«ИГРЫ - ГОЛОВОЛОМКИ ПО ФЭМП КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
презентация к уроку по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Белогривцева Ольга Ивановна

Игры-головоломки по ФЭМП имеют важнейшее значение для  интеллектуального развития ребёнка . Игра для дошкольника – способ познания  окружающего мира. Она является средством воспитания, если её включить в целостный педагогический процесс.  Активизируются разнообразные умственные процессы,  требующие от детей внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения и т.д. Происходит полноценное развитие ребёнка. Математика один из наиболее трудных учебных предметов в школе. Дошкольники об этом ещё не знают и не должны узнать. Поэтому наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. Игра для дошкольника – способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если её включить в целостный педагогический процесс, то активизируются разнообразные умственные процессы. Цель работы - способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления  к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1155 Дошкольное отделение №2 САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «ИГРЫ -ГОЛОВОЛОМКИ ПО ФЭМП КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» Воспитатель подготовительной группы № 11 Белогривцева Ольга Ивановна

Слайд 2

Игры-головоломки по ФЭМП имеют важнейшее значение для интеллектуального развития ребёнка . Игра для дошкольника – способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если её включить в целостный педагогический процесс. Активизируются разнообразные умственные процессы, требующие от детей внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения и т.д. Происходит полноценное развитие ребёнка

Слайд 3

Цель работы: Основной целью деятельности является всестороннее развитие ребёнка – развитие его мотивационной сферы, индивидуальных и творческих способностей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, его интересов, способностей и потребностей.

Слайд 4

Задачи: . Формировать мотивацию к познанию окружающего мира. . Способствовать формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение , классификация, аналогия) и развитию мышления. . Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. . Увеличение объёма внимания и памяти. . Формирование умений и навыков обдумывать и планировать свои действия. . Осуществлять решение в соответствии с заданными правилами. . Развитие математических представлений средствами занимательного материала.

Слайд 5

Новизна: Заключается в создании игротеки как новой формы работы на основе игрового занимательного материала с целью развития математических представлений у детей.

Слайд 6

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СВОЕЙ РАБОТЫ БЫЛ ПРОВЕДЁН МОНИТОРИНГ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о повышении уровня математического развития детей. Уровень развития 2017-2018 учебный год Начало года Конец года Высокий 30% 40% Средний 55% 60% Низкий 15% 0% Этому способствовала и игротека как форма работы по развитию математических представлений дошкольников. Результаты мониторинга отражают положительную динамику в развитии детей.

Слайд 8

Работа с родителями Оформление развивающей среды. Родительские собрания. «Памятки» по использованию игровых технологий. Консультации для родителей. Совместные игры.

Слайд 9

Развивающая среда Организация развивающей среды В группе организован уголок занимательной математики. При организации развивающей среды исходили из принципа доступности игр детям. В уголок занимательной математики были помещены такие игры и игровые материалы, которые могут освоить дети с разным уровнем подготовки.

Слайд 10

Средства логико математического развития детей делятся на несколько групп по содержанию : Игры с геометрическими фигурами Игры с цифрами и числами Игры на ориентировки в пространстве Игры на различие временных представлений Игры на логическое мышление

Слайд 12

ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ , используемые в течение года в группе разнообразны. В проблемно-игровой технологии они представлены в виде групп: НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ («Цвет и форма», «Логический домик», «Игровой квадрат», « Логоформочки », «Логический поезд»).; ИГРЫ НА ОБЪЁМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ «Кубики для всех», «Загадка», «Шар», «Геометрический конструктор»

Слайд 13

ИГРЫ НА ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ « Танграм », «Сложи квадрат», « Колумбово яйцо», «Монгольская игра», « Пифагор», «Пентамино» ИГРЫ ИЗ СЕРИИ «КУБИКИ И ЦВЕТ» «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно»

Слайд 14

Кубики Никитина В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь.

Слайд 15

Развивающие игры Воскобовича Развивают: внимание и память, пространственное и логическое мышление; воображение и творческие способности, умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях; умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом.

Слайд 16

ИГРЫ В.ВОСКОБОВИЧА «ПЛАНЕТА УМНОЖЕНИЯ», «ЦИФРА – ДОМИНО»

Слайд 17

" Геоконт " открывает ребенку мир геометрических и образных превращений, разноцветных приключений Развивает : название и структуру геометрических фигур, их размера; умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры ориентироваться в пространстве; умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу; внимание, память, элементы логического мышления; воображение, творческие способности; пальцевую и кистевую моторику рук

Слайд 18

Подбери заплатку . Игра на развитие логического мышления. Задание для ребенка - подобрать правильную заплатку к картинкам.

Слайд 19

В процессе моделирования ребёнок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, и т.д.) с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Без этих качеств немыслима деятельность человека любой профессии Палочки Кюизенера

Слайд 20

Блоки Дьенеша Знакомят с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивают пространственные представления. Развивают логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Развивают умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Слайд 21

Развивающие игры-карточки на логическое мышление « Кайе Колоретто "," Каналетто " Виколетто Сейчас широко распространены " пазлы " в отличие от них, карточки Кайе – это вариативная много­функциональная дидактическая и игровая система открытого типа с множеством допустимых решений. Вариативность пособия обеспечивается большим количеством вариантов стыковки карточек. Две карточки дают от четырех до двенадцати вариантов сборки друг с другом (в зависимости от рисунка), а 100 карточек –практически, бесконечное число вариантов. Поэтому каждый раз – это новая игра.

Слайд 22

Палитра Палитра - универсальное пособие для работы с последующей самопроверкой. Карточка с заданием накладывается на деревянную основу. Ребенок берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет фишку в углубление рядом с этим ответом. При проверке карточку переворачивают, снова кладут на палитру и затем проверяют, совпадают ли цвет и форма фишек с раскраской по краям заданий.

Слайд 23

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу». Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ - упражнений : «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск противоположных объектов» – назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

Слайд 24

Развитие логико - математических представлений о времени

Слайд 25

Решение логических задач

Слайд 26

Вставь пропущенные цифры Работа с числами, числовым рядом

Слайд 27

Заключение: Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребёнка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого наглядно-действенное. А третий с лёгкостью оперирует понятиями. Дидактические игры по ФЭМП одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Практика показала, что применение дидактических игр во время ФЭМП повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.

Слайд 28

Литература: Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников». Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников». Гоголева В.Т. «Логическая азбука для детей 5 -7 лет». Гоголева В.Т. «Математика от трех до семи». Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет». Волина В. «Праздник чисел». Соболевский Р.Ф. «Логические математические игры». Соловьева Е. «Логический класс» Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. «Математика до школы».

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ИГРЫ -ГОЛОВОЛОМКИ ПО ФЭМП КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ».

Логическое мышление — это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совок...

Статья «Игры-головоломки по ФЭМП как средство интеллектуального развития детей»

Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.Некоторые головоломки известны с глубокой древности. О...

Игры со счетными палочками как средство интеллектуального развития дошкольников

Интеллектуальное формирование дошкольников – универсальный процесс, имеющий отношение к делам связанным с вырабатыванием абсолютно всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей частью общ...

Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников

В настоящее время повышается актуальность игры из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но, п...

Опыт работы "Развивающие игры и игры головоломки как средство интеллектуального развития детей среднего возраста"

         Интеллектуальное развитие средних  дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В с...

Консультация для воспитателей "Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство интеллектуального развития дошкольников"

Консультация    для воспитателей "Развивающие игры   В. В. Воскобовича как средство интеллектуального развития дошкольников"   Игровая деятельность являетс...