Трудности у дошкольников в усвоении математических представлений
статья по математике

Шиндина Софья Игоревна

Цель: ознакомление слушателей с методическими аспектами формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что математическое развитие детей старшего дошкольного возраста в проблемных ситуациях – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольная образовательная организация является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Трудности у дошкольников в усвоении математических представлений».

Подготовила: воспитатель Шиндина Софья Игоревна

Цель: ознакомление слушателей с методическими аспектами формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что математическое развитие детей старшего дошкольного возраста в проблемных ситуациях – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольная образовательная организация является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". В литературе имеется немало исследований, посвященных проблеме обучения математике дошкольников (Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.,  Д. Ушинский, М. Монтесори, Ф. Н. Блехер, А. М. Леушина, В. И. Логинова. Л. Н. Вахрушева и др.). Разработаны многочисленные программы развития и воспитания детей в дошкольных учреждениях, в которых отражены цели и задачи процесса формирования элементарных математических представлений: «Детский сад – дом радости» (И. М. Крылова, В. Т. Иванова), «Радуга» (Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон и др.), «Развитие» (Л. А. Венгер и др.), «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.). Формирование первичных математических представлений является мощным средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Одна из важных задач воспитателей и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. В то же время ребенок с развитым математическим логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Данные условия в полной мере реализуются при постановке и решении проблемных ситуаций.

Поэтому, процесс математического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе решения проблемных ситуаций будет успешным при следующих педагогических условиях:

1.Будет повышаться уровень профессиональной компетентности педагогов в дошкольной образовательной организации по проблеме математического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе решения проблемных ситуаций.

2. Будет осуществляться взаимодействие с родителями воспитанников по проблеме математического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе решения проблемных ситуаций.

3. Будет реализован перспективный план по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе решения проблемных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе усвоения элементарно-математических представлений

Именно позновательный интерес к математике является одним из условий формирования позновательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, восприятия и т. д.) Непременным условием для развития п...

Особенности усвоения математических представлений у детей с ОНР

В материале содержится краткая характеристика затруднений в усвоении математических представлений у детей с нарушением речи....

Статья: «Трудности у дошкольников в усвоении математических представлений»

Цель: ознакомление с методическими аспектами формированияматематических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия для дошкольников для формирования математических представлений и развития речи "Лесная школа"

План-конспект занятия по подготовке к школе в кружке для детей старшего дошкольного возраста...

Трудности усвоения элементарных математических представлений у дошкольников с зпр

ЗПР – это психолого-педагогическое определение одного из распространенных отклонений в психофизическом развитии детей. Ее относят к пограничной форме дизонтогенеза. Для данного типа развития хар...

Консультация для родителей «Как помочь дошкольникам сформировать элементарные математические представления»

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Чтобы успешно прошло освоение общеобразовательных программ, дошкольнику необходим достат...