Конспект непосредственной организованной деятельности по ориентировке на микроплоскости на тему: "Школа" для детей подготовительной к школе группы с нарушениями зрения
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Карпова Марина Васильевна

Данный конспект предназначен для воспитателей, учителей-дефектологов, работающих по программе М.А.Васильевой  образовательная область "Познавательное развитие" по ФЭМП и по программе Л.И.Плаксиной по ориентировке в пространстве по лексической теме "Школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nol_shkola.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

                                   «Начальная школа – детский сад IV вида №144»

                                                      Нижегородской области

                           Конспект

                 непосредственной         образовательной деятельности по ориентировке на микроплоскости на

          тему «Школа» для детей

подготовительной к школе группы

            с нарушением зрения                                        

                                                                                                          Разработала

                                                                                                         Карпова Марина Васильевна

                                                                                                         учитель - дефектолог

       

                                                              г. Дзержинск

                                                                      -    2013-

Цель. Формирование пространственных представлений и ориентировки в пространстве.

Задачи:

Образовательные

-Обогащать представления детей о школе.

-Формировать способность к обобщению  «школьные принадлежности»

- Познакомить детей с понятием «клетка»,  многозначностью слова

Коррекционно – развивающие

-Продолжать знакомить детей с разными видами микроплоскости (вертикальной - картина, клетка, лист)

- Закрепить употребление пространственных предлогов и наречий

-Учить узнавать предметы в условиях затруднённого восприятия ( из зашумлённого фона)

-Продолжать учить детей сравнивать предметы, выделять различия, сходство, развивать переключение внимания.

-Тренировать зрительно- двигательную функцию прослеживания, повышать рефлекс фиксации,  остроту зрения

-Развивать мелкую моторику

-Развивать функцию самоконтроля, умение сличать сравнивать с образцом

Воспитательные

-Воспитывать волевые качества целеустремлённость

Материал, оборудование

Для учителя – дефектолога:

- Звукозапись «Учат в школе»,

- Картина «В школе»,

 - школьные принадлежности (карандаш, ластик, ручка, пенал, портфель, тетрадь) предметы, картинки

- Картинки: кролик в клетке, попугай в клетке, рубашка в клетку

- Квадрат

- Коврограф с разлинованной клеткой

- Квадраты красного, зелёного, оранжевого цвета

- Сумка,

- Лазерная указка

Для детей:

- Школьные принадлежности (карандаш, ластик, ручка, пенал, тетрадь) предметы,

- Тетрадь в крупную клетку

-Фломастеры

-Поднос

-Набор плоскостных геометрических фигур

- Карточка с зашумлённым изображением школьных принадлежностей

- Лабиринт

Дифференциация учебного материала с учётом психофизических возможностей и состояния зрения детей

Посадка (от 0,4 единицы) – 1 стол, левая окклюзия – справа от дефектолога, правая окклюзия – слева от дефектолога

Детям с низкой остротой зрения – четкий контур, снижение темпа,

Детям при сходящемся косоглазии -  подставки

Для детей с высоким (+) и средним (0) уровнем психического развития:

-Вопросы поискового характера, ответы распространённым  предложением

- Выделение 7 предметов из зашумленного фона

Для детей с низким (-) уровнем

Вопросы репродуктивного характера, ответы словом, фразой, простым предложением, повторение

- Выделение 5 предметов из зашумленного фона

+ высокий уровень

0 средний уровень

- низкий уровень

Методы и приемы:

Практические упражнения, задания, вопросы, образец, сравнение, инструкция, оценка, контроль, совместные действия

Пропедевтическая работа:

Отгадывание загадок, игры, упражнения

Индивидуальная работа:

Оказание помощи Кириллу при прослеживании по лабиринту

 

                                   

                                               Ход НОД

Организационный момент.

Звучит запись «Учат в школе». Ребята, сегодня мы будем говорить о школе. Я знаю, что вы очень любите веселиться, путешествовать, играть в разные игры. Предлагаю вам поднять настроение и сделать весёлую зарядку. ( Дети стоят в кругу слушают)

Пальчиковая гимнастика «Весёлая зарядка»

Приготовили наши пальчики, на каждое слово будем поочерёдно загибать пальцы рук и потом разгибать их.

Семь вещей у нас в портфеле    (Поочерёдно загибают пальцы  рук)

Пластилин, тетрадь,

Ручка есть, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна      ( Поочерёдно разгибают пальцы на каждое слово)

Убирала аккуратно,

И пенал и карандаш,

И букварь- приятель наш.

Основная часть

«Отгадай загадку»

Поиграем в игру «Отгадай загадку», вашими помощниками будут  эти картинки.

Палочка волшебная есть у меня друзья, палочкою этой могу построить я

башню, дом, и самолёт, и большущий пароход. (Карандаш)                       (0, -)

Я люблю прямоту, я сама прямая. Сделать новую черту всем я предлагаю. (Линейка)                                                                                                          (+, 0 )

Если ей работу дашь - зря трудился карандаш. (Ластик)                             (+,0)

Стальной конёк, по белому полю бегает, за собой следы оставляет. (Ручка)                            (+,0)

Новый дом несу в руке, двери дома на замке, а живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель)                                                                            (0,-)

В этой узенькой коробке, ты найдешь карандаши, ручки, перья, скрепки, кнопки, что угодно для души.   (Пенал)                                                       (+,0 )

Листы у неё белые-белые, они не падают с веток, на них я ошибки делаю среди полосок и клеток.  (Тетрадь)                                                               ( 0, -)

Дети, как все эти предметы можно назвать одним словом?  (Школьные принадлежности)                                                                                            (+,0 )

 Зачем нужны школьные принадлежности?                                                ( 0, -)

 Где нужны школьные принадлежности?               (Дети думают, отвечают)

В школе нужны  школьные принадлежности, чтобы получать знания, учиться.1 сентября вся страна отмечает праздник День знаний. В этот день начинают работать школы, институты, университеты. Дети, студенты идут получать знания, учиться.

