Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2020-2021г.
методическая разработка

Планирование по самообразованию "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2020-2021_god.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СШ №55 ДСП «Территория детства»

План работы по самообразованию  2020-2021 год

на тему:



«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».





 Воспитатели:                                                      Лукаева Мария Игоревна

                                                                              Федосеева Евгения Владимировна    

                                                                                                                                                                                                     

г. Красноярск

Актуальность

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Методика формирования элементарных математических представлений призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности. Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т.е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Именно поэтому так важна преемственность программы детского сада и школы.

Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными. Очень важно на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимальным доступным ему объемом знаний и стимулировать, побуждать поступательное интеллектуадльное развитие.

В младшей группе мы начинаем специальную работу по формированию элементарных математических представлений, закладываем основы математического развития. Внимание у детей 3–4 лет непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью. Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять действия в определенной последовательности. Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы.

В связи с этим нас заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования игровых приемов.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого, мы сформулировали следующую рабочую гипотезу: формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр  будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

В дошкольном возрасте, на наш взгляд, игра имеет важнейшее значение.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Игры математического содержания рассматриваются нами как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Научно-теоретическая база опыта

Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Понятие «математическое развитие» дошкольников трактуется в основном как формирование и накопление математических знаний и умений. (Л.А.Венгер) В настоящее время вопросы формирования познавательной деятельности дошкольников рассмотрены известными российскими и зарубежными педагогическими деятелями, такими как Л.Г. Петерсоном,, О.А. Карбановой, А.Г. Асмоловым, и другими.

«Учитесь мыслить, играя» - говорил известный психолог Е.Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления.

Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников.

         Известными учёными (Выготский П.С., Давыдов В.В, Запорожец) установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии ребёнка.  В настоящее время прослеживаются два подхода к определению содержания обучения. Ряд авторов (Г.А.Корнеева, Э.Ф. Николаева, Е.В. Родина) эффективность математического развития детей связывают с расширением информационной насыщенности занятий. Другие же (П.Я. Гальперин, А.Н. Федорова) стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий.

Познание и отображение в представлениях общих связей и отношений дошкольники осуществляют посредством наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (А. В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н. Н.Поддьяков, С. Л. Новоселова и др.). Мы разделяем точку зрения, согласно которой все виды мышления развиваются одновременно и имеют непреходящее значение на протяжении всей человеческой жизни. (Н.Н. Поддьяков). В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А. Зак, 3.А. Михайлова);

Начиная работу по данной теме, мы ознакомились с существующими ныне методиками по ФЭМП. Это работы таких авторов как: Леушина, Ерофеева, Колесникова, Новикова, Соловьева, Петерсон, Никитин. Конечно же все они отличаются как по содержанию, так и по форме подачи материала, однако общее, что определяет все эти методики то, что все вышеперечисленные авторы делают упор на игру, как на средство, метод и форму организации образовательного процесса у дошкольников.

Можно выделить следующие особенности занимательных игр  предлагаемые детям для усвоения математических представлений:

  1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
  4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
  5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

В формировании у детей математических представлений в нашей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал  включаем в ход самого мероприятия или используем в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяем различные дидактические игры: на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о геометрических формах, временных отношениях мы применяем занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяем при формировании временных представлений.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, активно отвечают на  вопросы.  В работе нам помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети  из обучаемых превращаются в обучающихся, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.

Игры математического содержания рассматриваются нами как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей  по формированию элементарных математических представлений.

В группе создан центр  «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре занимательной математики организовываем с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаем ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаем в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываем их. Помогаем освоить игру.

