Методическая разработка занятия по ФЭМП "Умный календарь"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Черницкая Ирина Витальевна

Ориентирование детей во временных отрезках, таких как время года, месяц, неделя, день, представляет трудности для дошкольников. Поэтому насколько доступно, красочно и наглядно педагог донесет до детей эту информацию, будет зависеть уровень усвоения данного материала. Таким образом с помощью календаря мы формируем представления о последовательности месяцев, о временных интервалах (неделя,месяц,год) Календарь помогает детям систематезировать цикличность времени года и основные признаки сезонов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotkafemp.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта занятия по ФЭМП Тема «Умный календарь» 

Подготовила и провела:   Воспитатель ГБДОУ №55 Красногвардейского р-на г. С-Пб. Черницкая Ирина Витальевна

Цель: 

закрепить и расширить знания учащихся о временах года и календаре.

Задачи:

образовательные:

        актуализировать знания учащихся о временах года и их признаках;

        закрепить знания учащихся о названиях месяцев и дней недели и их порядке;

        познакомить со структурой календарей.

воспитывающие:

        воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное;

        воспитывать трудолюбие и усидчивость.

развивающие:

        развивать связную устную речь учащихся через беседу и ответы на вопросы;

        Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и

Материалы и оборудование:

• Интерактивная доска;

• Календари разных видов;

• Иллюстрация «Все перепуталось» - времена года;

• Мяч;

Содержание:

(На И.доске картина «Путаница»)

Дети встают в кругу, педагог обращает внимание на картину.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину. Как вы думаете, какое время года изображено на картине?

Дети высказывают свои предположения

Воспитатель: А почему у вас разные точки зрения?

Воспитатель: Да, не возможно точно назвать время года, потому что все времена года перепутаны.

А с помощью чего можно узнать, какое время года?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: время года можно узнать по подсказкам природы (признакам, можно спросить у взрослых, можно посмотреть в календарь)

А что такое календарь?

Поднимите правую руку те, у кого есть дома календарь.

Воспитатель уточняет, какие календари есть у детей

Воспитатель: Календари бывают разные, а вы хотите их увидеть?

Пойдемте, я их вам покажу.

Дети садятся на стулья, воспитатель показывает картинки.

Первый календарь появился 30 тысяч лет назад. Он был сделан из гигантских плит, которые располагались по кругу. Плит было 12, как 12 месяцев в году. Через много лет люди придумали бумажный календарь. Этот бумажный календарь появился 300 лет назад. Он был сделан в виде книги. Настольный календарь в форме пирамиды. Настенные календари. Листья этих календарей скрепляются между собой при помощи пружин. Этот календарь располагают на стене. Они бывают разные: помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?

Дети: Потому что столько месяцев в году.

Воспитатель: На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, рядом с картинкой семь дорожек. Почему на листе 7 дорожек.

Дети: потому что семь дней недели.

Воспитатель: На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года. С помощью двигающегося окошка, мы отмечаем сегодняшний день.

Календарь – «закладка». Этот календарь чаще используют школьники и студенты. Вот этот календарь называется отрывной, а в нем каждый листик – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день? Каждый лист календаря, отмечает один день, в конце дня лист отрывают. Закончились листья в календаре, закончен и год. Карманный календарь. Маленький, удобный календарь, который можно носить в кармане или в сумке. Перекидной календарь в виде домика. Листок такого календаря обозначает один месяц. А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как и в отрывном, только их не отрывают, перелистывают.

 Воспитатель: Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе. Календарь «Пазлы». Каждый день в течение года необходимо с календаря – игры снимать по одной фишке – дате, переворачивать её и ставить на место. В конце месяца картинка собирается. На протяжение года собираются 12 картинок. Магнитный календарь. Этот календарь делают из пластмассы с магнитами.

Воспитатель: Вы увидали много календарей, а давайте попробуем сами сделать календарь.

Воспитатель показывает макет календаря времён года.

Воспитатель: Я приготовила вам макет, он круглой формы, как наша планета, как круглы год.

Как вы думаете, почему он разделён на 4 части?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Правильно, потому что в году 4 времени года, каждый цвет относится к определённому времени года.

Как вы думаете, жёлтый цвет на какое время года указывает?

Правильно, осень!

Ребята, а какие вы знаете осенние месяца?

Воспитатель: Правильно, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Назовите признаки осени.

