Учебно-методическое пособие по математике (подготовительная группа):
Авторское игровое пособие "Математическое блюдце"

Соколова Наталья Ивановна

Предлагаю вашему вниманию авторское игровое пособие по математике«Математическое блюдце» . Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, направлено на решение нескольких задач одновременно. Вариации упражнений и игры не имеют пределов. Пособие можно пополнять новыми  элементами. Сделать пособие совсем несложно. Создайте пособие своими руками, подарите детям радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskoe_blyudtse_-_kopiya.docx673.61 КБ

Предварительный просмотр:

Авторское игровое пособие


Пояснительная записка

Игровое пособие «Математическое блюдце» направлено на решение нескольких задач одновременно, предназначено для работы с детьми дошкольного возраста,  данное  пособие позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка. Вариации упражнений и сами игры не имеют пределов. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами.

Принципы создания пособия:

- доступность,

- многофункциональность,

- стимулирование познавательной активности,

- соответствие гигиеническим требованиям.

Образовательные области:

- познавательная,  

- социально-коммуникативная,

- художественно-эстетическая,

- речевая.

Цель:

- знакомство детей с новым учебным материалом,

- закрепление изученного ранее материала,

- развитие логического мышления, мелкой моторики рук,

- обогащение активного словаря.

Задачи:

- формирование у детей элементарных математических представлений,

- развитие зрительного восприятия, пространственного представления, мышления,

- тренировка памяти, внимания.

Содержание

Воспитатель берёт в руки куклу Машеньку, и от ее лица говорит:

Что за чудо? Что за диво? -
До чего оно красиво!
Это блюдце не простое –

Подскажите мне, какое,
Все покажет вам оно,
Так, как будто вы в Кино...


 Дети: Волшебное Блюдце.

Машенька: Волшебное математическое блюдце.

Воспитатель катает яблочко по математическому блюдечку и говорит слова от лица Маши:

Катись, катись, яблочко,

По математическому блюдечку,

Покажи на блюдечке

Далее проводится с детьми ряд дидактических математических игр.

«Назови одним словом»

Цель: развивать умение называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.), математическое блюдце.

Описание: на математическом блюдце выкладываются геометрические фигуры одного вида, но разные по форме и цвету. Машенька предлагает детям назвать выложенные фигуры, одним словом.

«Что бывает такой формы?»

 Цель: учить различать фигуры, развивать мышление, воображение.

Материал:  геометрические фигуры, математическое блюдце.

Описание: Машенька выставляет геометрическую фигуру на математическое блюдце и спрашивает, на что похожа геометрическая форма.

«Три квадрата», «Три круга», «Три прямоугольника»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.

Материал: комплекты прямоугольников, квадратов  и кругов разной величины, математическое блюдце.

Описание: Машенька предлагает назвать геометрические фигуры, выложенные на математическом блюдце определить их размер, разложить фигуры от самой маленькой к самой большой и наоборот.

«Кто быстрее найдет»

Цель: закреплять умение находить быстро геометрическую фигуру определенного цвета и размера, развивать зрительную память, внимание.

Материал:  геометрические фигуры разного цвета и размера, математическое блюдце.

Описание: Машенька просит детей найти  геометрическую фигуру  определенного цвета и размера и положить ее на математическое блюдце. Количество фигур зависит от индивидуальных особенностей детей.

«Посмотри вокруг»

Цель: помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы.

Материал: набор геометрических фигур, математическое блюдце.

Описание: Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Машенька показывает геометрическую фигуру на математическом блюдце и предлагает назвать предметы в групповой комнате той же формы. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает  фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

«Угадай, что спрятали»

Цель: развивать зрительную память, внимание.

Материал: геометрические фигуры разного цвета, математическое блюдце.

Описание: На математическом блюдце перед ребёнком разложены  геометрические фигуры (их количество зависит от индивидуальных особенностей ребенка).  Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем Машенька предлагают закрыть глаза,  убирает одну геометрическую фигуру. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано. Игру можно усложнить, разложив геометрические фигуры разного цвета. Ребенку нужно будет назвать не только спрятанную фигуру, но и ее цвет.

«Помоги исправить ошибку»

Цель: учить определять ошибку, выделять закономерности между рядом геометрических фигур.

Материалы:  геометрические фигуры разного цвета (одинаковые фигуры должны быть одного цвета), математическое блюдце.

