Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну Математику»
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Стороженко Ольга Владимировна

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну Математику» будет полезным воспитателям в работе с младшими дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по формированию

элементарных математических представлений в средней группе

«Путешествие в страну Математику»

Цель – способствовать формированию элементарных математических представлений.

Задачи образовательной деятельности:

1.Образовательные:

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 5, умение соотносить количество предметов с числом
  • Формировать представление о равенстве и неравенстве.
  • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине.

2.Развивающие:

  • Развивать представление о геометрических фигурах, формировать познавательный интерес, мыслительную активность.
  • Способствовать умению соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

3.Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание взаимодействовать со сверстниками.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная.

Материалы и оборудование: плоскостные фигуры вагончиков из цветного картона, карточки с цифрами от 1 до 5, плоскостные домики и геометрические фигуры к ним из белого картона, счетные палочки, цветы и пчелки из цветной бумаги, две полоски синего и зеленого цветов, письмо.

Методические приемы: беседа-диалог, физкультурная пауза, игровая деятельность (дидактические игры), анализ, подведение итогов.

Предварительная работа: рассматривание математических карточек, дидактические игры по математике, наблюдения в группе и на прогулке, беседа о математике в жизни человека.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Этапы образовательной деятельности: организационный момент, введение в ситуацию, сюрпризный момент, актуализация знаний, совместная деятельность воспитателя и детей, рефлексия.

Литература:

1.  Е.В. Колесникова. «Математика для детей 4-5 лет». Издательство «Сфера», 2017г.

2. И.А.Помораева, И.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Издательство «Мозаика-Синтез», 2017г.

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: здравствуйте, дети. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга:

Здравствуй правая рука – протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука – протягиваем вперёд,

Здравствуй друг –  берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг –  берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Ну вот мы и поздоровались. Ребята сегодня у нас не обычный день. Я предлагаю отправиться в путешествие по волшебной стране Математике. Вы хотите туда попасть?

Дети: хотим.

Воспитатель: а на каком транспорте можно попасть в волшебную страну

Дети: на волшебном.

Воспитатель: тогда садитесь на ковер, закройте руками глаза. «Лети наш ковер, ковер – самолет. Нас приключение новое ждет». Открывайте ребята глазки, вот мы и в самом начале пути, но почему так тихо? Почему такой беспорядок на столе? Что это?

Дети: цифры.

Воспитатель: да цифры, но они лежат как-то в куче, кто же их перепутал?

(В группу входит Незнайка, в руках у него письмо).

Незнайка: а вы кто такие и откуда взялись?

Воспитатель: во-первых, нужно сказать здравствуйте.

Незнайка: ну, здравствуйте… подумаешь.

Воспитатель: ребята давайте скажем, кто мы и откуда?

Дети: мы дети из детского сада № 8 «Золотая рыбка». А что ты тут делаешь?

Незнайка: да вот, получил письмо от Знайки, он пригласил меня в страну Математики, а чтоб туда попасть, надо решить какие-то задачи. Вот Знайка, все время что-то придумывает.

Воспитатель: Незнайка, не скажешь нам, почему цифры на столе лежат как попало?

Незнайка: потому, что я их уронил, а сложить не могу.

Воспитатель: ребята, поможем Незнайке сложить правильно все цифры?

Дети: поможем. (складывают цифры по порядку)

Воспитатель: давайте их назовем 1,2,3,4,5.

Незнайка: вот здорово, а вот и первая задача:

Дидактическая игра: «Рассели фигуры по домикам». На столе раскладываются картонные домики с окошками, вырезанными в виде геометрических фигур. Дети выбирают фигуры из общей массы и вставляют в окошки и называют эти фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д.).

Воспитатель: ребята, вы быстро справились, а вокруг нас есть такие фигуры?

Дети: да, дверь, ковер, окно – это прямоугольник, люстра, солнышко, блин – это круг, яйцо, картошка – это овал, крыша – треугольник.

Воспитатель: да, вокруг нас везде можно встретить предметы геометрических форм.

Незнайка: здорово, какой замечательный вечер, какие умные ребята.

Воспитатель: Незнайка, сейчас утро, разве ты не знаешь, когда наступает вечер?

Незнайка: знаю, только я путаю.

Воспитатель: ребята, поможем Незнайке запомнить время суток?

Дети: поможем.

Воспитатель: тогда ответьте на мои вопросы (проводится дидактическая игра «Когда это бывает?»)

Над рекой заря встает.

На дворе петух поет.

Умываются котята.

Просыпаются ребята.

     Когда это бывает? 

Дети: утром

Воспитатель: а что утром делаете вы? 

Дети: умываемся, чистим зубы, идем в детский сад, делаем зарядку, завтракаем.

Воспитатель: Солнце в небе высоко.

                  До заката далеко.

                  Зерна в норку тащит мышь.

                  Учит азбуку малыш.

Когда это бывает? 

Дети: днем.

Воспитатель: что вы делаете днем? 

Дети: в детском саду играем, рисуем, читаем, гуляем, обедаем, спим.

Воспитатель: Солнце красное зашло.

                   Белка прячется в дупло.

                  Дрема в гости к нам идет.

