Конспект интегрированного открытого занятия по ФЭМП «Путешествие в прошлое». Подготовительная к школе группа.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Преснякова Наталия Валерьевна

Конспект интегрированного открытого занятия по ФЭМП "Путешествие в прошлое"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного открытого занятия по ФЭМП «Путешествие в прошлое».

Подготовительная к школе группа.

Программное содержание:

-Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение в пределах 10;

-Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры;

-Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку;

-Закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года;

-Упражнять в счёте двойками.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал: мяч, мел, свиток, карточки с изображением цифр и арифметическими знаками, макет часов, «темница», 5замков (из картона), карта, картонная условная мера, корзина с яблоками.

ТСО:  магнитофон ( запись А.Зацепин «Музыка Погоня» из м/ф «Тайна третьей планеты»)

Раздаточный материал:  русско-народные костюмы, карандаши, листы в клетку.

Образовательная область: познавательное развитие.

Тип занятия: интегрированное.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительна работа: составление и решение задач, решение примеров, измерение длин с помощью условной меры, чтение былины « Алёша Попович и Тугарин Змеевич».

Ход занятия.

Воспитатель:

- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок.

Мы живём в родном краю,

Всех я вас приветствую.

- Ребята, а вы заметили, что на нас необычная одежда? В такой одежде ходили наши предки, славяне. И сегодня, я предлагаю вам отправиться в то время,  когда наша страна называлась Русь, а теперь мы её называем Древняя  Русь.

А помогут нам вернуться в прошлое часы, необходимо просто повернуть стрелки часов, но я забыла в какую сторону, вперед, или назад, в правую, или левую сторону?  Вы мне поможете?  (Назад, влево, ведь нам нужно попасть в прошлое)

-Итак, я буду  поворачивать стрелки часов  назад и говорить волшебные слова, а вы мне помогайте, медленно кружитесь вокруг себя в левую сторону и повторяйте эти слова со мной: «Стрелки часов обратный сделав круг, нас в прошлое с ребятами вмиг перенесут!»

Звучит музыка. Воспитатель поворачивает стрелки часов и вместе с детьми произносит слова.

Воспитатель:  Прислушайтесь, по-моему, к нам кто-то идёт.

Входит богатырь.  (Алёша Попович)

Богатырь:

«Сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!

-Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие

Воспитатель: Здравствуйте, А вы кто?

Богатырь: Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…

Воспитатель: Ребята, кого же мы встретили с вами на земле русской? ( Богатыря – Алёшу Поповича)

-Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти…

Богатырь: Слышали ли вы, ребята о моих подвигах? О том, как победил  я в бою честном Тугарина Змея? (Да)

-Так вот выпало мне новое задание от князя нашего Киевского Владимира, да только силой одной богатырской мне не справиться, нужна смекалка молодецкая!  

Так сказал мне князь Владимир Киевский: «Велика твоя служба, славный богатырь: свет ты мне дал увидеть, как избавил меня от Тугарина!  Но осталась в темнице заточенной у Тугарина Змея княжна моя! За 5 замками томится она темнице этой! Не сила богатырская, а ум и смекалка помогут открыться замкам заколдованным!  Сослужи мне верой-правдою; я тебя щедро награжу своими милостями!» Вот и привела меня путь-дорога к темнице

(В углу группы темница с 5 замками, надетыми на проволоку так, что при решении задания, сидящая внутри княжна может выдернуть проволоку и замок упадет)

-Сила моя немереная, но помощь мне нужна ваша,  добры молодцы, да красны девицы, смекалка и ум ваш молодецкий! Поможете мне освободить княжну из заточения, разгадать задания хитрые змея Тугарина? (Да, поможем)

Воспитатель: Что же, ребята, раз решили мы помочь Алёше Поповичу, значит тоже нам предстоит стать богатырями! Давайте проведём разминку богатырскую:

Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри!(Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам представим,(Руку правую подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим,(Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.(Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.(Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

Наклонились влево- вправо(Руки на поясе, наклон влево-вправо)

Получается на славу!(Руки вверх)

Воспитатель: Ну, вот, ребята, теперь и мы богатыри, как вы думаете, нам под силу будет справиться с заданиями? (Да!)

-Алёша Попович, где же задания эти, что силу имеют замки тяжелые, кованные раскрывать?

Богатырь:  А задания эти непростые записаны на свитке старинном (достаёт из-за пазухи свиток, отдаёт воспитателю)

Воспитатель:  - Ну что, ребята,  постараемся справиться со всеми трудностями? Тогда подойдите все сюда и что бы не произошло,  давайте поклянемся.

Клянемся дружными мы быть

И слезы горькие не лить.

С улыбкой трудности встречать.

Все смело преодолевать.

Дети: Клянемся!

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что же поможет открыть нам первый замок?

1.Двенадцать братьев

Никогда не встречаются.

По-разному называются

И разными делами занимаются.

Что за братья, догадайся,

 Их черед определи

И по тройкам этих братьев

Так, как нужно, раздели!

Богатырь: Ох и сложная задача, помогите мне ребята! Этих братьев я не знаю, как их звать, не угадаю!

