Главные вкладки

    Технологическая карта непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
    план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

    Абсалямова Ирина Владимировна

    Технологическая карта непосредственно образовательной  деятельности

    по формированию элементарных математических представлений в средней  группе

    Тема: «Число 3. Счёт до 3».    

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_neposredstvenn1.docx32.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта непосредственно - образовательной деятельности

    по формированию элементарных математических представлений

    Выполнила:

    Абсалямова Ирина Владимировна,

    воспитатель МАДОУ

    города Нижневартовска

    ДС №10 «Белочка»

    Пояснительная записка к ООД

               Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно, держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

               В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Обучению дошкольников основам математики отводится важное место.

             Образовательная деятельность основана на примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Занятие построено по сказкотерапевтической форме, в наибольшей степени соответствующей особенностям детского возраста, целью которой является возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

              В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Формирование элементарных математических представлений», «Речевое развитие», «Физическая культура».

    •  Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
    •  Принцип активности (поддерживались мотивация и интерес).
    •  Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
    •  Принцип психологической комфортности.

               При решении поставленных задач у дошкольников развивались такие интегративные качества как: любознательность; активность; эмоциональная отзывчивость; овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы). Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: активизации самостоятельного мышления детей; моделирование; решение проблемной ситуации; экспериментирование; беседа; рассказ воспитателя; объяснение с наглядной демонстрацией объектов; наблюдение; обсуждение; дидактические игры; упражнения конструктивного, творческого характера; наглядно-практический метод (раздаточный материал); прием эмоциональной заинтересованности (психогимнастика).

              Занятие проводится с подгруппой детей. Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции.

    Началось с психологического настроя, где активизировалось внимание детей, создание атмосферы психологической безопасности: дети встают в круг и повторяют движения за педагогом. Далее следует прогулка в лес с целью формирования представлений о предстоящей деятельности, ее задачах. Воспитатель подводит детей к тому, что нужно пройти полосу препятствий, чтоб добраться до леса. Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы педагога, выполняют задания по указанию воспитателя, обыгрывают проблемные ситуации. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В середине занятия проводиться физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия. В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия, создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно проходить испытания. На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

    Проводится рефлексия деятельности.

    Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

    Технологическая карта непосредственно образовательной  деятельности

    по формированию элементарных математических представлений

    Группа общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет.

    Тема: «Число 3. Счёт до 3».    

    Цель: Закрепить знания о числе и цифре 3                                                                                                                                                    

    Задачи

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

    • Познакомить с образованием числа три на основе сравнения двух групп предметов.
    • Соотносить количество предметов с числом и цифрой.
    • Учить детей считать в пределах трёх.
    • Учить  ориентироваться в пространстве.

    РАЗВИВАЮЩИЕ:

    • упражнять в назывании числительных первый, второй;
    • развивать память, внимание, мышление.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

    • Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.

    • Воспитывать аккуратность.

    Метапредметные:

    Формирование личностных УУД через:

    • формировать познавательную и социальную мотивацию;

    • воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

    Формирование регулятивных УУД через:

    • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

    • умение видеть результат своей деятельности;

    • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

    Формирование познавательных УУД через:

    • помощь взрослого при создании простейших алгоритмов действий при решении поставленных задач;

    • узнавать, называние и определение объектов и явлений окружающей действительности.

    Формирование коммуникативных УУД через:

    • умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

    • умение вести монолог, отвечать на вопросы.

    Предварительная работа: Порядковый счет до 2. Чтение сказки «Три медведя». Беседа о возрасте детей (было 3 года)

    Этап, продолжительность

    Задачи этапа

    Деятельность педагога

    Деятельность воспитанников

    Методы, формы, приёмы возможные виды деятельности

    Результат, формируемые УУД

    Психологический настрой, 1 мин

    Создание

    атмосферы

    психологической

    безопасности:

    эмпатическое

    принятие,

    эмоциональная

    поддержка

    ребенка

    Предлагает детям взяться за руки и встать в круг.

    «Собрались        все        дети   в        круг,

    Я  твой  друг,  и  ты        мой        друг.

    Крепко        за        руки        возьмемся

    И        друг        другу        улыбнёмся».

    Поднимем руки вверх и поздороваемся

    с солнышком, почувствуем его тепло и

    подарим это        тепло        друг        другу

    (опустить руки подуть на ладони)

    Дети  становятся  в  круг, повторяя движения   за

    воспитателем

            

    Психогимнастика,

    психологические

    этюды,  игровые

    моменты

    Психологическая

    готовность

    (коммуникативные

    УУД)

    Мотивационно-

    побудительный,

    1 мин

    Организация

    направленного

    внимания

    Показывает картину с изображение леса. Предлагает детям отправиться в лес погулять.

    Дети рассматривают картину.

    Наблюдение.

    Внутренняя        

    мотивация        на

    деятельность.                        

    Актуализация  3

    мин

    Актуализация        

    имеющихся        

    знаний,        

    представлений.

    Создание        

    ситуации, в

    которой возникает

    необходимость        

    получении  новых

    представлений        и

    умений.        

    Предлагает пройти по тропинке.  

