Статья "Подготовка воспитателя к выразительному чтению в средней группе детского сада"
статья (средняя группа) на тему

 

 

Читать выразительно – это значит выражать в интонации свое отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка воспитателя к выразительному чтению в средней группе детского сада

Читать выразительно – это значит выражать в интонации свое отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия. Усвоение речи состоит в понимании ребенком эмоциональной выразительной речи. Интонационную выразительность ребенок усваивает почти инстинктивно. Ребенок еще в раннем возрасте, еще не понимая смысла обращенной к нему речи, оценивает общий характер ее интонации и соответственно реагирует на нее.

Выразительное чтение воспитателя – это, с одной стороны способ довести до ребенка всю гамму эмоций содержащуюся в читаемом художественном произведении, с другой – способ развития и совершенствования чувств ребенка.

Подготовка воспитателя к выразительному чтению состоит в так называемом дикторском прочтении текста: воспитатель как бы становится в положение слушателя данного текста, старается предвидеть, что именно может затруднить его слушателей, и ищет средства, как облегчить им восприятие текста. Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся: своего, его, сегодня…, а также произношению слов заимствованных из иностранных языков: шофер, шоссе, портфель…

Лучше совсем не произнести слово, чем произнеси его с орфоэпической ошибкой. Поэтому, перед рассказыванием и чтением художественного произведения о произношении незнакомого слова необходимо узнать в словаре. Настольной книгой справочником для каждого воспитателя должен стать словарь «Русское литературное произношение» Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. Как рассказывать и читать детям: громко или тихо? Здесь не может быть категоричного и однозначного ответа, поскольку громкое и тихое произношение текста зависит прежде всего от содержания. Как правильно надо читать ребенку голосом средней громкости, порой его усиливая, иногда ослабляя. Даже шумливые дети начинают прислушиваться, когда голос рассказчика ослабевает. Нужно читая, усиливать и ослаблять голос в строгом соответствии с содержанием.

Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе.

Очень важно при чтении и рассказывании выдерживать необходимый темп речи, который, тоже определяется содержанием. Слова, на которые мы хотим обратить внимание, произносим медленнее, а менее значительные – иногда почти скороговоркой. С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц. Если воспитатель в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это смогут сделать дети. Наоборот, чтение, которое передает оттенки, мысли писателя, драматизм или комизм положения, особенности характера действующих лиц, глубоко воспринимается детьми.

Таким образом, мы рассмотрели подготовку воспитателя выразительному чтению в средней группе детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание детей средней группы детского сада посредством чтения художественной литературы

Эстетическое воспитание детей средней группы детского сада посредством чтения художественной литературы Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личн...

Тематического планирование по чтению художественной литературы в средней группе детского сада.

Данная публикация - методическая разработка планирования по чтению художественной литературы  в средней группе детского сада. Планирование составлено на полный учебный год, с учётом ежедневного ч...

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в средней группе детского сада в условиях реализации ФГОС ДО»

  Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому р...

Планирование работы по развитию мелкой моторики в разделе "Работа воспитателей по заданиям логопеда" в средней группе детского сада.

 Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, ...

Подготовка воспитателя к выразительному чтению в средней группе детского сада

Выразительное чтение воспитателя – это, с одной стороны способ довести до ребенка всю гамму эмоций содержащуюся в читаемом художественном произведении, с другой – способ развития и соверше...

Перспективное планирование по ежедневному чтению художественной литературы в средней группе детского сада

Перспективное планирование по ежедневному чтению художественной литературы в средней группе детского сада составлено в соответствии с возрастом и психологическими особенностями детей и направлено на ф...