Воспитатель: Ребята, а вы догадались, о каких братьях идёт речь? Их 12 никогда не встречаются,

по-разному называются и  разными делами занимаются?

Дети: Это месяцы!

Воспитатель: Правильно,  а на какие тройки делятся месяцы?

Дети: На времена года!

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Круглый год», а ты, Алёша Попович внимательно слушай и запоминай!

Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребёнку и даёт задание. Ребёнок отвечает и возвращает мяч.

-Назовите все времена года по порядку, передавая мяч друг другу: сентябрь…

-Назовите все месяцы по порядку, передавая мяч друг другу по кругу: сентябрь…

-Назови соседей весны.

-Назови весенние месяцы по порядку.

-Назови пропущенный месяц :декабрь, февраль.

-Назови соседей зимы.

- Назови пропущенный месяц: октябрь, декабрь.

-Назови осенние месяцы по порядку.

-Назови зимние месяцы.

-Какой месяц идёт после января?

-Назови летние месяцы по порядку

Воспитатель: Молодцы ребята! Смотрите, на темнице пошатнулся первый замок!

Дети: Ура!

(замок падает на пол)

Богатырь:  Вот так чудо, а я думал, что только силой можно что-то сломать!

Воспитатель: Читаем следующее задание

2. «Определи длину дороги от дворца князя Киевского, до темницы моей, но помни, что путь должен проходить через город Чернигов!»

Богатырь: Как же я определю длину дороги? И с помощью чего? Я шёл дорогой длинною, через славный город Чернигов, а чтобы путь мой верно проходил, я пользовался картой рисованной

Воспитатель: Ну, это же хорошо, Алёша Попович, что у тебя есть карта! Она-то нам и поможет!

(Богатырь достает карту, на которой изображено местонахождение Киева, Чернигова и темницы в виде буквы «г» проложена дорога)

Воспитатель предлагает детям узнать длину дороги от Киева до темницы.

-Как узнать длину дороги до темницы? (измерить)

-Как мы будем измерять дорогу? (Сначала от Киева до города Чернигова, потом от поворота до темницы)

-Чем мы воспользуемся для измерения? (условной мерой)

-Что мы можем взять за условную меру? (картонную полоску, счётную палочку)

-Измерьте дорогу с помощью условной меры – картонной полоски.

Уточняются правила измерения. Каждый отрезок дороги дети обозначают цифрой. После выполнения задания воспитатель спрашивает:

-Чему равна длина дороги от Киева до Чернигова? (дети дают ответ в соответствии с указанной цифрой).

- Чему равна длина дороги от поворота с города Чернигова  до темницы? (дети дают ответ в соответствии с указанной цифрой).

- Чему равна длина дороги от Киева до темницы?

-Как вы узнали всю длину дороги? (сложили количество мер и обозначили результат цифрой)

Воспитатель:   Отлично, ребята! Справились с заданием! Смотрите и второй замок на воротах темницы пошатнулся!

 Замок падает. Дети  радуются.

Воспитатель:  А впереди третье задание

3. –Вот задание от Тугарина змея

«Раз, Алёша Попович, справился ты с двумя моими первыми замками, значит есть у тебя помощники смекалистые и умные!...

Богатырь: Да, вон сколько у меня помощников, без них бы я не справился!

Воспитатель : …сосчитай своих помощников, да не просто так, а двойками!»

Богатырь: Как это – двойками? Меня так не учили!

Воспитатель: А посмотри, как это сделаем мы! Давайте, ребята сыграем в игру «Ручеёк»

Дети разбиваются на пары. Каждая пара берётся за руки, встаёт друг за другом, одновременно, называя полученное число, считая двойками (2,4,6 и т.д.)  Первая пара проходит через весь ручеек и встаёт в конец. По сигналу воспитателя дети снова пересчитываются двойками.

Богатырь : Ура! Третий замок покачнулся!

Замок падает на пол.

Воспитатель: Нам не время останавливаться, читаем следующее задание!

4.« Есть в моем владении кони длинногривые!

Пять из них пасутся в поле,

Два – в конюшне, рвутся в волю!

Сможешь быстро сосчитать,

Сколько будет…»

Воспитатель: Ой, ребята, здесь проблема, дальше текст затёрт так, что ничего не понятно! 

Богатырь: Как же нам быть?

Воспитатель: Не переживай, Алёша Попович, ребята наши сообразительные, справимся и с этим заданием!

Воспитатель: Ребята, послушайте еще раз задание, на что похоже оно?

« Есть в моем владении кони длинногривые!

Пять из них пасутся в поле,

Два – в конюшне, рвутся в волю!

Сможешь быстро сосчитать,

Сколько будет…»

Дети: Похоже, что это задача!

Воспитатель: Давайте с вами вспомним структуру задачи

Дети: Задача состоит из условия, вопроса и ответа.

Воспитатель: Правильно! Это задача, но что не хватает в ее структуре?

Дети: Вопроса и ответа

Воспитатель: Давайте попробуем восстановить задачу и поставить к ней нужный вопрос и ответить на него.

