Статья "Влияние пособия "Шнурок-затейник" на развитие мелкой моторики и логического мышления детей дошкольного возраста"
статья по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)

                       Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.                                                                           Развитию  мелкой моторики и логического мышления способствует, созданное мной, развивающее пособие «Шнурок-затейник».Развивающее пособие «Шнурок-затейник» - это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнитивному развитию, а также развитию творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shnurok-zateynik.docx961.28 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

 Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений  в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимают развивающие  игры, которые являются средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности.  

В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Актуальность

 В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. 

Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование.  По данным исследований проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития  дошкольников и пальцев мелкой моторики. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. 

Развитию логического мышления и мелкой моторики способствует, созданное мной, развивающее пособие «Шнурок-затейник».

 Развивающее пособие «Шнурок-затейник» - это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнитивному развитию, а также развитию творческих способностей. 

Описание: развивающее пособие «Шнурок-затейник» представляет собой деревянный плоский прямоугольник-основу размером 16.5 см на 10.5 см с 12-ю сквозными отверстиями, расположенными в три параллельных ряда по четыре отверстия в ряд таким образом, чтобы отверстия находились на одинаковом расстоянии друг от друга.

С помощью шнурка (тонкой ленты, тесьмы), который продевается в отверстия планшета, на поверхности планшета составляются различные схематичные силуэтные изображения (например, геометрические фигуры, цифры, буквы, орнаменты и т.д.).

Цель: Развитие логического мышления и мелкой моторики дошкольников через использование развивающего пособия «Шнурок-затейник»

Задачи:

1. Формировать  умение создавать изображения по образцу, по схеме, словесной инструкции, собственному замыслу, умение моделировать на плоскости.

2.Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3.Закреплять понимание понятий: «вверху», «внизу», «центр», «справа», «слева».

4. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений обоих рук, их ловкость.

5. Развивать звуковую культуру речи, грамматический строй речи, связную речь.

6. Развивать логическое мышление, сообразительность, воображение, фантазию.

7. Развивать умение работать в команде.

Этапы работы с прямоугольником-основой:

  1. Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться прямоугольником-основой. Показать, что можно сделать (геометрические фигуры, цифры, математические знаки, буквы, орнамент и. т. д).
  2. Затем добавляются упражнения «оживления фигур» - на поле изображается квадрат или треугольник, а затем с помощью шнурка картина дорисовывается, например, к прямоугольнику добавляются прямые линии, и получается стол.
  3. Формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать рисунки по уже готовым схемам. Но любые схемы – это просто набор идей, которыми не стоит ограничиваться, на помощь придут фантазия, как взрослого, так и ребенка.
  4. Затем целесообразна работа по развитию словесного творчества. Дети могут нарисовать линиями свои собственные сказки, истории, перенести их на схему, а затем их рассказать. Очень хорошо, когда дети включаются в коллективную работу (каждый иллюстрирует свою часть стихотворения, сказки, а затем прямоугольник-основа объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение от начала до конца).

Варианты игр в старшем дошкольном возрасте.

  1. Игра «Узор по образцу»

Цель: Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу.

Материал: прямоугольник-основа, цветные шнурки, схемы.

Описание игры: Воспитатель дает ребёнку прямоугольник-основу, просит по схеме «нарисовать» узор шнурком. Обращаем внимание ребёнка, что шнурок можно вдевать не только по прямой, но и наискосок, пусть ребенок попробует пофантазировать. В процессе игры можно практиковать счёт: сколько отверстий внутри фигуры, сколько по периметру. Как вариант на первом этапе ознакомления можно условно разделить готовый прямоугольник-основу пополам. С одной стороны, «рисует» воспитатель, с другой – ребенок повторяет рисунок воспитателя или у каждого свой индивидуальный планшет.

  1. Игра «Цифры играют в прятки»

Материал: прямоугольник-основа, схемы цифр.

Цель: закреплять знание цифр, продолжить формировать умение работать со схемой, развивать моторику рук, творческое воображение, внимание ребенка. Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете шнурком любого цвета, а затем «спрятать», превратить с помощью шнурка и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана». Вариант: Аналогично можно прятать буквы. Игру можно сопровождать загадками или стихами про числа и буквы. Уровень сложности: цифра рисуется одним цветом, а узор, за который она прячется другим, в этом случае отгадывать будет легче. Для того чтобы усложнить загадку, можно использовать один цвет, либо сочетать цвета так, чтобы спрятанная цифра не была явно видна. Низкий: по образцу. Средний: по схеме. Высокий: по замыслу.

  1. Игра «Пространственное ориентирование»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины.

Материал: прямоугольник-основа, цветные шнурки, маленькие по размеру геометрические плоские фигуры.

Описание игры: Дети по словесной инструкции располагают маленькие геометрические фигуры на основе. Например: «Положите снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких треугольника». Инструкции могут быть различными по названию геометрической фигуры, цвета, расположения на основе. Затем задаются вопросы: Какие фигуры и какого цвета расположены слева или справа?  Задание можно разнообразить, давая детям задания: Какая фигура справа от квадрата? Какого цвета треугольник снизу? Сколько треугольников сверху? Воспитатель «рисует» на прямоугольнике-основе геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает аналогичные вопросы.

  1. Игра «Загадки»

Цель: развивать умение создавать изображать объект по описанию (загадке), по представлению, развивать фантазию и речь.

Материал: прямоугольник-основа, цветные шнурки.

Описание игры: Воспитатель загадывает загадки (цифры, буквы, математические знаки), а отгадки ребенок «рисует» шнурками на основе.

  1. Игра «Букет для мамы»

Цель: развитие умения работать по схеме, развитие речи, моторики рук, воспитывать умение составлять коллективную работу. Раз, два, три, четыре, пять, будем листья собирать. Лисья берёзы, ветка рябины, Листики, тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесем. Какой листик не попал в букет для мамы?

Материал: прямоугольник-основа, цветные шнурки.

Описание игры: дети по схеме на прямоугольнике-основе «рисуют» цветными шнурками свою часть стихотворения. Затем основы объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение.

  1. Игра «Волшебные слоги»

Цель: развивать умение составлять слоги (слова) и читать их, производить звуко-буквенный анализ слов, придумывать слова, начинающиеся с первого слога.

Материал: прямоугольник-основа, схемы, цветные шнурки.

Описание игры: дети с опорой на схему или без неё составляют слоги, придумывают слово и «записывают» его с помощью шнурка.

Варианты схем и образцов для работы с пособием:

F:\ШНУРОК-Затейник\Фото\DSC_7160.JPG

G:\ШНУРОК-Затейник\Фото\DSC_7161.JPG

G:\ШНУРОК-Затейник\Фото\DSC_7163.JPG

G:\ШНУРОК-Затейник\Фото\DSC_7164.JPG

G:\ШНУРОК-Затейник\Фото\DSC_7180.JPG

G:\ШНУРОК-Затейник\Фото\DSC_7183.JPG

G:\ШНУРОК-Затейник\Фото\DSC_7189.JPG

G:\ШНУРОК-Затейник\Фото\DSC_7187.JPG

G:\ШНУРОК-Затейник\Фото\DSC_7181.JPG

G:\ШНУРОК-Затейник\Фото\DSC_7965.JPG

G:\ШНУРОК-Затейник\Фото\DSC_7975.JPG

G:\ШНУРОК-Затейник\Фото\DSC_7981.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...

На беседу к логопеду. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников. Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

«Ум ребенка – в пальчиках»Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

                 У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координ...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук и творчества детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение прост...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи

Данный материал содержит методические реккомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшеге дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи....

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...