Логопедические сказки. Сказка, в которой живет звук [с]
план-конспект занятия по логопедии

Бескоровальная Наталья Владимировна

Данный конспект занятия поможет коллегам-логопедам, педагогам коррекционных групп дошкольного образования разнообразить подачу учебного материала. Внести изюминку в привычное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_skazki.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка, в которой живет звук [с]

Цель: Развитие фонематического слуха, воздушной струи, подготовка артикуляционного аппарата, постановка звука [с].

Логопед  и ребенок сидят перед зеркалом. Педагог предлагает ребенку показать рот, губы, рассказывая, что рот — это домик, а губы — двери.

Логопед. А кто живет в этом домике?

Ребенок. Язык.

Логопед. Для чего нам нужны губы и язык?

Ребенок. С помощью губ и языка мы произносим различные звуки.

Логопед. Повтори звуки [а], [м]. (Ребенок повторяет.)

Логопед Все звуки должны жить в твоем домике. Но не все звуки могут попасть туда, как у тебя, например звук [с]. Нам с тобой предстоит трудное, но интересное путешествие в Волшебную сказку, где живет звук [с]. Мы должны будем преодолеть все препятствия, которые возникнут у нас на пути, чтобы вернуть этот звук в твой домик. В помощники мы возьмем Старичка Звуковичка. Он прочел много книг и все знает. А еще он умеет правильно и красиво говорить и тебя может научить этому.

Трудно отыскать звук [с], придется нам с ним поиграть.

Игра «Поймай звук»

Цель: развитие слухового и фонематического восприятия.

Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты будешь хлопать, когда услышишь звук [с].

Звуки: [с], [в], [к], [м], [с], [л], [с], [к], [н], [с].

Слоги: ко — со — ну — су — лы — мы — сы.

Слова: книга, собака, облако, лиса, автобус, дерево, капуста.

Чтобы правильно говорить,

Нужно с пальчиками дружить.

Старичок Звуковичок любит играть с пальчиками и предлагает свою пальчиковую гимнастику.

Со Старичком Звуковичком             Имитировать ходьбу указа-

Мы пойдем по сказке звуков,       тельным и средним пальцами

                                                             обеих рук.

Нам преграды нипочем,              Скрестить ладони, сделать злое

Не боимся злых мы духов.          лицо, руки—ладонями вперед

                                                           на уровне лица.

Будем с язычком дружить             Одной рукой пожать другую,

                                                             показать язык.

И с Воздушной Струйкой тоже.   Одной рукой пожать другую,

                                                            вытянуть вперед губы и сильно подуть.

Ну а звуки говорить                      Смыкать  и  размыкать  все пальцы,

                                                      изображая открывание и закрывание рта.

Старичок нам всем поможет.      Прижать ладони обеих рук к груди.

А еще у Старичка Звуковичка есть подружка Воздушная Струйка. У тебя она тоже есть.

Подуй на свою ладонь, на вертушку.

(Далее игра выбирается с учетом индивидуальных особенностей ребенка.)

Игра «Потянем ниточку».

Вдох через нос, долгий выдох через рот. Правая рука будто тянет длинную нитку изо рта.

Игра «Забей мяч в ворота».

Ребенок берет ватный мячик, кладет перед футбольными воротами (можно сделать из кубиков или из проволоки). «Забивает мяч» сначала плавной струей воздуха, а затем резкой, отрывистой.

Игра «Посвистим в пузырек».

Губы — в улыбке, широкий кончик языка — на нижней губе. Пустой пузырек прижать к подбородку. Ребенок направляет воздушную струю на кончик языка, стараясь попасть в пузырек.

Игра «Сдуй снежинку с ладошки».

Губы — в улыбке, широкий кончик языка — на нижней губе. Сделать вдох и на выдохе сдуть бумажную снежинку с ладошки.

Игра «Подуй на свой палец».

Губы — в улыбке, широкий кончик языка — на нижней губе, указательный палец правой руки — перед ртом. Ребенок должен подуть на палец и почувствовать сильную воздушную струю.

Старичок Звуковичок советует нам: чтобы язычок стал послушным, нужно сделать полезный массаж:

  • поглаживание широкого кончика языка губами;
  • поглаживание широкого кончика языка зубами;
  • покусывание широкого кончика языка;
  • поглаживание кончика языка;
  • пошлепывание широкого кончика языка: «Пя-пя-пя...»

Артикуляционная гимнастика.

Посмотри, какое красивое солнышко нарисовал Старичок Звуковичок. (Показывает картинку с изображением солнца.) Оно улыбается. Улыбнись ему!

Солнце улыбается,

А у тебя получается?

Вот улыбка до ушей,

Хоть завязочки пришей.  (Показывает картинка с изображением забора.)

Упражнение «Заборчик».

Цель: непроизвольное удержание улыбки.

Логопед.

Ну а это вот заборчик.

Язычка мы спрячем кончик.

Зубы крепко ты сомкни,

Губы плавно разведи.

Старичок Звуковичок посадил на огороде картофель, морковь, свеклу. Назови одним словом, что он посадил.

Ребенок. Он посадил овощи.

Логопед. Наступила осень, Звуковичок должен собрать урожай овощей. Что ему для этого нужно?

Ребенок. Звуковичку нужна лопата.

Упражнение «Лопаточка».

Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка широким.

Вот лопаточка лежит,

Язычок наш не дрожит.

Еще Старичок Звуковичок любит чистить зубы зубной щеткой. А ты чистишь?

Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

Логопед. Почистим старательно кончиком языка нижние зубы из стороны в сторону.

Чистим, чистим зубы мы,

Будут чистые они.

(Ребенок имитирует языком движения, как будто чистит зубы.)

Отправимся дальше на поиски звука [с]. Старичок Звуковичок взял велосипед, но по дороге колесо спустило. Помоги накачать колесо, изобрази насос.

Фонетическое упражнение «Насос». Для этого нужно улыбнуться, кончик языка завести за нижние зубы и сильно подуть: «С-с-с». Какой звук у тебя получился?

Ребенок. Получился звук [с].

Рефлексия.

Логопед. Вот и закончилось наше путешествие. Мы и нашли твой звук [с]. Теперь он всегда будет жить в твоем домике-ротике и больше никогда не потеряется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

Игровые приемы постановки звуков. Сказка, в которой живет звук (С) и другие.

С помощью этих  занимательных игр можно проводить постановку звуков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией и  ускоряет процесс автоматизации....

Инсценировка сказки "Сказка о мальчике который мечтал стать художником"

Инсценировка сказки  "Сказка о мальчике который мечтал стать художником" разработана и реализована на базе старшей группы, очень простой сюжет и стихотворный текст позволил использовать данную по...

Литературная викторина: "Сказки, сказки, сказки".

Литературная викторина по русским народным сказкам в средней группе....

Добрая добрая сказка. Сказка для детей,которые обманывают и обижают других

Сказка для детей, которые обманывают и обижают других....

Презентация проекта "Сказка - мир в котором живет ребенок"

Цель проекта: - Развивать у детей устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства.– Раскрыть ценность совместного творчества детей и их родителей....

Авторская сказка "Сказка про Вовочку, который ходил с папой на выборы"

Россия - это страна, в которой я родилась и живу, значит, это и есть моя Родина. Это родина моих предков. Россия богата своей природой: лесами и полями, реками и озерами. В России много красивых ...