« Есть в моем владении кони длинногривые!

Пять из них пасутся в поле,

Два – в конюшне, рвутся в волю!

Сможешь быстро сосчитать,

Сколько будет…»

Дети:  сколько будет 2 и 5!

Воспитатель : Молодцы, восстановили задачу!

-Что является частями? (5коней в поле и 2 коня в конюшне)

-Что является целым в задаче? (общее количество коней)

-Что нужно сделать с частями, чтобы получить целое? (объединить)

-Какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы объединить части? (сложение)

-Как мы запишем решение этой задачи с помощью цифр?

Дети:  5+2=7

Дети вместе с воспитателем с помощью карточек с цифрами «записывают» на доске решение задачи.

Богатырь: Вот так ребята! Как бы без вас я узнал сколько коней у Тугарина Змея!

Падает 4 замок. Дети радуются!

Воспитатель: Ну, нам осталось справиться с последним замком и мы поможем княжне выйти из темницы на волю!

Богатырь: Давайте же скорее спасем княжну!

Воспитатель: Читаю последнее задание

«Не справиться тебе богатырь и твоим помощникам верным с моим последним замком! Самый крепкий он и просто так не откроешь его. Нужен ключ, да не простой, а зашифрованный! Только самые внимательные и сообразительные смогут нарисовать его на листе бумаги, да не на обычной, а на расчерченной в клетку! Но есть подсказка к ключу этому! Сумеете разгадать – княжна ваша!»

Богатырь : Ключ, да еще зашифрованный, а о бумаге, расчерченной в клетку, я  и не слышал вовсе!

Воспитатель: Не печалься Алёша Попович, знаем мы такую бумагу! Где ребята есть бумага в клетку?

Дети : В школьных тетрадях по математике!

Воспитатель: И у нас есть листы из таких тетрадей! Попробуем справиться мы и с этим заданием, ведь подсказка есть к этому ключу! Давайте ребята сядем за столы, возьмите лист бумаги в клетку и простой карандаш, именно они нам помогут в этом задании!

«Находим верхний левый угол у листа, отсчитываем вправо 4 клетки и вниз 4 клетки и ставим точку. Именно от неё мы и начнём .  Проводим прямую линию равной 8 клеткам вправо, 2 клетки вверх, 4 клетки вправо, 5 клеток вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх, 4 клетки влево, 3 клетки вниз, одна клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево,1 клетка вверх»

Воспитатель : Выходите к доске, ребята и покажите, что у вас получилось!

Дети выходят , показывают изображение ключа на бумаге.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, последний замок готов упасть на пол, это значит, что мы справились со всеми заданиями!

Замок падает на землю, Алёша Попович подходит и выводит из темницы княжну!

Княжна: Ой, вы молодцы и красны девицы, спасибо вам за моё освобождение (кланяется). Как бы не вы, томиться мне в этой темнице многие годы! Для вас, моих освободителей хранила я яблочки волшебные, для ума, для мыслей светлых!  Раздает детям яблоки из корзинки.

Богатырь тоже благодарит ребят за помощь, за ум и смекалку, прощаются и уходят вместе с княжной.

Воспитатель: Вот так путешествие получилось у нас с вами, ребята, и свою смекалку проявили и княжну спасли из заточения! Ну и нам пора возвращаться в своё время! Ы какую сторону теперь нам нужно поворачивать стрелку часов, чтобы вернуться в настоящее время?

Дети: Вправо, вперёд

Звучит музыка, воспитатель поворачивает стрелки часов вперёд, дети плавно кружатся. Музыка замолкает.

Воспитатель: Вот мы и вернулись! Что вам понравилось, что особенно запомнилось? Сложными ли были задания для вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в весенний лес (конспект интегрированного занятия по ФЭМП, рисованию, экологии в подготовительной к школе группе)

Цель: закрепление у детей знаний, умений и навыков правильно и быстро выполнять действия с числами первого десятка. Продолжать обучение решению задач. Развивать логическое мышление, спосо...

Конспект открытого занятия по ФЭМП "Математический КВН" в подготовительной к школе группе

Математический КВН для подготовительной к школе группыЭто очень интересное и увлекательное занятие....

Конспект интегрированного музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе «Прогулка по зимнему лесу»

Конспект   интегрированного музыкального занятияс использованием  здоровьесберегающих технологийв подготовительной к школе  группеТема  «Прогулка по зимнему лесу» ...

Конспект открытого занятия на тему «Путешествие в прошлое» для детей старшей группы № 2

-углубить изучение исторического прошлого;-дать понятия «ледниковый период», «первобытный человек», «бивень»; - познакомить детей с мамонтами, их внешним ...

Открытое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе "Путешествие на остров правильной речи"

Открытое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе "Путешествие на остров правильной речи"...

Конспект интегрированного открытого занятия по ФЭМП во второй младшей группе "Лего сказка"

Интеграция с другими образовательными областями: социально- коммуникативное развитие, речевое развитие. Цель: развитие логико-математического мышления у детей. Задачи: стимулировать развитие мыслите...