Главные вкладки

    Конспект занятия по математике в старшей группе "Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»".
    план-конспект занятия по математике (старшая группа)

    Савченко Карина Сергеевна

    Данный материал поможет в упражнении детей в умении применять элементарные математические представления в разных ситуациях, встречающихся в сказке «Гуси-лебеди».

    Материал предназначен для детей старшей группы (5-6 лет)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект занятия14.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по математике в старшей группе. Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди».

    Цель. Упражнять детей в умении применять элементарные математические представления в разных ситуациях, встречающихся в сказке «Гуси-лебеди».
    Программное содержание.
    Образовательные задачи.
    1. Упражнять детей в умении делить множество на 2 части по заданному основанию, сравнивать количество элементов в каждой части множества на основе счёта.
    2. Упражнять детей в умении считать до 10 в любом направлении.
    3. Закрепить умение детей делить овал на 4 равные части, называть полученную часть («одна четвёртая», «четвёртая часть»).
    4. Упражнять детей в умении видеть одновременно 3 свойства блоков (форму, величину, толщину), абстрагируясь от цвета.
    5. Упражнять детей в умении называть числа в обратном порядке.
    6. Закрепить представления об элементах коми орнамента.
    Развивающие задачи.
    1. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сериация, абстрагирование, классификация).
    2. Развивать творческое отношение к выполнению заданий.
    3. Развивать мелкую моторику рук.
    Воспитательные задачи.
    1. Воспитывать интерес к математической деятельности.
    2. Воспитывать интерес к сказкам.
    Материал.
    Демонстрационный материал: иллюстрация по сказке «Гуси-лебеди», 2 набора блоков Дьенеша, ткань голубого цвета («река-кисельные берега»)
    Раздаточный материал: поднос, пирожки (4 круглой, 4 квадратной и 1 овальной формы), ножницы, палочки Кюизенера, шаблон сарафана с начатым узором из элементов коми орнамента, лист бумаги размером А5 с изображением яблони и корзины (на дереве 5 зелёных и 6 красных яблок); карандаш.