                  Сказку он с собой ведет.

Кто такой «дрема»? 

Дети: дрема, когда хочется спать.

Воспитатель: когда это бывает? 

Дети: вечером.

Воспитатель: что вы делаете вечером?

Дети: чистим зубки, ложимся спать.

Воспитатель: В небе звездочки горят.

                  Птицы спят, и рыбы спят.

                  Спят цветы в саду на грядках.

                  Ну, а мы в своих кроватках.

Когда это бывает?

Дети: ночью.

Воспитатель: а что ночью делаете вы?

Дети: спим.

Воспитатель: ну что, Незнайка, теперь ты не будешь путать время суток? Когда наступает вечер?

Незнайка: конечно, я все запомнил, вечер - это когда солнышко садится.

Воспитатель: да, но солнышко еще высоко, оно светит, пригревает, цветочкам помогает. Посмотрите, ребята цветочная полянка, а на цветочках сидят пчелки. А зачем они садятся на цветы? (На ковре лежат цветы из картона, на которых сидят пчелки, одна пчела лежит на ковре.

Дети: чтобы нектар собирать, потом будут делать мед.

Воспитатель: давайте посмотрим, всем ли пчелкам хватило цветов, давайте посчитаем, сколько цветов.

Дети: считают 1,2,3,4.

Воспитатель: а сколько пчел?

Дети: считают 1,2,3,4,5.

Воспитатель: чего больше?

Дети: пчел.

Воспитатель: чего меньше?

Дети: цветов.

Незнайка: подумаешь, больше – меньше, какая разница.

Воспитатель: куда же сесть пятой пчелке? Что нужно сделать?

Дети: нужен еще один цветок.

Воспитатель: (кладет еще цветок) давайте теперь посчитаем, 1,2,3,4,5

Сколько теперь стало цветов и пчел?
Дети: по пять, поровну.

Воспитатель: конечно, поровну.

Незнайка: ух, ты здорово, но Знайка задал еще задачу. Вот читайте сами.

Воспитатель: итак, нужно погрузить в вагоны палочки, только по номеру вагона. Ребята, мы справимся с такой задачей?

Дети: справимся.

Воспитатель: хорошо, только сначала немного разомнемся. Проводится физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках
столько раз,
Ровно столько, сколько
пальцев на руке у вас.

Воспитатель: отлично, теперь готовы?

Дети: готовы.

Проводится дидактическая игра. На столе пять плоскостных вагонов из картона разного цвета, в коробке счетные палочки. Нужно распределить палочки по цветам и порядковому номеру вагона. Дети самостоятельно раскладывают на вагоны палочки, воспитатель в недирективной форме следит за процессом.

Воспитатель: замечательно. Ну, что Незнайка, помогли мы тебе решить задачи?

Незнайка: да. Наконец-то я доберусь до этой страны Математики. Только вот осталась еще одна задача. Знайка написал, что мне нужно идти по короткой дороге, а как понять, короткая она или длинная?

Воспитатель: ребята, научим Незнайку различать длинное и короткое?

Дети: поможем.

Проводится игра. В руках воспитателя две полоски бумаги разного цвета.  

Воспитатель: вот две дорожки, они одинаковые?

Дети: нет, они разные.

Воспитатель: а чем они отличаются?

Дети: одна синяя, другая – зеленая.

Воспитатель: как же их измерить?

Дети: нужно положить одну на другую.

Воспитатель: так, а еще как можно?

Дети: положить их рядышком?

Воспитатель: да, можно приложить их друг к другу. А есть ли еще способ?

Дети: затрудняются ответить.

Воспитатель: если взять счетную палочку, отмерить с ее помощью длину каждой дорожки, можно увидеть, какая длиннее. (новое знание). Ну, что Незнайка, все задачки мы решили?

Незнайка: все, теперь я наконец-то попаду в Страну Математику. Спасибо, ребята, вы помогли мне решить все задачи, я пойду, наверное, Знайка меня заждался. До свидания.

Дети: До свидания, Незнайка.

Воспитатель: ребята, где мы с вами побывали?

Дети: в стране Математике.

Воспитатель: а далеко ли эта страна?

Дети: нет, не далеко, она рядом.

Воспитатель: конечно, пока мы все вместе решали математические задачи, мы и были в стране Математике, ведь Математика всегда с нами и вокруг нас.

Воспитатель: а что нового вы сегодня узнали?

Дети: как измерить длину.

Воспитатель: как мы помогли Незнайке?

Дети: решили задачи.

Воспитатель: я очень рада, что вы смогли ему помочь, теперь он встретится со своим другом Знайкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну Математика

Задачи:Закреплять названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат.) Совершенствовать умение определять и называть цвет предметов. Упражнять в счёте в пределах 5. Учить выкладывать цепо...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в мир занимательной математики»

Программное содержание:Познавательные задачи: формировать навыки вычислительной деятельности,упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 20, закреплять умение различать и правильно назыв...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Путешествие с Колобком"

Формирование умения называть и находить предметы разной формы, совершенствование двигательных умений, закрепление счета до 5....

Сценарий открытой непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в сказочную страну Математики»

Сценарий открытой непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в сказочную страну Математики» З...