Главные вкладки

    Хочет ли ребенок учиться?
    статья (подготовительная группа) на тему

    Попова Олеся Владимировна

    Информация для родителей о готовности ребенка учиться в школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon hochet_li_rebenok_uchitsya.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

                                       Хочет ли ребенок учиться?

            На первом месте в понятии «готовность к школе» стоит мотивационная готовность. Проще говоря – это ответ на вопросы: «Почему ребенок хочет идти в школу? Хочет ли он учиться?»

            Большинство детей в школу идти хочет, даже очень. Поэтому большинство родителей считают, что мотивационная готовность у ребенка есть. Но это не всегда так.

    К шести годам школа для ребенка – в первую очередь символ взрослости. И если развитие ребенка происходит в нормальных, здоровых условиях, у него хорошие взаимоотношения с родителями, которым он стремится подражать, то для такого ребенка стать взрослым – желанная цель. А школа приближает его к этой цели. «Я уже большой, я иду в школу!»

            Впрочем, бывает и по – другому. Случается, что по нашей взрослой вине ребенок начинает думать, что лучше и легче быть маленьким. «Маленьких не ругают, им все можно, а большим ничего нельзя, их за все ругают». А раз так, ребенку совсем не хочется становиться большим, и школа с ее новыми требованиями становится желанной. Совсем другое дело, если упоминания о школе, о взрослении связаны с похвалой.

            Ребенок может захотеть в школу, потому что все друзья тоже пойдут в школу, потому что ему купят много новых вещей: пенал, карандаши, ручки, ранец. Кроме того, для него интересно все новое и необычное. Такое отношение тоже естественно для ребенка и совершенно необходимо.

            Однако важно различать желание пойти в школу и желание учиться. Разница между этими желаниями большая. Желание учиться формируется сложнее. Конечно, и здесь большую роль имеют слова и поступки взрослых. Кроме того, на протяжении всего дошкольного детства главная роль в развитии этого желания принадлежит игре. Именно она помогает ребенку осознать важность человеческих отношений, попробовать себя в различных ролях, «примерить» на себя самые разные профессии и ситуации. И именно в игре ребенок сталкивается с недостаточностью своих знаний и умений. Где же все узнать?         Конечно в школе! И вот уже ребенок хочет поскорее пойти в школу, чтобы там всему научиться. В начале он еще не полностью сознает, что ему придется выполнять определенные правила и даже отказываться от некоторых своих желаний (например, поиграть в машинки прямо сейчас). К шести годам желание учиться формируется у большинства детей в полной мере.

            Но если ребенок дома слышит разговоры о том, что в школе скучно, не интересно, то стремление стать школьником у него пропадает.

            Бывает, что ребенок боится идти в школу. «В школе учительница строгая. Она меня ругать будет. Она двойку поставит». Причина такого отношения к учебе в школе чаще всего кроется в неправильном домашнем воспитании. Родители, стремясь показать ребенку, как надо и как не надо себя вести в школе, начинают запугивать его. Это очень вредно для всех и совершенно не допустимо по отношению к робким и не уверенным в своих силах детям. «Смотри, как ты неаккуратно сделал. В школе тебе за такую работу двойку поставят». После таких слов ребенку становится просто страшно идти в школу.

            Намного лучше сразу сформировать правильное представление о школе, положительное отношение к учителю, к учебе книге.

            Существует множество методов, которыми успешно пользуются многие семьи. Это чтение всей семьей различных книг, составление личной библиотечки ребенка, и родительские рассказы о школьных годах. Часто детский вопрос, одно из бесконечных «почему», может поводом для совместного поиска ответа в книге. Путь более трудоемкий на первый взгляд, он может превратиться со временем в исключительно полезную привычку «рыться в книгах» в поисках ответов на самые разные вопросы.

            Родители могут задать закономерный вопрос: «Значит ли, что ребенок со сформированной мотивационной готовностью не будет испытывать трудностей при поступлении в школу?»

            К сожалению, это не всегда так. В чем же тогда ценность мотивационной готовности? В том, что она является фундаментом, на котором развивается интерес к получению знаний в школе. Этот интерес не возникает на пустом месте. Вначале появится интерес к внешней стороне обучения, к школьным принадлежностям, правилам, учительнице. Такой интерес не долог, он исчезает, как только ребенок привыкнет к школе.         Его должен сменить интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний и умений. А вот он как раз формируется на основе мотивационной готовности к школьному обучению.

            Если ребенок не стремится в школу и не готов соблюдать школьные обязанности и правила, то,  как бы хорошо он ни умел читать и считать, он не сможет хорошо учиться.

            Для того, чтобы привыкание к школе происходило успешно, необходимо еще до школы сформировать у ребенка те качества характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками.

    К таким качествам можно отнести:

    1. Умение ребенка построить общение со сверстниками
    2. Умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых

            Важно помнить, что в первом классе для ребенка самое главное – научиться учиться, а не получать конкретные знания и умения. Поэтому с раннего возраста ребенка начинайте внимательно относиться к его поступкам и делам. Достижения ребенка, его правильные поступки принесут вам радость, а ошибки совместными усилиями можно будет исправить.

            Исследования психологов показали, что для первоклассника общение с взрослыми, родителями не является основным. Однако это общение играет большую роль во время смены одного вида деятельности на другой (игры на учение). Ребенку в этом возрасте необходимо эмоциональное сопереживание со взрослыми, их понимание. Ему крайне важно, чтобы его оценка окружающего мира совпала с оценкой взрослых. Это также необходимо для того, чтобы ребенок смог правильно оценить себя.

            Очень важно, чтобы родители не использовали при этом угрозы типа: «Вот в школе тебе покажут, как надо себя вести!» Необходимо подчеркивать значимость занятий ребенка для членов семьи. Родители должны демонстрировать свою уверенность в том, что учеба ребенка будет успешной, что он будет выполнять требования учителя.  

            Однако не надо брать с ребенка слово, что он обязательно станет отличником. Быть отличниками никогда не смогут все дети. Да и едва ли это самое важное. Только отсутствие завышенных требований и уверенность родителей в том, что учеба у ребенка наладится, в конце концов, принесут свои плоды.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Что делать,если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?

    Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей считает, что ребенок может делать все, что он желает, а...

    Если ребенок не хочет и не любит читать!

    Причины возникновения проблем с чтением много – результат один – ребенок не хочет читать. Как же вырастить книголюба? Если мама и папа с раннего детства приучают ребенка к книжке, читают ему сказки, ...

    Консультация для родителей "Советы тем, кто хочет научить ребенка петь".

    Консультация для родителей, которые желают оказать помощь своему ребенку в овладении навыками правильного и выразительного пения....

    Позволяете ли Вы своему ребенку плакать, когда он хочет и столько, сколько он хочет?

    Что делать, если любимый ребенок пытается манипулировать Вами при помощи слез?...

    "Плохое поведение или что хочет сказать ребенок?"

    Родители и педагоги довольно часто сталкиваются с так называемым «плохим поведением» детей. Давайте посмотрим на такое поведение с другой стороны: «плохое поведение» ребенка – это сигнал для взро...

    Тест «Хочет ли ребенок идти в школу?»

    Узнайте, хочет ли Ваш ребенок идти в школу.Для того, чтобы начать тестирование, обратитесь к ребенку со словами: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?»...

    «Плохое поведение или что хочет сказать ребенок?»

    laquo;Плохое поведение или что хочет сказать ребенок?»Родители и педагоги довольно часто сталкиваются с так называемым «плохим поведением» детей. Некоторые могут быть слишком навязч...