Описание: На математическом блюдце выложен узор из геометрических фигур. В одном месте последовательность узора нарушена. Машенька предлагает детям найти и  исправить ошибку.

«Математические игры - загадки»

Цель: учить по описанию,  находить и называть геометрическую фигуру.

Материал: загадки о геометрических фигурах, геометрические фигуры, математическое блюдце.

Нет углов у меня.
И похож на блюдце я, 
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.

Четыре угла и четыре сторонки, 
Похожи точно родные сестренки. 
В ворота его не закатишь, как мяч, 
И он за тобою не пустится вскачь. 
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … квадрат.

На фигуру посмотри.

И в альбоме начерти 

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… треугольник.

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность – 
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. овал.

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,
На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… прямоугольник.

А братишка мой, Сережа,

Математик и чертежник –

На столе у бабы Шуры

Чертит всякие... фигуры.

«Чудесный мешочек»

Цель: развивать умение на ощупь угадывать предметы разной геометрической формы.

Материалы: тканевый мешочек, различные геометрические фигуры, математическое блюдце.

Описание: Машенька предлагает ребенку на ощупь выбрать в мешочке одну геометрическую фигуру, положить ее на математическое блюдце и назвать.

«Выложи по образцу»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, формировать умение выявлять закономерность, развивать зрительное внимание.

Материал: геометрические фигуры разного цвета и размера, математическое блюдце.

Описание: Машенька выкладывает узор из геометрических фигур на математическом блюдце одинакового цвета и размера  и предлагает ребенку выложить такой же. Игру можно усложнить, если фигуры будут разного цвета или размера.

«Кому, какая форма»

Цель: формировать умение  группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Материал: геометрические фигуры разного цвета и размера, математическое блюдце.

Описание: Машенька демонстрирует геометрические фигуры, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками, а затем разложить на математическом блюдце геометрические фигуры одинаковой формы.

«Волшебная полянка»

Цель игры: закрепление счета в пределах 10.

Материал: цифры от 1 до 10, грибочки с точками, круг с указательной стрелкой, математическое блюдце.

Описание: Машенька выкладывает на математическое блюдце волшебную полянку, предлагает ребенку с закрытыми глазами прокрутить стрелку на круге, посчитать количество точек на выпавшем секторе  и соотнести количество точек с цифрой.

«Скажи, какое время показывают часы?»

          Цель: учить детей определять время на часах.

Материал: макет часов, математическое блюдце.

Описание: Машенька выкладывает на математическое блюдце, спрашивает у детей:  На что указывает большая стрелка? На что указывает большая стрелка? Какое время показывают часы?

«Чудо-яблочко»

Цель игры: закрепление целого и части, счета в пределах 10.

Материал: муляж яблока.

Описание: Машенька предлагает разделить яблоко на две одинаковые половинки, определить, где часть, а где целое. Сосчитать, сколько зернышек в каждой половинке, сравнить количество зерен с помощью математических знаков «<»,  «>», «=».

«Полянка мухоморов»

Цель игры: закрепление умения соотносить цифру с количеством предметов.

Материал: цифры от 1 до 10, грибочки, математическое блюдце.

Описание: Машенька с ребятами попадает на грибную полянку (на математическом блюдце разложены грибочки). Детям необходимо сосчитать количество грибов на поляне и соотнести результат с предложенными цифрами.

«Веселые грибочки»

Цель игры: закреплять умение соотносить число изображённых предметов с цифрой, обозначающей это число.

Материал: цифры от 1 до 10, грибочки, математическое блюдце.

Описание: Маша раздает детям грибочки, на которых изображены точки. Задача каждого ребенка – посчитать количество точек. Машенька выставляет цифру на математическом блюдце, а ребенок, у которого количество точек совпадает с показанной цифрой,  должен поднять руку.

«Озорные елочки»

Цель игры: закреплять счет в прямом и обратном порядке.

Материал: елочки с наклеенными на них цифрами от 1 до 10, математическое блюдце.

Описание: Маша с детьми попадает в еловый лес (на математическом блюдце разложены елочки). Маша просит выложить елочки от 0 до 10, а затем наоборот от10 до 0.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN4057.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN4059.jpg           C:\Users\User\Documents\108 фасоль\DSCN4062.JPG

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN4063.jpg         C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN4060.jpg

C:\Users\User\Documents\108 фасоль\DSCN4067.JPG