Главные вкладки

    Отчёт по самообразованию «Развитие логического мышления через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
    опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

    Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

    2. Развивать воображение детей.

    3. Развивать логическое мышление детей.

    4. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)

    5. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.

    6. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon samoobr_st.gr_.zip20.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отчёт по самообразованию «Развитие логического мышления через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»

    Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

    Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос. Проанализировав свой опыт работы пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.

    Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

    Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.

    Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

    Цели:

    Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.

    Способствовать развитию познавательной активности детей.

    Задачи:

    1. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

    2. Развивать воображение детей.

    3. Развивать логическое мышление детей.

    4. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)

    5. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.

    6. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.

    Сентябрь

    Работа с детьми:

    - Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе» (анализ и обсуждение сказки с детьми).

    - Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала «Головоломки из счетных палочек»(карточки-схемы)

    Выход темы: Карточки-схемы для головоломок из счетных палочек

    Работа с родителями:

    Консультация и наглядный материал в родительский уголок «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников».

    Октябрь

    Работа с детьми:

    - Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием блоков Дьенеша:

    д/и «Угощение для медвежат» (блоки + карточки символы)

    -д/и «Украсим елку бусами» (блоки + карточки символы)

    д/и «Логический поезд» (блоки + карточки символы)

    Проведение опыта « Заплесневелый хлеб»                                      Цель: Установить, что для роста мелких живых организмов (грибов) нужны определенные условия, что для сохранения хлеба его нужно держать в определенных условиях.

    Работа с родителями:                                                               Консультация для родителей : «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»

    Ноябрь

    Работа с детьми:

    -Использование в индивидуальной деятельности и в НОД математических загадок;

    -Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала  (игры с палочками Кюизенера: «Построение лестницы»)

    Проведение эксперимента « Оптика»                                                       Цель: Познакомить со свойствами стекла  и его применением; развивать любознательность, тактильную память, внимание; уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла.

    Консультация для родителей: на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

    Декабрь

    Работа с детьми                                                                    -Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности «Загадки-шутки»;

    -Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью головоломки « Танграм».

    - Проведение опыта « Изменение объема жидкости при замерзании»

     Цель: Выявить изменение объема жидкости при замерзании

    Консультация для родителей «Развивающая головоломка «Танграм»

    Наглядный материал в родительский уголок по теме консультации

    Январь

    Работа с коллегами:

    Открытый показ НОД « Свойства воздуха»

    Работа с детьми:

    -Игры на развитие внимание и логического мышления: «Цветы на клумбах», «Я загадала.», «Выбери нужное», «Я беру с собой в дорогу».

    Проведение эксперимента: «Свойства воздуха при нагревании и  охлаждении»

    Цель:  Анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается вверх, то есть легче холодного; воздух плохо проводит тепло

    - Математическое развлечение «Путешествие в страну чудес»

    Работа с родителями                                                                   Материал в родительский уголок:-Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения»

    Февраль

    Работа с детьми:

    -Проведение опыта « Умное растение»

    Цель: Продолжить знакомить с условиями, необходимые для роста и развития растений; дать представление о сохранении влаги в почве.

    -Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Танграм», «Листик»;

    - Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».

    Консультация для воспитателей « Требования к проведению наблюдений и экспериментов».

    Март

    Работа с детьми:

    -Игры на развитие внимание и логического мышления: «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори»                  -

    Проведение опыта : « Свойства магнита»                                                           Цель: Знакомство детей со свойствами магнита эмоционально – практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающие у него вопросов в решении проблемных ситуаций

    Работа с родителями:

    Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

    Апрель

    Работа с детьми:

    - Игры на развитие познавательных интересов: «Запоминайка», «Рассыпанные цифры», «Выложи по памяти», «Игра-головоломка»

    -Игра на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Колумбово яйцо», «Монгольская игра»

    Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»

    Проведение опыта « Чудеса Кока – колы»                                                  Цель: Исследование вредного влияния на организм человека

    Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

     Май

    Работа с детьми:

    - д/и с обручами (от 1 до 10, «Спасатели спешат на помощь» (блоки Дьенеша + схемы)

    - математическая викторина «Игра в КВН»

    Работа с родителями -Приготовить и презентовать интересные опыты вместе с детьми и родителями.

    Отчет о работе в форме презентации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

    Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность. Задачи:Образовательные:·        продолж...

    Рабочая программа по развитию логического мышления и математических способностей « УМКА» для детей старшего дошкольного возраста

    Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства.  Леонардо да ВинчиРабочая программа по развитию логического мышл...

    Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

    Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельностив старшей группе на год МесяцНеделяНазвание опытаКоличество занятийСЕНТЯБРЬ1«Откуда берётся песок»12«...

    Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Секреты картофеля»

    Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Секреты картофеля»...

    Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»

    Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»...