    -Впереди упало дерево, нужно наклониться и пролезть под ним.

    Дальше на тропинке лежат большие камни, посчитать, сколько их?

    Перешагиваем через них и идём дальше, а тут на тропинке лесные кабаны вырыли ямки. Сколько их?

    Перепрыгивайте через ямы и пойдём дальше.

    Пришли на полянку, посмотрите – тут сидят зайчики, посчитайте их. Сколько зайцев?

    Предлагает угостить  зайцев морковкой, раздать каждому зайцу по морковке.

    Сколько морковок?

    Сколько морковок, сколько зайчиков?

    На полянку прискакал ещё один заяц. Посчитайте, сколько стало зайцев?

    А как получилось три зайца?

    Чего больше зайцев или морковок?

    Зайцев больше – их три, а морковок две, значит число три больше, чем число два. На сколько число три больше числа два?.

    Одному зайчику не хватило морковки, он может обидеться. Что сделать, чтобы он не обиделся?

    Сколько теперь стало морковок?

    Сколько зайцев?

    Что можно сказать о зайцах и морковках?

    Дети: пролазят в обруч.

    Дети: на тропинке три камня.

    Дети: всего две ямки.

    Дети: на поляне сидят два зайчика.

    Дети: мы дали зайцам две морковки.

    Дети: зайчиков столько же, сколько морковок, их поровну.

    Дети: зайцев стало три.

    Дети: было два зайца, к ним прибежал ещё один заяц, и их стало три.

    Дети: зайцев больше, чем морковок.

    Дети: число три больше, чем число два на один.

    Дети: ему нужно дать морковку.

    Дети: морковок стало три.

    Дети: зайцев тоже три.

    Дети: зайцев и морковок поровну.

    Игровые

    и занимательные

    приемы,

    упражнения.

    Воспроизведение

    информации,

    необходимой

    успешного        усвоения

    нового.                

    Формирование

    умения        планировать

    свое        действие

    соответствии с

    конкретной задачей

    (регулятивные,

    познавательные,

    коммуникативные

    УУД)                

                    

    Динамическая

    пауза 1 мин

    Смена        вида

    деятельности,

    предупреждение

    утомляемости

    Раз, два, три, четыре,

    Кто живет у нас в квартире?

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Всех смогу пересчитать:

    Папа, мама, брат, сестра.

    Кошка Мурка, два котенка,

    Мой сверчок, щегол и я.

    Вот и вся моя семья.

    Хлопают в ладоши.

    Шагают на месте.

    Прыжки на месте.

    Шагают на месте.

    Хлопают в ладоши.

    Наклоны туловища влево–вправо.

    Повороты туловища влево–вправо.

    Хлопают в ладоши.

    Игровые приемы

    Снятие        напряжения,

    эмоциональная        и

    физическая разрядка.

    Получение        нового

    игрового        опыта

    (коммуникативные        

    УУД)                        

    Восприятие

    усвоение нового

    (либо

    расширение

    имеющихся

    представлений)

    5 мин

    Усвоение        

    (закрепление,        

    расширение,        

    обобщение,        

    систематизация)

    определенного        

    объёма        знаний        и

    представлений        о

    свойствах        и

    качествах        

    объектов,        их

    преобразовании,

    связях,        способах

    действий и т.д.        

                    

    Предлагает детям найти и показать числовую карточку с числом три.

    Число три обозначают цифрой три – вот она (показ цифры).

    На что похожа цифра три?

    Предлагает подойти к мольберту с изображением яблони и говорит.  Посмотрите, сколько поспело яблок на яблоне.

    Прикрепляет на доску изображения красного и зеленого яблока. Сколько яблок?

    Где первое яблоко? Где второе? Первое яблоко красное? Второе яблоко зеленое?

    Которое яблоко зеленое? Которое красное?

    Говорит, как расположить предметы: первое яблоко большое, второе – маленькое.

    Дети показывают числовую карточку.

    Дети: на два крючка, на червячка, на сломанное кольцо

    Дети: Два

    Дети отвечают

    Дети: второе, первое

    Дети получают карточки с разными и одинаковыми предметами. Одинаковые предметы должны отличаться цветом и величиной

    Приемы

    активизации

    самостоятельного мышления

    детей.        

    Объяснение

    наглядной

    демонстрацией

    объектов.

    Наблюдение.

    Обсуждение.

    Осознанные,

    усвоенные        понятия,

    сформированные

    представления,

    закономерности,

    умения, навыки.

    Овладение        

    способами        

    познавательной

    деятельности.

    Способность

    самостоятельно

    действовать,        решать

    интеллектуальные

    задачи,        адекватные

    возрасту.        

    Любознательность

    активность        

    (регулятивные,

    познавательные,

    коммуникативные

    УУД).                

    Динамическая

    пауза 1 мин.        

    Смена        вида

    деятельности,        

    предупреждение

    утомляемости

            

    Предлагает выйти на поляну с цветами. Просит понюхать цветочки.

    (приседают – вдох, встают выдох)

    Дети  приседают  –  вдох,

    дети встают – выдох.

    Игровые приемы

    Снятие напряжения,

    эмоциональная        и

    физическая разрядка.