Я предлагаю на нашем календаре отметить признаки осени, а поможет нам наша «Путаница».

Выберите те картинки, которые относятся к осени и прикрепите к макету

(Педагог приглашает детей к календарю наклеить осенние признаки на жёлтый сегмент круга календаря)

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, осень весёлое или грустное время года?

(Воспитатель передвигает стрелку календаря на синий сегмент)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, к какому времени года подходит синий цвет?

Воспитатель: А у зимы тоже есть 3 месяца, кто знает, назовите их.

Воспитатель: Да, зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Ребята, а чем вам нравится зима?

Чем вам нравиться заниматься зимой?

Зима весёлое время года. Самый волшебный праздник «Новый год» - зимой. А вспомните зимние забавы: лыжи, санки, коньки, снеговики. Как весело!»

Физкультминутка «В понедельник я купался»

В понедельник я купался (изображение пловца)

А во вторник – рисовал (рисуют)

В среду долго умывался (умываются)

А в четверг футбол играл (имитируют ногами игру с мячом)

В пятницу я бегал, прыгал (выполняются действия по тексту)

Очень долго танцевал

А субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал (приседают)

Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним и назовём признаки зимы.

Воспитатель: Давайте отметим их на нашем макете.

(педагог приглашает ребёнка к календарю)

(переводит стрелку на следующий сегмент – зелёный)

Воспитатель: Как вы думаете, какое время года обозначает зелёный цвет?

Правильно, весна. У весны, как и у других времён года есть свои 3 месяца. Назовите их.

Воспитатель: Это март, апрель май.

Назовите признаки весны.

(Воспитатель предлагает ребёнку отметить эти признаки на календаре)

Воспитатель: А какие звуки мы слышим весной?

Правильно, это звуки капели, журчание ручейков, весёлая песня птиц, вернувшихся в свои гнёзда.

Воспитатель: Посмотрит на наш календарь, какое время года показывает стрелка

Кто назовёт летние месяца?

Ребята, назовите признаки лета.

(Воспитатель приглашает ребёнка к календарю отметить картинками лето)

Воспитатель: Ребята, что у нас получилось?

Правильно, КАЛЕНДАРЬ.

Для чего нам нужен календарь?

(Дети высказывают свои предположения)

Календарь у нас получился, но можно ли на таком календаре найти день недели, выходные дни?

Воспитатель: значит в календаре нужно еще деление на дни и недели.

Давайте поиграем с вами в игру «Лови, бросай, дни недели называй» (с мячом)

(Дети ловят мяч, называют дни недели по порядку)

Воспитатель: Сколько дней в неделе?

Дети: В неделе 7 дней.

Воспитатель: Назовите дни недели по порядку.

Воспитатель: Как называется первый день недели? Третий? Шестой?

Воспитатель: В какие дни мы не ходим в детский сад?

Дети: В субботу и воскресенье.

Воспитатель: Какой день между четвергом и субботой?

Дети: Между четвергом и субботой находится пятница.

Воспитатель: С какого дня начинается неделя?

Дети: С понедельника.

Вот мы с вами и узнали много нового, что особенно запомнилось, что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет

Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ Для школы раннего развития «УМКА» «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА        ЗАНЯТИЙДля школы раннего развития«Страна Знаний»«РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»...

методическая разработка:занятие "Наш город и его транспорт"

Занятиеконспект занятия"НАШ ГОРОД И ЕГО ТРАНСПОРТ"Образовательные задачи:познакомить с историй развития нашего города, с движением транспорта и пешеходов.Развивающие задачи:дать представление о том, к...

Методическая разработка по ФЭМП "Волшебный Календарь"

quot;Волшебный календарь"- это методическая разработка по ФЭМП для старшей группы, задачами которой являются - закрепление знаний детей о последовательности времён года, развитие познавательного...

Методическая разработка занятия в условиях детского сада. Тематическое занятие по познавательному развитию ТЕМА НОД: «Космическое путешествие».

Пояснительная записка            12 апреля  - один из праздников в нашей стране. В подготовительной группе  узнают про первого космонав...

Методическая разработка занятия с детьми средней группы с использованием проблемно-игровых технологий .Тема: «В гостях у Совушки» план-конспект занятия по математике (средняя группа).

Целью данного занятия является развитие интереса к занятиям математикой, взаимопомощь, умение и желание отвечать на вопросы взрослого....