ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
методическая разработка по логопедии

Ватутина Анастасия Анатольевна

По данным многочисленных исследований, у детей с нарушениями речи наблюдается недостаточная сформированность двигательных умений и навыков, увеличивается истощаемость двигательной сферы, снижается моторная память и внимание. Нарушения, связанные с фонетико-фонематической стороной речи, лексико- грамматическим строем, двигательной функцией препятствуют овладению детьми программой детского сада.Поэтому в программу по воспитанию и обучению детей с нарушениями речи необходимо включать занятия по логоритмике. Теоретической основой для построения системы работы по логоритмике выступает теория уровневой организации движений Н.А. Бернштейна.Логопедическая ритмика является одной из наиболее результативных направлений коррекционной педагогики. Она представляет собой комплексную методику, которая включает средства логопедического, музыкально- ритмического, физического воспитания. Ее главными частями являются: движение, музыка, речь. Основным компонентом в применении на логоритмических занятиях перечисленных средств является взаимосвязь движений с музыкой и использование качественного речевого материала. Музыка влияет на эмоционально-волевую сферу ребенка, позволяет развивать двигательную сферу, выразительность движений, ритмичность.

Занятия по логоритмике с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо проводить два раза в неделю, в первой половине дня. Продолжительность одного занятия составляет 20-25 минут в зависимости от возрастных особенностей детей. Заниматься следует в мягкой обуви, в свободной для движений одежде. В начале занятия по логоритмике с детьми проводятся музыкально-ритмические упражнения, нацеленные на тренировку памяти, внимания, ориентировки в пространстве, координации движений. Важную роль играют упражнения, которые регулируют тонус мышц, они пронизывают все занятие. По мере увеличения утомления детей необходимо переходить ко второй части занятия: прослушиванию музыки и пению. Прослушивание музыки обычно проводится в середине занятия, для того, чтобы предоставить детям возможность немного отдохнуть, а также подготовиться к дальнейшей игре. После спокойного вида деятельности можно переходить к подвижной игре в целях разрядки, для закрепления полученных результатов. Заключительная ходьба, релаксация, пластические этюды помогают восстановить дыхание дошкольников, настроить их на дальнейшие занятия. Например, можно использовать релаксационные упражнения: «В лесу», «На морском берегу», этюд «Воздушный шар».

Наиболее благоприятными занятиями являются такие, которые проводятся непосредственно учителем-логопедом. Полезным для детей является взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С

НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

По данным многочисленных исследований, у детей с нарушениями речи наблюдается недостаточная сформированность двигательных умений и навыков, увеличивается истощаемость двигательной сферы, снижается моторная память и внимание. Нарушения, связанные с фонетико-фонематической стороной речи, лексико- грамматическим строем, двигательной функцией препятствуют овладению детьми программой детского сада.Поэтому в программу по воспитанию и обучению детей с нарушениями речи необходимо включать занятия по логоритмике. Теоретической основой для построения системы работы по логоритмике выступает теория уровневой организации движений Н.А. Бернштейна.Логопедическая ритмика является одной из наиболее результативных направлений коррекционной педагогики. Она представляет собой комплексную методику, которая включает средства логопедического, музыкально- ритмического, физического воспитания. Ее главными частями являются: движение, музыка, речь. Основным компонентом в применении на логоритмических занятиях перечисленных средств является взаимосвязь движений с музыкой и использование качественного речевого материала. Музыка влияет на эмоционально-волевую сферу ребенка, позволяет развивать двигательную сферу, выразительность движений, ритмичность.

Занятия по логоритмике с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо проводить два раза в неделю, в первой половине дня. Продолжительность одного занятия составляет 20-25 минут в зависимости от возрастных особенностей детей. Заниматься следует в мягкой обуви, в свободной для движений одежде. В начале занятия по логоритмике с детьми проводятся музыкально-ритмические упражнения, нацеленные на тренировку памяти, внимания, ориентировки в пространстве, координации движений. Важную роль играют упражнения, которые регулируют тонус мышц, они пронизывают все занятие. По мере увеличения утомления детей необходимо переходить ко второй части занятия: прослушиванию музыки и пению. Прослушивание музыки обычно проводится в середине занятия, для того, чтобы предоставить детям возможность немного отдохнуть, а также подготовиться к дальнейшей игре. После спокойного вида деятельности можно переходить к подвижной игре в целях разрядки, для закрепления полученных результатов. Заключительная ходьба, релаксация, пластические этюды помогают восстановить дыхание дошкольников, настроить их на дальнейшие занятия. Например, можно использовать релаксационные упражнения: «В лесу», «На морском берегу», этюд «Воздушный шар».

Наиболее благоприятными занятиями являются такие, которые проводятся непосредственно учителем-логопедом. Полезным для детей является взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя.

