Методический справочник для воспитателя "Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
картотека по математике на тему
Методический справочник для воспитателя «Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений», который включает в себя стихи, пословицы, поговорки, загадки, математические шуточные задачи и т.д., которые помогут воспитателям при формировании математически х представлений у дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методический справочник для воспитателя
«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений»
Физкультминутки
1. Стойкий оловянный солдатик
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую- к груди,
Да смотри- не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
2. Косари.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда.
Делай "раз" иделай "два".
3.Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз-согнуться, разогнуться.
Два-нагнуться, потянуться.
Три- в ладоши три кивка.
4.Самолет
Руки в стороны-в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре-
Полетел наш самолет.
5. Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко- подышим.
Пословицы, крылатые слова и поговорки.
1.* Одно дерево срубишь- десять посади.
* Один пашет, а семеро руками машут.
* Один в море- не рыбак.
* Одна голова на плечах.
* Одна нога тут, другая там.
2.* Два сапога- пара.
* Как две капли воды.
* Одна голова- хорошо, а две- лучше.
* От горшка два вершка
* Уплетать за обе щеки.
3.* Не узнавай друга в три дня- узнавай в три года.
* Заблудиться в трех соснах.
* От горшка три вершка.
* Обещанного три года ждут.
* Плакать в три ручья.
4.* Без четырех углов изба не рубится.
* На все четыре стороны.
* Жить в четырех стенах.
5.* Как свои пять пальцев.
* Пятое колесо в телеге.
ЗАГАДКИ.
1. Танцует крошка,
А всего одна ножке.
(юла, волчок)
* Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается.
( гриб)
* Много рук, а нога одна ( дерево).
* Одноглазая старушка узоры вышивает ( игла).
* У кого днём один глаз, а ночью много? ( у неба).
2.* Два братца в воду глядятся - век не сойдутся (берега).
* Две плетёнки, две сестрёнки из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - так надевать, чтоб не мёрзли пять да пять. ( варежки).
* У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами. ( велосипед).
3.* Треугольная доска, а на ней три волоска.
Волосок - тонкий, голосок - звонкий. ( балалайка).
* У него глаза цветные, не глаза, а три огня.
Он по очереди ими, сверху смотрит на меня ( светофор).
4.* Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел он вспорхнул и улетел ( бабочка).
* Четыре ноги, а ходить не может ( стол).
* Кто в году четыре раза переодевается? ( земля)
5.* Пять братьев - всем одно имя, годами равные, ростом разные. ( пальцы)
* Чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят ( пальцы в варежке)
* Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты)
* Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца, ест и пьёт он из корытца. (поросёнок).
Стихи математического содержания
- Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
(С.Маршак)
- Похожа единица на крючок,
А может, на обломанный сучок.
(Г.Виеру)
- На длинной ножке
Застыв до поры,
Отдыхает палочка
После игры.
(Ф.Дагларджа)
- Начнем считать:
Один, одна –
Моя страна.
Здесь наш родной,
Любимый дом.
Отчизна, Родина –
Одна
У каждого из нас
ОДНА.
(Г.Кайтуков)
–А вот это – цифра два
Полюбуйтесь какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
(С.Маршак)
-Два - похожа на гусенка
С длинной шеей,
Шеей тонкой
(Г.Виеру)
-Два на ножке приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнет –
Прямо лебедем плывет.
(С.Маршак)
–А вот это посмотри,
Выступает цифра три,
Тройка – третий из значков –
Состоит из трех крючков
(С.Маршак)
–Это – месяц дугой,
Ниже месяц другой.
А теперь –
Посмотри
Получилась цифра три!
(Бакалдин)
–Три цвета у светофора,
Они понятные для шофера:
Красный свет –
Поезда нет.
Желтый –
Будь готов к пути,
А зеленый свет – кати!
(С.Маршак)
- За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
(С.Маршак)
- Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.
(Г.Виеру)
- Делал Егорка
С мамой уборку
Опрокинул стул
В квартире,
Стал похож он
На четыре.
- А вот это – цифра пять!
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Цифру пальчику скажи.
- А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо потянула,
Ножку круто изогнула.
(С.Маршак)
Занимательные задачи в стихах по математике.
Они тренируют память, развивают логическое мышление и поднимают настроение!
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое — маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке — Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.
В рыбьем царстве к осетру
Приплывают по утру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?
В.Кудрявцева
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа…
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
Жили-были
у жилета
Три петли
и два манжета.
Если вместе их считать
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь,
в чём секрет?
У жилета нет манжет!
Г.Новицкая
Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки — три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!
Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Пять Сережке, три Антошке,
Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы друзья считайте,
Сколько капель отвечайте!
Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, всем привет!
Н.Разговоров
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей —
Сколько всего в воде малышей?
На базаре добрый ёжик
Накупил семье сапожек.
Сапожки по ножке — себе,
Поменьше немного — жене.
С пряжками — сыну,
С застёжками — дочке.
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семье у ёжика ножек?
И сколько купили сапожек?
Вдоль овражка
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько всего шло детей?
Отвечай поскорей!
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел — Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей — Посчитай-ка всех зверей.
Б.Заходер
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
>Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?
Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь!
Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки
В каждой по три веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может
Кто же ей поможет?
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?
Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!»
Считалки математического содержания
- Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Все кричали:
Ку – ку – мак!
Убирай один кулак!
- Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели,
И тебе водить велели.
- Мы собрались поиграть.
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три –
Начинаешь ты.
- Вышли мыши как-то раз.
Посмотреть который час.
- Раз, два, три, четыре!
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мыши вон!
- Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы -
Ты, пойди-ка, поводи!
Скороговорки математического содержания
- В один клин,
Клим колотил.
- Возле грядки – две лопатки,
Возле кадки – два ведра.
- Сидели на лавочке две Клавочки,
Делили булавочки.
- В пруду у Поликарпа
Три карася три карпа.
- Вышел кот из ворот,
Кот рябой, хвост – трубой!
А ну, попробуй повтори,
Да не раз, а целых три!
- У четырех черепах по четыре черепашонка
- Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами
Четыре чертежа чрезвычайно чисто.
- Опять пять ребят
Нашли у пенька пять опят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста...
Консультация на тему: «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....
Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы , методы, иногда и содержан...
Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...
Консультация для педагогов «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...
«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....