Использование игр-головоломок в работе с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений
статья по математике (старшая группа)

Гнидина Галина Николаевна

В статье рассказывается о том, какую роль играют игры-головоломки математического содержания в развитии логического мышления детей дошкольного возраста, описывается разнообразие игр, которые используются с этой целью при организации детской деятельности детей данного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gnidinoy_g.n.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр-головоломок в работе с дошкольниками

по формированию элементарных математических представлений

Гнидина Галина Николаевна, воспитатель

МБДОУ ДС №71 «Почемучка»

Аннотация: в статье рассказывается о том, какую роль играют игры-головоломки математического содержания в развитии логического мышления детей дошкольного возраста, описывается разнообразие игр, которые используются с этой целью при организации детской деятельности детей данного возраста.

Ключевые слова: игры-головоломки, развитие способностей, дошкольный возраст, математические представления, дидактические игры, образовательная деятельность.

Современное общество предъявляет требование к человеку: умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления позволяет приобрести данные качества.

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными, проще говоря, умными. Умен тот, кто умеет мыслить!

Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям?

Развитие интеллектуальных способностей детей является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.

Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.

В своей работе мы используем разнообразные игры, но упор делаем на такие логически-математические игры как головоломки.

Игры-головоломки известны с незапамятных времен. Долгое время они служили не только развлечением для детей, но и для взрослых. Исследователи установили, что эти игры являются прекрасным средством умственного и логического развития детей старшего дошкольного возраста. Эти игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач и способствуют успешной подготовке к школе.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, игр-головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает у него качества, необходимые для его развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества.

Многообразие этих игр, с одной стороны, даёт основание для их классификации, но, с другой стороны, довольно трудно найти единый признак классификации столь разнообразного материала. Всё зависит от характера игрового материала, поставленных задач и направленности (развитие тех или иных умений). Хотелось бы остановиться на некоторых из них.

Игры с палочками (спичками, полосками) задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.

Игры («Танграм»«Пифагор»«Монгольская игра»«Колумбово яйцо»«Вьетнамская игра»«Волшебный круг»«Пентамимо» и др.) на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Наборы представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал.

В основе игр лежат развивающие занимательные задания. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что «только то обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка», мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом.

Знакомить с играми надо постепенно. Вначале ребенок должен узнать название игры, рассмотреть набор фигур. В процессе знакомства с игрой дети упражняются в различении и правильном назывании геометрических фигур. Привлекательность этих игр в том, что различная степень сложности позволяет учитывать, как возрастные, так и индивидуальные способности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию, выразить свое отношение к результату, совершенствовать его, общение со сверстниками и взрослыми в процессе игры. В процессе игры ребенок воссоздает на плоскости силуэты предметов по предложенному образцу или собственному замыслу. Затем можно усложнить задания - из 2-3 одинаковых наборов фигур к игре составить фигуру-силуэт, сюжетную картинку или из наборов 2-3 разных игр-головоломок составить фигуру-силуэт, сюжетную картинку.

Включая игры-головоломки в образовательную деятельность, можно получить хорошие результаты. Игры увлекают детей, они с удовольствием включаются в эту деятельность. Во время проведения подобранных игр-головоломок большинство детей проявляет активность, большой интерес к процессу, по мере прохождения практической части нашей работы дети все чаще организовывают эти игры самостоятельно. Благодаря играм-головоломкам удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. При использовании игр-головоломок широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Логические игры-головоломки воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.

Список литературы.

  1. Венгер А. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение.1989. - 127 с.
  2. Носова Е. А. Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. — СПБ.,2013–12с.
  3. Столяр А. А. Давайте поиграем. — М.: Просвещение.1991. — 314с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование лоскутного конструктора для решения задач по формированию элементарных математических представлений"

В статье говорится о том, что доступным и эффективным средством  для решения  задач по ФЭМП - является  конструктор из ткани.  Конструктор состоит из разных по форм...

План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1.     Изучен...

ПРОЕКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ( «Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений» )

ПРОЕКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ( «Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений» )...

Использование технологии моделирования при решении текстовых задач.(формирование элементарных математических представлений).Подготовительная к школе группа.

Использование технологии математического моделирования значительно облегчает обучение дошкольника решению текстовых задач....