Конспект игры-занятия по ФЭМП во второй младшей группе "Поможем трём поросятам"; Консультация для воспитателей на тему "Дидактические игры как средство ФЭМП младших дошкольников"
план-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме

Колтун Екатерина Александровна

Предварительный просмотр:

Конспект игры-занятия «Поможем трем поросятам»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: продолжать формировать элементарные математические представления.

Программное содержание:

  • продолжать формировать навыки сравнения нескольких предметов (до 3) разной величины, раскладывая их в убывающем порядке, обозначая порядок словами «высокий», «ниже», «самый низкий»,
  • закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник,
  • упражнять в отгадывании загадок,
  • расширять представления об окружающем мире, сезонных изменениях в природе;
  • закреплять умение составлять изображение с помощью счетных палочек;
  • развивать память, логическое мышление, речь, воображение, творчество, мелкую моторику.
  • воспитывать у детей дружеские отношения, желание помочь в беде, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: чтение сказки «Три поросенка», загадок, беседы о временах года, рассматривание иллюстраций..

Индивидуальная работа: с детьми, испытывающими затруднения в лепке.

Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: проблемная ситуация, вопросы к детям, аудиозапись шум дождя

Здоровьесберегающие технологии: изменение статистического положения во время НОД, физминутка.

Развивающая среда: конверт с письмом, деревья разной величины, «волшебный ковер» с заплатками из геометрических фигур, счетные палочки на каждого ребенка по 6 штук, круги, квадраты, картины с временами года, магнитная доска, киндер-сюрпризы, желтые круги-тарелочки, пластилин разных цветов, салфетки, доски для лепки., поднос, музыкальный центр.

Ход НОД:

Мотивационно - ориентировочный этап.

Ребята, я сегодня утром пришла в детский сад и нашла конверт с письмом. Нам написали письмо три поросенка, они пригласили к себе в гости друзей, но случилась беда: в лесу подул сильный ветер: повалил деревья, поломал дома. Поросята очень расстроены и просят вашей помощи.

Поисковый этап.

Поможем поросятам подготовиться к встрече гостей? Что для этого нам надо сделать?

  1. посадить деревья на поляне.
  2. отремонтировать домики поросят
  3. накрыть стол для гостей.

Практический этап. 

Дидактическая игра «Волшебный ковер»

Мы с вами отправимся в сказочный лес с помощью волшебного ковра. Но, беда! Волшебный ковер порвался, надо починить. Давайте, попробуем: надо лоскутки по форме, по цвету на место поставить (геометрические формы)

-Ковер готов к полету, займите места на ковре, закрываем глаза и переносимся в волшебный лес, для этого я скажу волшебные слова: «Где ты сказка отзовись, и ребятам покажись!»

 -Вот, и мы в сказочном лесу!

Практическое упражнение «Разложи по порядку»

Но у нас здесь что-то не так, ветер свалил и перепутал деревья. Нам нужно посадить деревья на место. А, что бы в лесу стало красиво будем сажать их по порядку - от высокого к низкому.

Дети выполняют задание. После выполнения задания воспитатель спрашивает индивидуально несколько детей, о том, в какой последовательности они расставляли деревья (высокое, ниже, низкое).

— Молодцы, ребята, справились с заданием. Нам пора отправляться дальше в путь. (Звучит аудиозапись с шумом дождя, воспитатель спрашивает, знают ли дети, что это звучит)

Правильно, ребята, это шумит дождь.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Игровое упражнение «Прыжки через лужи»

Посмотрите, ребята, как много лужиц налил дождик, чтобы пройти дальше нужно через них перепрыгнуть. (Прыжки через лужи.)

В лесу перепутались времена года, и поросята не знают, какое сейчас время года. Нам надо поставить все по порядку. Я буду загадывать вам загадки, а вы мне скажите, когда это бывает и подберите соответствующую картинку.

Наступили холода,

Обернулась в лед вода,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (зимой)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весной)

Зеленеют луга,

В небе радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето,

Всех зовет купаться… (лето)

Листья все летят,

В саду яркий листопад,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (осенью)

Давайте подскажем поросятам, какое сейчас время года. (Ответы детей. На мольберте остается картинка с изображением весны, остальные убираются)

Дидактическое упражнение «Нарисуем палочками»

— Молодцы, ребята, справились мы с этим заданием. Порядок в лесу навели, а как же наши поросята. Ведь их дома сломались. Давайте поможем поросятам, построим новые дома.

Дети садятся за столы и из счетных палочек выкладывают дома для поросят.

Молодцы, ребята, дома поросят отремонтировали, но чтобы поросята смогли принять гостей, нам нужно сделать чайный сервиз.

Дети из киндер - сюрпризов и пластилина делают чашки и украшают блюдца. Готовые работы выставляем на поднос.

Рефлексивно-оценочный этап.

Ребята, как вы думаете, смогли мы помочь поросятам встретить гостей?

А что мы для этого сделали? (ответы детей).

Молодцы, поросята благодарят вас за помощь! А нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем места на волшебном ковре, закрываем глаза. «Раз, два – повернись, снова в садике очутись!»

Вот мы и вернулись в группу.



Предварительный просмотр:

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И оттого, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.

Мы стараемся организовать работу по ФЭМП детей младшего дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Для достижения поставленной цели решаем следующие задачи: развитие интереса к играм, требующие умственного напряжения;  активизировать умственную деятельность; заинтересовать занимательным материалом; закреплять полученные знания и умения в дидактических играх; воспитывать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели через игру.

Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей  выстраиваем с учётом следующих принципов:

1.Сознательность и активность.

2. Наглядность.

3. Систематичность и последовательность.

4. Постоянная повторяемость.

5. Научность.

6. Доступность.

7. Связь с жизнью.

8.Развивающее обучение.

9. Индивидуальный и дифференцированный подход.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников используем следующие инновационные  методы и приемы:

Занимательный математический материал. Развлечения: загадки, задачи-шутки, стихи, веселый счет, считалочки,

Математические (логические) игры, задачи, развлечения: чудо кубики, рамки вкладыши, лото, пазлы, кубики с картинками, конструкторы, мозаики.

Графические игры: лабиринты, графические таблицы, игры с геометрическими фигурами.

Развивающие дидактические игры, упражнения: с наглядным материалом, словесные.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками мы проводим в различных формах: НОД, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность, дидактические игры, досуг.

Рассмотрим направления формирования математических представлений в младшем дошкольном возрасте.

-Знакомство с формой и названием геометрических фигур, основными цветами величиной, сравнение двух предметов;

-Обучение способам обследования предметов (наложение, приложение), подбор предметов одинаковых и разных по форме, размеру (большой, поменьше, маленький);

-Количество

-Выделение пространственных отношений (верх-вниз, направо-налево, назад-вперед);

-Различать части суток (утро, день, вечер, ночь);

-Способствовать появлению интереса к участию в игровой деятельности;

-Учить реализовать цели, которые ставит перед ребенком взрослый.

Знакомя с геометрическими фигурами, формируем умение различать предметы по форме, закрепляем знание цветов, развиваем логическое мышление, внимание. Для этого используем такие дидактические игры как: «Подбери фигуру», «Три квадрата», «Геометрическое лото», «Соберем бусы» и другие.

Когда мы обучаем детей различать величину, то главной нашей целью является развивать умение различать предметы по величине; закреплять основные цвета; развивать мелкую моторику. Используем дидактические игры: «Широкое-узкое», «Домики для медвежат», «Подбери домики к дорожкам», «Мостики для зайчат».

При обучении различать количество предметов, привлекаем детей к формированию групп однородных предметов; формируем умение различать количество предметов: «один», «много», «столько», «поровну». В этом нам помогают дидактические игры: «в лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угостим белочек грибочками», «Бабочки и цветы».

  1. Дидактические игры на выделение пространственных отношений: «Украсим коврик», «Красивый платочек для мамы», «Паровозик», «Красивая тарелочка», «Где спрятался мишка».
  2. Учимся различать части суток мы при помощи таких игр как «Мой день, «Части суток», «день и ночь», «Про вчерашний день».

В дидактической игре  математического направления роль воспитателя несравненно больше, чем в играх другой направленности.  Именно мы вводим детей в ту или иную игру и знакомим  их с методом ее ведения. Участвуем в ней, ведем  ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Отбирая игры, мы исходим из того, какие программные задачи будем решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

Вначале мы разбираем игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Заботимся о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Мы детально продумываем, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Руководство дидактическими играми осуществляется  в соответствии с возрастными особенностями детей.

Работая с детьми младшего возраста мы сами включаемся   в игру. Вначале привлекаем детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками), вместе с детьми разбираем и собираем их, тем самым  вызываем у детей интерес к дидактическому материалу, желание  играть с ним. 

  1. огромное значение успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений имеет организация развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей нами был оборудован центр занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, 

  1. Математическое лото.
  2. Рамки-вкладыши.
  3. Пирамидки.
  4. Мозаики.
  5. Кубики.
  6. Игры на составление целого из частей.
  7. Игры на ориентировку во времени, в пространстве.
  8. Игры на классификацию.
  9. Занимательные вопросы, считалочки, стихи и загадки о цифрах.
  10. Палочки Кюизенера
  11. Логические блоки Дьенеша

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. 

И все же не возможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний.

Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Мы используем разные формы работы с родителями: беседы, консультации, папки-передвижки, оформление информационных уголков, рекомендации методической литературы.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей, с помощью дидактических игр, пособий дети младшего дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики.  Увлекательные игры помогают делать образовательный процесс не трудным и  не скучным, а интересным и занимательным!

дидактическигры,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Кубанские народные игры как средство нетрадиционного оздоровления дошкольников».

В консультации раскрыта роль регионального компонента в физическом развитии старших дошкольников....

Консультация для воспитателей "Сюжетно - ролевая игра, как средство ранней профореинтации дошкольников"

Большенство игр ребёнка посвящено изображению труда людей разных профессий...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников»

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в  сложившейся ситуации в современном обществе. Возникши...

Консультация для воспитателей на тему: «Игра, как средство патриотического воспитания дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему: «Игра, как средство патриотического воспитания дошкольников»....

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации дошкольников»

В своей работе по ранней профориентации детей я использую различные технологии, методы и приемы. Но самым эффективным средством, на мой взгляд, является организация сюжетно-ролевых игр с профессиональ...

Конспект игры - занятия "Разыгрались пальчики" для второй младшей группы.

Это конспект игры - занятия, который учит детей выполнять движения в сочетании с текстом....