присутствовать на этих занятиях. В процессе построения плана логоритмических занятий целесообразно применять принцип наращивания материала. Сущность упражнений по логоритмике может быть различной: воображаемое путешествие, экскурсия, сказочный сюжет, фольклорные источники, элементы конкурса и т.д. На содержание материала влияет уровень сформированности речевых и двигательных навыков, состояние словарного запаса. В самом начале коррекционной работы происходит отработка двигательных умений и навыков, затем осуществляется развитие речевой функции. Во время логоритмических занятий с дошкольниками развивается чувство музыкального ритма, координация и переключаемость движений, навыки сочетания речи с движением, увеличивается объем словарного запаса, повышается познавательная активность.

Логопедическая ритмика для дошкольников с речевыми нарушениями обязательно включает тренировку психо-моторных и сенсорных функций: двигательных умений с полным изучением всех движений и плавным переходом на движения с речью, упражнения совсевозможной сменой темпа и ритма, на четкое воспроизведение речевого материала с выполнением движений в комплексе «движение – речь». Для определения уровня эффективности занятий по логоритмике составляется карта индивидуального психомоторного развития каждого ребенка. Чтобы оптимизировать коррекционный процесс, решить задачу оздоровления и здоровьесбережения, проводится подробный анализ занимающейся группы детей по физическому, нервно-психическому статусу, по состоянию их опорно-двигательного аппарата в начале курса занятий и в его конце, констатируя произошедшие изменения. Эти данные оформляются в сводную таблицу. По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно- моторной или тонко дифференцированной координации и происходит планирование, построение коррекционного маршрута занятий с дошкольниками.

Таким образом, использование логопедической ритмики позволяет в интересной и доступной форме сформировать у дошкольников с нарушениями речи общие речевые навыки, такие, как темп и ритм речи, дыхание, выразительность речи. В процессе музыкально-дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Использование логопедической ритмики в системе логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, способствует их эффективному речевому развитию, формированию моторной сферы и музыкальных способностей, а также влияет на формирование высших психических функций, познавательных процессов, что способствует формированию личности в целом.

присутствовать на этих занятиях. В процессе построения плана логоритмических занятий целесообразно применять принцип наращивания материала. Сущность упражнений по логоритмике может быть различной: воображаемое путешествие, экскурсия, сказочный сюжет, фольклорные источники, элементы конкурса и т.д. На содержание материала влияет уровень сформированности речевых и двигательных навыков, состояние словарного запаса. В самом начале коррекционной работы происходит отработка двигательных умений и навыков, затем осуществляется развитие речевой функции. Во время логоритмических занятий с дошкольниками развивается чувство музыкального ритма, координация и переключаемость движений, навыки сочетания речи с движением, увеличивается объем словарного запаса, повышается познавательная активность.

Логопедическая ритмика для дошкольников с речевыми нарушениями обязательно включает тренировку психо-моторных и сенсорных функций: двигательных умений с полным изучением всех движений и плавным переходом на движения с речью, упражнения совсевозможной сменой темпа и ритма, на четкое воспроизведение речевого материала с выполнением движений в комплексе «движение – речь». Для определения уровня эффективности занятий по логоритмике составляется карта индивидуального психомоторного развития каждого ребенка. Чтобы оптимизировать коррекционный процесс, решить задачу оздоровления и здоровьесбережения, проводится подробный анализ занимающейся группы детей по физическому, нервно-психическому статусу, по состоянию их опорно-двигательного аппарата в начале курса занятий и в его конце, констатируя произошедшие изменения. Эти данные оформляются в сводную таблицу. По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно- моторной или тонко дифференцированной координации и происходит планирование, построение коррекционного маршрута занятий с дошкольниками.

Таким образом, использование логопедической ритмики позволяет в интересной и доступной форме сформировать у дошкольников с нарушениями речи общие речевые навыки, такие, как темп и ритм речи, дыхание, выразительность речи. В процессе музыкально-дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Использование логопедической ритмики в системе логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, способствует их эффективному речевому развитию, формированию моторной сферы и музыкальных способностей, а также влияет на формирование высших психических функций, познавательных процессов, что способствует формированию личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Логоритмика: Ее роль в системе здоровьесберегающих технологий в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста"

Роль логоритмики в системе здоровьесберегающих тенологий. Опыт работы в данном напралении, используемая литература....

Консультация «Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий»

Консультация "Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий" знакомит с определением логоритмики, историей ее возникновения, целями, задачами и коррекционными возможностями. В консуль...

Рекомендую статью "ЛОГОРИТМИКА В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"

https://www.defectologiya.pro/Очень интересная статья!Демакова И.Г. Учитель – логопед высшей квалификационной категории...

ЛОГОРИТМИКА В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Логоритмика — методика, направленная на развитие речи через взаимодействие движений и музыки. Она помогает не только корректировать речевые нарушения, но и всесторонне развивать детей....