Главные вкладки

    ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
    материал по теме

    Арсланова Наталья Валерьевна

     

     

    Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить  на многие «почему»?

    -Почему в дырках ничего нет?

    -Отчего ветер дует?

    -Почему предметы падают вниз?

      Эти ставшие уже классическими вопросы так же как и тысячи других, дети задают взрослым во все времена. Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого начала?

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon detskoe_eksperimentirovanie_kak_sredstvo.doc286 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

    КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ


    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

     
    ДОШКОЛЬНИКА

                                 

      В каждом маленьком ребенке-          Каждый новенький ребенок

      И мальчишке, и девчонке                  Вылезает из пеленок,

      Есть по двести грамм взрывчатки          И теряется повсюду,

      Или даже полкило.                          И находится везде.

      Должен он бежать и прыгать,          Он ужасно огорчится,

      Все хватать, ногами дрыгать,                  Если что-нибудь случится,

      А иначе он взорвется,                          Если что-нибудь случится

      Трах-бабах… и нет его.                          В целом мире без него.

      Стихи этой замечательной песенки как нельзя лучше отражают деятельность наших любимых детей. Как

    обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить

            на многие «почему»?

    -Почему в дырках ничего нет?

    -Отчего ветер дует?

    -Почему предметы падают вниз?

      Эти ставшие уже классическими вопросы так же как и

    тысячи других, дети задают взрослым во все времена.

      Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать

                   это не формально, а объяснить законы природы на доступ-

                   ном для детей элементарном научном уровне? Как макси-

                   мально использовать пытливость детского ума, подтолк-

                   нуть ребенка к познанию мира и развитию творческого

                   начала?

      Все, что вам нужно, находится у вас под рукой: вода, зем-

    ля, песок, воздух, солнце, растения, а так-

    же: пипетка, веревка, банки, миски,

    воронки, свечи, пластиковые бутыл-

    ки (запасите их побольше), пузы-

    рьки из-под лекарств, авторучки

    без стержня, использованные

    стержни, гвозди, доски, бумага,

    старые обои, старые ключи,

    гайки, карандаши, спичечные коробки, будильник, веер (его можно сделать самим), шарик для пинг-понга, пластилин, вешалки-плечики, линейка, картон, скотч, носовой платок, краски, нитки. Эти предметы есть в каждом доме, главное - ничего не выбрасывать, а вдруг пригодится. Еще вам понадобится много воздушных шариков.

      А теперь хотим дать вам один очень важный совет: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте

    ему возможность самому подумать о причинах того или

    иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу смо-

    жет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже

    после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, зада-

    вайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, что-

    бы «открытие» сделал он сам.

      Помните известное китайское изречение:

                            То, что я услышал, я забыл.

                            То, что я увидел, я помню.

                            То, что я сделал, я ЗНАЮ.

      Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним.

      Так экспериментирование служит средством развития познавательных процессов, формирования и развития интереса к явлениям природы – живой и неживой, к чудесам, скрывающимся в самых обычных предметах – песке, воде, воздушном шарике и т.д.

    Игры – экспериментирования с водой, песком, снегом,         камешками и др. способствуют сенсорному развитию детей,                            

                                  расширению и углублению представ-                                                                                                              

                             лений о свойствах и качествах природ-

                             ных материалов. Дети узнают, что иг-

              рать лучше с влажным песком, а сухой                  

              рассыпается; что вода льётся, проли-

    вается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки

    плавают; лёд скользкий, холодный и многое другое.

      В дошкольном возрасте интенсивно развиваются сенсорные способности: ребёнок осваивает обследовательс-кие действия и сенсорные эталоны. Именно они ведут к образованию точных и полных представлений. Успешно осваивается сравнение (по признакам различия и сходства), на основе чего осуществляется различие объектов и их первоначальное обобщение по единичным ярким призна-кам; дети осваивают частичные локальные связи (напри-мер: если взять в руки снег, он превращается в воду.) Необ-ходимо стимулировать освоение новых способов позна-ния, развивать символическую функцию познания.

      В дошкольном возрасте, при обследовании предметов, необходимо задействовать как можно больше анализаторов (осязание, обоняние, зрение, слух - рассматриваем, нюха-ем, трогаем, слушаем звуки). Организуя игры, родители побуждают детей к обследованию, сравнению, установле-нию связей и зависимостей. Игры доставляют детям радос-ть, в играх дети приобретают опыт поисковых практикую-щих действий и установления частных причинно – следственных связей.

      Наградой за ваши труды будет развитие наблюдатель-

                 ности и пытливости ума вашего ребенка, его стремление к                                

                                            познанию мира, развитие всех его позна-

                                          вательных способностей, умения изобретать,

                                          использовать нестандартные решения в труд-

                                          ных ситуациях.

                             Именно нам, родителям, предоставляется                

                           уникальная возможность создавать творчес-

                           кую личность!

                                                                                Арсланова Н.В.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

    В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

    «Проект, как средство развития познавательной активности дошкольников. Проект "Деревья на участке нашего детского сада"

    Представлены материалы по проведению проекта: актуальность, цель и задачи,этапы  проведения проекта ,план и материал для использования в ходе проекта....

    Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

    Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....

    Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

    С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...

    Статья "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

    «Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель    мира»                   ...