Главные вкладки

    "Играем пальчиками - развиваем речь" консультация для родителей
    методическая разработка по теме

    Рыжакина Анна Николаевна

    Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Чем больше мы играем пальчиками, лепим, рисуем, массажируем их, тем лучше будет развита речь. Многие родители не знают, как играть со своими детьми. Я предлагаю несколько пальчиковых игр для детей и их родителей, которые пользовались наибольшим интересом у детей моей группы. Удачи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Играем пальчиками – развиваем речь.»

    В настоящее время все больше и больше детей с нарушением в речевом развитии. Если у ребенка имеется нарушение произношения, значит, в дальнейшем он может столкнуться с трудностями при чтении и письме. Наша с вами задача помочь детям преодолеть речевые нарушения.

            Давно уже доказали, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. Вы, уважаемые родители, можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не может донести в ладошке воду до лица, разливает её, то, значит, у него отстает развитие мелкой мускулатуры. Если после 5 лет ребенок затрудняется в выполнении упражнения «ладонь – кулак – ребро», то это тоже говорит об определенных нарушениях. Обнаружив это, не огорчайтесь, но и не оставляйте ребенка, надеясь, что со временем он догонит сверстников. Это мнение ошибочно. Ребенку нужна ваша помощь. Поиграйте с ним в игры и упражнения для развития мелкой моторики, поиграйте в пальчиковые игры.

            Слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.

            Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то вы - родители помогите ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

            Предлагаю вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые пользуются у детей особым интересом:

            «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

    Сидит белка на тележке,                (Хлопки ладонями и удары кулач-

    Продает она орешки.                ками друг о друга попеременно.)

    Лисичке-сестричке,                (Загибают по одному пальчику,

    Воробью, синичке.                 начиная с большого.)
    Мишке толстопятому,
    Заиньке усатому.

    Кому в платок,                (Ритмичные хлопки ладонями и

    Кому в зобок,                удары кулачками.)

    Кому в лапочку.

    «ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

    Есть игрушки у меня:        (Хлопают в ладоши и ударяют кулач-

    ками друг о друга попеременно.)

    Паровоз и два коня,        (Загибают пальчики на обеих руках.)

    Серебристый самолет,

    Три ракеты, вездеход,

    Самосвал, подъемный кран —

    Настоящий великан.

    Сколько вместе?        (Хлопают попеременно в ладоши

    Как узнать?        и ударяют кулачками друг о друга.)

    Помогите сосчитать!

     «ИГРУШКИ»

    Работа над темпом и ритмом речи

    На большом диване в ряд                (Попеременно   хлопают   в    

    Куклы  Катины сидят:                ладоши и стучат кулачками.)

    Два медведя,  Буратино,                (Загибают поочередно все

    И веселый Чиполлино,                 пальчики.)

    И котенок, и слоненок.

    Раз, два, три, четыре,  пять.        (Разгибают поочередно

                    пальчики.)

    Помогаем  нашей  Кате                (Попеременно   хлопают   в    

    Мы игрушки сосчитать.                ладоши и стучат кулачками.)

     «МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»

    Раз, два, три, четыре,        (Загибают пальчики по одному.)

    пять,

    Мы во двор пришли                («Идут» по столу указательным и

    гулять.                                средним пальчиками.)

    Бабу снежную лепили,            («Лепят» комочек двумя ладонями.)

    Птичек крошками                («Крошат   хлебушек»   всеми  

    кормили,                пальчиками.)

    С горки мы потом            (Ведут  указательным   пальцем   правой

    катались,                        руки  по ладони левом   руки.)

    А еще в снегу валялись.                (Кладут ладошки на стол то

    одной, то другой стороной.)

    Все в снегу домой                        (Отряхивают ладошки.)
    пришли.

    Съели суп  и спать легли.        (Движения воображаемой ложкой; руки  под  щеку.)

    «Варим суп»

    Хозяйка однажды с базара пришла.                (Шагаем пальчиками по ногам

    Хозяйка с базара домой принесла:                от бедра к коленкам.)

    Капусту,                                                 (По очереди загибаем пальчики

    Картошку,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

                    Морковку,

                            Горох,

                                    Петрушку

                                            И свёклу.

                            Ох!

    Вот овощи спор завели на столе.                (Попеременные движения обеими руками:

    Кто лучше, вкусней и нужней на земле:        кулачками – ладошками хлопаем по ногам.)

    Капуста,                                                 (По очереди загибаем пальчики

    Картошка,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

                    Морковка,

                            Горох,

                                    Петрушка

                                            И свёкла.

                            Ох!

    Хозяйка тем временем ножик взяла        (Ребрами ладошек обеих рук стучим по

    И ножиком этим крошить начала:                ногам, имитируя работу ножа.)

    Капусту,                                                 (По очереди загибаем пальчики

    Картошку,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

                    Морковку,

                            Горох,

                                    Петрушку

                                            И свёклу.

                            Ох!

    Накрытые крышкою в душном горшке        (Ладошки обеих рук соединить и

    Кипели, кипели в крутом кипятке:                держать в горизонтальном положении.)

    Капуста,                                                 (По очереди загибаем пальчики

    Картошка,                                         на руке, начинаем с большого пальца.)

                    Морковка,

                            Горох,

                                    Петрушка

                                            И свёкла.

                            Ох!

     И суп овощной оказался неплох!                (Имитация движений работы ложкой.)

     «АПЕЛЬСИН»

    Мы делили апельсин.                (Круговые движения кулачками рук.)

    Много нас,                                (Показывают 10 пальцев.)

    А он один.                                (Показывают 1 палец.)

    Эта долька – для ежа.                (Дети загибают поочередно пальцы.)

    Эта долька – для чижа.

    Эта долька – для утят.

    Эта долька – для котят.        

    Эта долька – для бобра.

    А для волка – кожура.                 (Поглаживание ладонью правой

                                            руки тыльной стороны левой руки.)

    Он сердит на нас -                 (Сомкнуть пальцы обеих рук.)

    Беда!!!                                (Руки прижать к щекам. Покачать

    головой.)

    Разбегайтесь -                         (Бегут пальцами по коленкам.)

    Кто куда!                                (Руки спрятать за спину.)

    Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.

     Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе демонстрируют  «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно  касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

            Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.

            Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят…

            

          


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».

    Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...

    консультация для родителей "Играем пальчиками развиваем речь"

    Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь. В дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений,, чтобы рисовать, писать, одеваться....

    Консультация для родителей "Играем пальчиками - развиваем речь"

    Яркая консультация для родительского уголка....

    "Играем пальчиками - развиваем речь" консультация для родителей

    Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Чем больше мы играем пальчиками, лепим, рисуем, массажируем их, тем лучше будет развита речь. Многие родители не знают, как играть со своими де...

    Мастер-класс для родителей Играем пальчиками-развиваем речь

    Мастер – класс для родителей«Играем пальчиками – развиваем речь»Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питаю...