«Рассмотри картину»

Давайте рассмотрим картину «В школе»

Как называется помещение в школе, где учатся дети?                                 (+,0 )

Кто изображён на картине слева?                                                                   ( 0, -)

Элина, иди, покажи, где изображены слева дети                                         ( 0, -)

В школе детей называют учениками (Повторение хором, индивидуально)

Что  делают ученики?                                                                                    ( 0, -)

Рассмотрите, как одеты ученики.                                                                  (+,0 )

В школе ученики одеты в специальную одежду она называется форма.

Кто изображён на картине справа?                                                                ( 0, -)

Фёдор, иди, покажи, где справа ученица

Чем занята ученица?                                                                                        (+,0 )

Какие школьные принадлежности использует ученица?                            ( 0, -)

Кто находится между учениками и ученицей?

Учитель учит детей, решать задачи, писать, читать, рисовать.

 «Знакомство с клеткой»

Сейчас мы тоже будем учиться, я хочу познакомить вас с клеткой. Дети, а что такое клетка? (ответы детей)             (+,0 )

Обобщение: слово клетка имеет много значений. Клетка это дом, где живёт кролик, попугай,  клетка это рисунок на одежде,  клетка может быть в тетради.

 Откройте тетрадь. Найдите страницу. Рассмотрите её.

 А теперь, посмотрите на доску, сверху вниз иду прямые, ровные линии.

 Найдите  на странице тетради линии сверху вниз, проведите  по ним пальчиком.

А теперь, посмотрите на доску, линии идут и слева направо,

 Найдите на странице тетради линии слева направо, проведите пальцем.

Дети, где эти линии пересекаются, образуются клетки.

Посмотрите на доску это клетка.

У вас в подносе лежат фигуры, покажите, на какую фигуру похожа клетка  (квадрат)                                      ( 0, -)

«Путешествие по клеткам»

Найдите середину страницы, нарисуйте там клетку, синим фломастером, закрасьте её.

Найдите середину верхней стороны тетради нарисуйте там клетку красным фломастером, закрасьте её.

Найдите правый нижний угол нарисуйте там клетку оранжевым фломастером, закрасьте её.

Найдите левый верхний  угол нарисуйте там клетку зелёным фломастером, закрасьте её.

Проверьте, так ли у вас, как на доске. Если есть ошибки, исправьте их.

Физкультминутка зрительно – двигательная

Огонёчек, озорной, поиграй-ка ты со мной

Вверх, вправо, вниз, влево, вверх               Взор вверх, вправо, вниз, влево,

                                                                         вверх                                                                                

По кругу,                                                        Взор по кругу тренажёру

по треугольнику.                                               Взор по треугольнику тренажёру

Глаза закрываем и отдыхаем.                           Закрывают глаза

Одолела нас дремота, шевельнуться неохота. Стоят с закрытыми глазами

Ну-ка делайте со мною упражнение такое:      Стоят с закрытыми глазами

Вверх, вверх, погляди, потянись, вниз, вниз улыбнись,   Потягивание,

 Окончательно проснись                                                      Взор вверх

Руки вытянуть пошире, 1,2,3,4, наклониться 3,4-     Разводят руки в стороны,

                                                                                         наклоняются                                                                                                  

 И на месте пошагать, на носок, потом на пятку     Шагают, встают на носки,

                                                                                         на пятки  

Все мы делали зарядку.                                                Шагают

«Помогите Буратино дойти до школы» (по лабиринту)

В известной сказке  «Золотой ключик» А.Толстого был мальчик Буратино, который очень хотел учиться в школе.  Поможем, ему дойти до школы?

«Узнай школьные принадлежности»

Дети, у вас на краю стола лежат карточки.

Возьмите их рассмотрите. Здесь нарисован Буратино.

Он не может узнать школьные принадлежности. Поможем ему.

Что находится в середине, справа, внизу,                                 ( 0, -)

 в левом верхнем углу, в правом нижнем углу и т.д.               (+,0 )

«Найди различие, сходство»

Буратино принёс предметы, что это?

Чем отличаются портфель и сумка?                                         ( 0, -)

В чём сходство портфеля и сумки?                                                                                                            

(+,0 )

Подведение итогов.

Ну, что, ребята, молодцы помогли Буратино пойти в школу, без вас он бы не справился. На следующий год вы тоже пойдёте учиться в школу.

Кто все задания выполнил правильно, поднимите зелёный флажок, у кого ошибки, неточности красный флаг. В чём были затруднения? (+,0 )

                                                  Литература

Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) Москва, «Просвещение» 2006г

С.А.Исаева Физкультминутки в начальной школе Артис Пресс, М.,2003Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей (для детей подготовительной к школе группе с нарушением зрения) Зоопарк

Развитие общей и мелкой моторики, автоматизация в игровых упражнениях звуков [c], [з], [ш], [ж], [р]....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировки для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения по теме: «Мамин день»

Уточнить и расширить представления об истории праздника 8 Марта, расширять активный и пассивный словарный запас; способствовать  активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций, развивать...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей подготовительной к школе группы с применением ИКТ “Добрые праздники среди зимы”

Аннотация к интегрированному  занятию по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Добрые сказки среди зимы» с применением ИКТ.Данное зан...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности на тему:«Путешествие в страну Рисовандию»для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием не...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ПЕРЕКРЁСТОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Тема НОД: «Перекрёсток»Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)Направление образования и развития (образовательная область): Познавательное развитие.Цель: формирование у детей со...

план - конспект занятия "Полезные бумажки" для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения

Занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста...