Главные вкладки
Отчёт по самообразованию «Развитие логического мышления через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
2. Развивать воображение детей.
3. Развивать логическое мышление детей.
4. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)
5. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
6. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию «Развитие логического мышления через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос. Проанализировав свой опыт работы пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Цели:
Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.
Способствовать развитию познавательной активности детей.
Задачи:
1. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
2. Развивать воображение детей.
3. Развивать логическое мышление детей.
4. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)
5. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
6. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.
Сентябрь
Работа с детьми:
- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе» (анализ и обсуждение сказки с детьми).
- Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала «Головоломки из счетных палочек»(карточки-схемы)
Выход темы: Карточки-схемы для головоломок из счетных палочек
Работа с родителями:
Консультация и наглядный материал в родительский уголок «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников».
Октябрь
Работа с детьми:
- Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием блоков Дьенеша:
д/и «Угощение для медвежат» (блоки + карточки символы)
-д/и «Украсим елку бусами» (блоки + карточки символы)
д/и «Логический поезд» (блоки + карточки символы)
Проведение опыта « Заплесневелый хлеб» Цель: Установить, что для роста мелких живых организмов (грибов) нужны определенные условия, что для сохранения хлеба его нужно держать в определенных условиях.
Работа с родителями: Консультация для родителей : «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»
Ноябрь
Работа с детьми:
-Использование в индивидуальной деятельности и в НОД математических загадок;
-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера: «Построение лестницы»)
Проведение эксперимента « Оптика» Цель: Познакомить со свойствами стекла и его применением; развивать любознательность, тактильную память, внимание; уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла.
Консультация для родителей: на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Декабрь
Работа с детьми -Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности «Загадки-шутки»;
-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью головоломки « Танграм».
- Проведение опыта « Изменение объема жидкости при замерзании»
Цель: Выявить изменение объема жидкости при замерзании
Консультация для родителей «Развивающая головоломка «Танграм»
Наглядный материал в родительский уголок по теме консультации
Январь
Работа с коллегами:
Открытый показ НОД « Свойства воздуха»
Работа с детьми:
-Игры на развитие внимание и логического мышления: «Цветы на клумбах», «Я загадала.», «Выбери нужное», «Я беру с собой в дорогу».
Проведение эксперимента: «Свойства воздуха при нагревании и охлаждении»
Цель: Анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается вверх, то есть легче холодного; воздух плохо проводит тепло
- Математическое развлечение «Путешествие в страну чудес»
Работа с родителями Материал в родительский уголок:-Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения»
Февраль
Работа с детьми:
-Проведение опыта « Умное растение»
Цель: Продолжить знакомить с условиями, необходимые для роста и развития растений; дать представление о сохранении влаги в почве.
-Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Танграм», «Листик»;
- Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».
Консультация для воспитателей « Требования к проведению наблюдений и экспериментов».
Март
Работа с детьми:
-Игры на развитие внимание и логического мышления: «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори» -
Проведение опыта : « Свойства магнита» Цель: Знакомство детей со свойствами магнита эмоционально – практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающие у него вопросов в решении проблемных ситуаций
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
Апрель
Работа с детьми:
- Игры на развитие познавательных интересов: «Запоминайка», «Рассыпанные цифры», «Выложи по памяти», «Игра-головоломка»
-Игра на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Колумбово яйцо», «Монгольская игра»
Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»
Проведение опыта « Чудеса Кока – колы» Цель: Исследование вредного влияния на организм человека
Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Май
Работа с детьми:
- д/и с обручами (от 1 до 10, «Спасатели спешат на помощь» (блоки Дьенеша + схемы)
- математическая викторина «Игра в КВН»
Работа с родителями -Приготовить и презентовать интересные опыты вместе с детьми и родителями.
Отчет о работе в форме презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы, внесённй в районный банк данных....
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность. Задачи:Образовательные:· продолж...

Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. Леонардо да ВинчиРабочая программа по развитию логического мышл...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельностив старшей группе на год МесяцНеделяНазвание опытаКоличество занятийСЕНТЯБРЬ1«Откуда берётся песок»12«...
СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1 Пояснительная записка...

Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Секреты картофеля»...

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»...