхательная гимнастика:
– способствует развитию и укреплению грудной клетки;
– направлена на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания;
– необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения.
Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.
Слайд 6.
Пальчиковая гимнастика.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Слайд 7.
Мелкая моторика.
На развитие мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяем особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
Развитие мелкой моторики повышает эффективность коррекционной работы с детьми-логопатами, так как степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребёнка.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Слайд 8.
Биоэнергопластика
Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение плавных движений кисти руки с движениями органов артикуляционного аппарата.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия:
– био-человек как биологический объект;
– энергия – сила, необходимая для выполнения определённых действий;
– пластика – пластичное, гибкое движение.
В момент выполнения артикуляционного движения, рука дублирует положение губ или языка. Биоэнергопластика используется только на индивидуальных занятиях по постановке звуков и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов.
Слайд 9.
Мимическая гимнастика. Мимическая гимнастика — это вид логопедической гимнастики, при котором развиваются лицевые мышцы и мимические движения. Такие упражнения держат мышцы лица в тонусе и учат управлять языком, губами и нёбом. Для коррекции заикания, задержки речевого развития, неправильного звукопроизношения рекомендуется выполнять эти упражнения в комплексе с артикуляционной гимнастикой.
Вот какую пользу приносят регулярные занятия мимической гимнастикой: развивается артикуляционный аппарат; снижается излишнее напряжение в лицевых мышцах; улучшается дикция; тренируется звукопроизношение; повышается выразительность речи и мимики; появляется эмоциональный интеллект, способность распознавать чувства и эмоции.
Слайд 10.
Физкультминутки во время занятий.
Физмикультнутки обеспечивают кратковременный отдых детей и способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой: тем самым ликвидируются застойные явления крови в организме, и активность детей на занятиях возрастает. Проведение динамических пауз предупреждает переутомление, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей.
Слайд 11.
Логоритмические занятия
Важнейшей задачей логопедической ритмики является формирование и развитие у детей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания речи и устранения речевых нарушений.
Логопедическая ритмика содействует всей коррекционно-воспитательной и логовосстановительной работе с детьми, страдающими расстройствами речи. Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения.
Логоритмика – это система двигательных упражнений с произнесением конкретного речевого материала.
Слайд 12.
Самомассаж. Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребёнком. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях детского сада. Самомассаж помогает укрепить организм, является хорошей профилактикой при многих заболеваниях.
Слайд 13.
«Су – Джок терапия»
В коррекционно – логопедической работе приемы Су – Джок терапии используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком и кольцом.
С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз.
Слайд 14
Работа с родителями
В работе с родителями мы используем: консультации, индивидуальные беседы, тематические родительские собрания, папки передвижки, профилактические беседы по пропаганде здорового образа жизни, выставки и пр.
Но особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.
- Родительские собрания;
- Консультации;
- Центры двигательной активности;
- Проведение совместных мероприятий.
Слайд 15.
Использование здоровьесберегающих технологий в нашей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать педагогический процесс.
Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и зр...
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста
Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с ребенком логопатом»
Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к...

Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"
Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...
Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия.
Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия....