    Получение   нового

    игрового        опыта

    (коммуникативные

    УУД)        

    Практическая работа

    5 мин.

    Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений.

    Говорит, что сейчас нужно выполнить очень важное задание, которое приготовили лесные жители. Нужно быть очень внимательными и не ошибиться.

    Выполнение задания на листочках

    Нужно третий по счету листочек раскрасить синим цветом.

    Первый листочек - желтым, а второй – зеленым.

     Предлагает назвать все листики, по порядку

     (Первый листик – зеленый, второй листик – желтый, третий листик - синий).

    Говорит:– Посмотрите,  нам принесли корзину, а в ней грибочки, листочки, ягодки. А давайте мы с ними поиграем.

    Упражнение на ориентировку в пространстве.

    предлагает листочек положить слева, грибочек справа, а ягодку сверху листочка.

    Дети раскрашивают листочки самостоятельно

     Дети называют

    Первый листик – зеленый, второй листик – желтый, третий листик - синий

    Дети кладут называемые предметы слева (справа, под, сверху) от главного предмета.

    Приемы активизации

    Самостоятельного мышления детей. Наглядный показ образца, способа        

    действия.        

    Беседа,         объяснение        с

    наглядной        

    демонстрацией        

    объектов.        

    фронтально        -

    индивидуальная

    работа.        

    Овладение определенным  объемом практических

    навыков  и        умений

    при                обучении

    продуктивным

    видам деятельности.

    Овладение умениями

    работать по правилу

    и        по        образцу,

    слушать взрослого и

    выполнять        его

    инструкции.

    Формирование

    умения        видеть

    результат        своей

    деятельности; видеть

    указанную ошибку и

    исправлять        ее  по

    указанию

    взрослого;        узнавать,

    называть        и

    определять        объекты

    и                явления

    окружающей

    действительности

    (коммуникативные,

    регулятивные УУД)

    Динамическая пауза, 1 мин.

    Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

    Хвалит детей: – Молодцы, ребята! Все задания выполнили. А давайте поиграем чуть-чуть на лесной полянке.

     Два хлопка над головой,

    Два хлопка перед собой,

    Две руки за спину спрячем,

    И на двух ногах поскачем.

    Дети выполняют движения

    согласно тексту.        

    Игровые приемы

    Снятие        напряжения,

    эмоциональная        и

    физическая разрядка.

    Получение        нового

    игрового        опыта

    (комммуникативные

    УУД)                        

    Заключительный этап.

    Рефлексия, 2 мин.

    Подведение        

    итогов        НОД,

    обобщение        

    полученного        

    ребенком опыта.

    Формирование

    элементарных

    навыков        

    самооценки        

            

    Предлагает из леса вернуться в детский сад.

    Нужно снова вернуться по той дороге.

    Сначала перепрыгиваем через ямы, затем перешагиваем через камни и проползаем под упавшим деревом.

    - Что мы делали в лесу?

    - Какое задание выполняли на листочках?

    - Что было в корзине?

    - Вам понравилось в лесу?

    - Хотите снова сходить в лес?

    _ а мне понравилось, как вы работали на занятии, были активными, внимательными. Молодцы.

    Дети: всего две ямки.

    Дети: на тропинке три камня.

    Дети: пролазят в обруч.

    Дети : угощали зайцев морковкой, считали яблоки, играли на цветочной поляне, цветочки нюхали.

    Беседа,

    обсуждение.

    Фронтальная

    работа

    Осознание себя как

    участника

    познавательно

    го, творческого

    процесса.        Умение

    устанавливать

    контакты со

    сверстниками        и

    взрослыми,        вести

    диалог,        отвечать на

    вопросы

    (коммуникативные,

    личностные,

    регулятивные УУД)


    Список источников.

    1.        Акимов Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром – М.:ТЦ Сфера, 2007.

    2.        Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – 2-е изд. – М.:

    Мозаика-Синтез, 2006.

    3.        Ладутько Л. К., Шкляр С.В. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников.- СПб.: Издательство «Сфера», 2008. – С. 15-17.

    4.        От рождения до школы: прим. основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред.: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

    5.        Субботина Е.А.: Физкультминутка! 100 стишат для малышат. - Издательство: Феникс, 2015 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений для детей второй младшей группы "Ягоды"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений для детей второй младшей группы "Ягоды"...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности (формирование элементарных математических представлений)

    Конспект открытого занятия для учителей начальных классов в подготовительной группе....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»

    - Развивать мыслительные операции, самоконтроль,  классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе. Тема "Волшебное путешествие"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе...

    Непосредственно образовательная деятельность (формирование элементарных математических представлений) "Путешествие в Космос"

    Непосредственно образовательная деятельность (формирование элементарных математических представлений) "Путешествие в Космос" проводится в игровой форме с использованием ИКТ, включаетс в себя  раз...

    Образовательная область "Познавательное развитие" непосредственно-образовательная деятельность «Формирование элементарных математических представлений» Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

    «Формирование элементарных математических представлений»Тема: "Путешествие по стране Геометрия".Цель: формировать навыки элементарных математических представлений на основе познавательной активности, ...