    Ход проведения

    – Ребята, вы, наверное, знаете очень много сказок. Назовите, какие вы знаете сказки? (Дети перечисляют).
    – А могли бы узнать сказку по иллюстрации?
    (Показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди»).
    – Кто помнит, как называется эта сказка? Давайте вместе вспомним, что же было в этой сказке?
    – Жили-были отец да мать. Была у них дочка да сынок маленький.
    Доченька, – говорит мать, – мы пойдем на работу, а ты береги братца. Не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу. Заигралась, загулялась. Когда девочка наигралась, вспомнила про братца. Побежала домой.
    – А что же было дальше?
    – Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его на крыльях.
    – Да, ребята, так и было! А сейчас представьте, что мы сами попали в эту сказку, и всё сами увидели своими глазами, почувствовали боль и страх сестрички за младшего братика. Помните: бросилась девочка догонять гусей. И мы вместе с ней! Что же мы увидели на своем пути?
    – Печку!
    – Что мы ей скажем?
    – Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
    – А печка испекла пирожков и сказала: «Съешь четвёртую часть моего ржаного пирожка, потом скажу. Не перепутай: ржаной пирожок овальной формы».
    – Ребята, посмотрите, какие красивые, румяные, аппетитные пирожки на противне. А как мы узнаем, четвёртую часть какого именно пирожка нужно съесть девочке?
    – Нужно найти пирожок овальной формы.
    – Найдите ржаной пирожок овальной формы. Помогите девочке.
    – Как девочка сможет определить, где четвёртая часть пирожка?
    – Надо разделить пирожок на 4 равные части.
    – Разделите пирожок на 4 равные части.
    (В процессе деления воспитатель спрашивает: «Что сначала сделаете?», «Как будете складывать пополам?», «Сколько частей получилось?», «Как получить четыре части?». Напоминает, что при делении предмета на 4 равные части нужно сложить его 2 раза пополам, обращает внимание ребят на то, чтобы края пирожка при складывании совпадали со всех сторон).
    – Сколько получилось частей?
    – 4!
    – Отрежьте четвёртую часть пирожка.
    (Дети отрезают. Воспитатель обращает внимание детей на правила безопасности при использовании ножниц).
    – Как по-другому можно назвать эту часть?
    – Одна четвёртая.
    – Да, вы разделили пирожок на 4 равные части и взяли только одну из четырёх частей. Поэтому и говорится «одна четвёртая».
    – Помогли мы выполнить девочке задание печки, и сказала ей печка, куда Гуси-лебеди улетели.
    – Бежит девочка, и мы вместе с ней бежим (дети встают из-за стола и бегут по кругу). Видит девочка: стоит яблонька. Решила спросить она у яблоньки, куда Гуси-лебеди унесли её братца. А яблонька ей в ответ: «Я скажу, если ты решишь мою задачу».
    Делать нечего девочке. Придётся решить задачу. А мы-то тоже в этой сказке находимся. Поможем ей.
    – «Вот моя задача, – говорит Яблоня. – Определи, каких яблок больше на моих ветках: зрелых или незрелых. Собери зрелые яблоки». Давайте сядем около яблоньки и спокойно решим её задачу.
    (На листе размером А5 изображение яблони с зелёными и красными яблоками, внизу нарисована корзина.).
    – Дети, как мы сможем помочь девочке выполнить задание Яблони?
    – Надо все яблоки разделить на зрелых и незрелых, сосчитать их по отдельности и сравнить полученные числа.
    – А чтобы нам не ошибиться, я предлагаю взять карандаш и объединить линией в одну группу спелые яблоки, в другую группу – неспелые.
    (Дети выполняют задание. В процессе работы воспитатель спрашивает: «Какие яблоки ты объединяешь?», «Почему ты считаешь, что они уже созрели?», «На сколько частей разделили все яблоки на яблоне?», «Каких яблок оказалось больше?», «Почему?»)
    – Дети, вы молодцы, помогли девочке разделить все яблоки на 2 части. В одной части оказались спелые яблоки, в другой части – неспелые. Поэтому легко справились и с определением большего количества яблок. Напомните ещё раз девочке, каких яблок оказалось больше: спелых или неспелых.
    – Спелых яблок – 6, неспелых – 5. Число 6 больше 5-ти на 1. Значит, спелых яблок больше.
    – А как же мы можем помочь девочке собрать спелые яблоки?
    – Можно провести линии от спелых яблок к корзине.
    – Давайте так и сделаем. Проведите линии от каждого спелого яблока к корзине.
    – Побежала девочка дальше. И мы за ней бежим.
    (Дети встают из-за стола и бегут по кругу).
    – Встретилась девочке на пути речка с кисельными берегами. Речка ей отвечает: «Гуси-лебеди улетели за речку, в лес. Но девочка не знает, как через неё перебраться. Давайте ей поможем!
    (Дети высказывают свои предположения – построить мост через реку.)
    – Из строительного материала здесь имеются только блоки. Давайте из них и построим мост. Чтобы он был прочным, нам надо найти все толстые блоки и расположить их так, чтобы рядышком не было двух одинаковых по величине и форме блоков. Нас много, поэтому выстроим 2 моста. Разделитесь на 2 команды: команда мальчиков и команда девочек.
    (Дети делятся на команды. На ковре собирают мост из блоков через речку – ткань голубого цвета).
    – Прежде чем перейти через речку, проверьте друг у друга мосты. Молодцы, обе команды справились с заданием речки.
    – Побежала девочка дальше по мостику. И мы за ней бежим.
    (Дети бегут по кругу).
    – Вокруг глухой, тёмный лес. Но мы, как и девочка, не боимся. Нам надо помочь девочке спасти своего братца. И вдруг…. Что же увидела девочка?
    – Избушку!
    – Да, стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.
    (Показ иллюстрации).
    – В избушке старая баба-яга что-то вяжет. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
    – Здравствуй, бабушка!
    – Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
    – Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
    – Садись покуда, помоги мне сарафан связать. Как свяжешь, так и отпущу. Баба-яга дала ей недовязанный сарафан, а сама ушла. Девочка вяжет, торопится, боится не успеть. Давайте мы ей поможем. Мы ей свяжем много красивых сарафанов. Украсим их коми орнаментом. Вдруг у бабы-яги растает злое сердце, и отпустит Иванушку с сестричкой.
    Вот сарафан бабы-яги (шаблон с начатым узором из элементов коми орнамента, у каждого разный узор). А вот и цветные нити (палочки Кюизенера).
    (Дети выкладывают на столах на шаблонах коми орнамент, согласно схеме. В процессе работы воспитатель спрашивает о названиях элементов коми орнамента).
    – Ребята, вы такие красивые сарафаны связали, даже баба-яга подобрела и согласилась вернуть девочке братца.
    – Девочка взяла братца и побежала. Через речку по нами построенному мостику. Пробегая около яблони, Яблоня ей дала корзину со спелыми яблоками, которые мы ей помогли собрать в корзину. Пробегая около печки, Печка ей дала оставшиеся три четвёртых пирожка для того, чтобы девочка дома могла угостить своих родных. Помните, мы с вами помогли девочке разделить пирожок на 4 равные части. Одну четвёртую часть она сама съела, и остальные три части оставались.
    Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
    А тут и отец с матерью пришли.
    – Вот и сказке конец, а кто слушал её и помог девочке выполнить все задания, молодец!
    Молодцы, ребята, помогли вернуть девочке братца. За вашу помощь дочке отец с матерью дарят вам по платочку, чтобы вы могли нарисовать на нём красивый узор.
    – А сейчас закройте глаза, хором назовите числа от 10 до 1. Откройте глаза. Вот мы и в группе.
    Рефлексия: Ребята, в какой сказке мы побывали? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым лёгким? Какое задание было самым интересным? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
    – Да, вы смогли выполнить все задания, потому что вы умеете делить овал на 4 равные части, считать до 10, делить группу любых предметов на части и сравнивать количество предметов в каждой части. А ещё вы были очень внимательными при постройке моста, сумели правильно находить блоки и выкладывать их строго по условиям строительства.
    Вы добрые и смелые дети. Я вас всех благодарю за прекрасное путешествие в сказку «Гуси-лебеди»!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по математике в средней группе по мотивам сказки "Гуси-лебеди"

    Цель занятия:Правильно отвечать на вопросы сколько?Совершенствовать навыки счёта в пределах 5.Упражнять детей в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника.Зак...

    Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие по сказке «Гуси – лебеди»

    Интеграция областей:          коммуникация, социализация, познание, безопасность, физкультура.Интегративные цели:- совершенствование координаций руки и гла...

    Конспект игрового занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие по сказке «Гуси – лебеди»

    Формирование у дошкольников интереса к математике посредством игрового занимательного материала....

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди".

    Дети совершают путешествие в сказку. Через игровые технологии решаем задачу развития связной и образной речи....

    Конспект занятия по математике в старшей группе "Путешествие в сказку"

    Занятие позволяет закрепить и обобщить знания детей по изученным темам. Учит детей практически применять полученные знания....

    Конспект занятия по математике в средней группе по мотивам сказки "Гуси -лебеди".

      Правильно отвечать на вопросы сколько?  Совершенствовать навыки счёта в пределах 5. Упражнять детей в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника....

    Занятие по математике в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

    Занятие по математике в старшей группе «Путешествие по сказкеГуси-лебеди»...