       

Тема «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель и задачи:

  1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.  
  2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Планирования деятельности

по теме самообразования

Модуль

Направления деятельности по теме

Мероприятия

Сроки

Научно-методическое обеспечение

Обучение по теме самообразования

- изучение опыта других педагогов по данной теме

сентябрь-май

Ознакомление с  научной и методической литературой по теме

- посещение библиотеки, книжных магазинов;

- поиск литературы в сети Интернет

сентябрь-октябрь

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

разработка:

-  учебно-методических комплексов;

-  дидактических игр, упражнений, образовательных ситуаций;

- конспектов непосредственно образовательной деятельности;

-  проектов, развлечений;

- рекомендаций, консультаций;

- папок-передвижек

октябрь-ноябрь

Проектирование деятельности

- разработка перспективных и тематических планов;

- составление программы деятельности по теме

сентябрь

Мониторинг деятельности

- проведение диагностических наблюдений;

- обработка полученных данных;

- отслеживание промежуточных результатов;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

ноябрь,

май

Психолого-педагогическое обеспечение

Формирование личностных качеств воспитанников

в процессе реализации темы по самообразованию

- проведение ситуаций позитивного общения;

- оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

- поддерживание

доброжелательных отношений воспитанников  друг к другу;

-поддерживание взаимодействия воспитанников  друг с другом в разных видах деятельности;

- ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;
- поддерживание инициативы и самостоятельности воспитанников;

- применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей

сентябрь-май

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

Проведение консультации для родителей на темы: «Играем вместе с детьми», «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала

октябрь-май

Условия

реализации методической темы

Создание развивающей предметно-пространственной среды

- оформление развивающих зон в группе;

- оснащение пространства группы новыми играми;

- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме

октябрь-май

Обобщение результатов

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

представление опыта в форме:

- презентаций;

- проектов;

- выставок;

- непосредственно образовательной деятельности;

- публикаций

апрель-май

  Технология опыта

Задачи обучения

Игры, задачи, и/упражнения

Количество, счет.

- учить составлять группы из  однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;

- различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»;

-находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;

- понимать вопрос «Сколько?», при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного»;

-учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на  основе взаимного сопоставления элементов (предметов);

-учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» - отвечать на вопросы;

- учить уравнивать неравные по  количеству группы предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

 «Магазин игрушек» (много, один, поровну),

 «Зоопарк» (счёт),

 «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну),

«Путешествие на корабле»

Игровые математические знания с театрализацией:

«Математика в сказках»,  «Стоит в поле теремок», «Колобок ищет друзей»

                           В течении учебного года

Форма и цвет.

- познакомить детей с  геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником;

- учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Проведение дидактических игр:

 «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры», «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него), «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами),

 «Подбери ключик к замочку», «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным), «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг), «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.), «Найди свою пару» (варежку),  «Цветная мазайка», блоки Дьенеша.

 Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.

 Проведение игр – соревнований:

 «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы).

Коврограф «Воскобовича»

                           В течении учебного года

Ориентировка в пространстве, во времени.

- учить различать правую и левую руки;

- развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева;

-учить ориентироваться в  контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.

 Настольно – печатные игры:

«Лото», «Парные картинки», «Домино», ,  «Пазлы»

Дидактические игры:

 «Собери сказочного героя» (из частей), «Кто больше найдёт отличий?»( 2 паровоза, 2 собачки и т. д.),  «Пароход», и т. д.

  Игры путешествие во времени: «Когда это бывает», «Наш день», «Что мы делаем?» 

             В течении учебного года

Величина. 

-учить сравнивать два предмета по размеру (длиннее - короче, выше - ниже, больше -меньше);

-учить сравнивать предметы контрастных и  одинаковых размеров;

-учить при сравнении предметов соизмерять один предмет с  другим по  заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и  приложения;

- учить обозначать результат сравнениясловами (длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине; широкий -узкий, одинаковые (равные) по ширине; высокий - низкий, одинаковые (равные) по  высоте; большой - маленький, одинаковые (равные) по величине)

Дидактические игры:

 «Три медведя», «Игра с обручом», «Ручеек», «Пузырь», «Сбор урожая», «Мостики для зайчат», «Три квадрата», «Высокий –низкий», «Маленький –большой».

                         В течении учебного года

Адресная направленность

        Опыт адресуется педагогам и родителям, интересующимся темой формированию элементарных математических представлений через игру у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по самообразованию и консультация для педагогов на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Реферат по самообразованию, консультация для педагогов на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....

План по самообразованию "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Повышение  теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу формирование элементарных математических представлений у дошкольников через игровые приемы...