Статья на тему "Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска""
статья

Кривчикова Людмила Алексеевна

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»

Дети “группы риска” — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других категорий подвержена влиянию негативных факторов со стороны общества, оказывается социально незащищенной . В этой связи особую актуальность приобретает проблема социально-педагоги­ческого работа детей на ранних этапах их развития.

В поле  деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения находятся все дети образовательного учреждения, в том числе и так называемые дети “группы риска”. Практически в каждом группе из общего числа воспитанников двое или трое детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots.-ped.rabota_s_detmi_gruppy_riska_konferentsiya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»

Дети “группы риска” — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других категорий подвержена влиянию негативных факторов со стороны общества, оказывается социально незащищенной . В этой связи особую актуальность приобретает проблема социально-педагогического работа детей на ранних этапах их развития.

В поле  деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения находятся все дети образовательного учреждения, в том числе и так называемые дети “группы риска”. Практически в каждом группе из общего числа воспитанников двое или трое детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия.

Педагогу ДОУ приходится сталкиваться с различными типами семей. Но основной из задач в работе с семьей “группы риска” является своевременное выявление и предупреждение неблагополучия данных семей, в которых должным образом не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях “группы риска”, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.

Первый аспект — это риск для общества, который создают дети данной категории. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

Второй аспект — тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития:

Неполная семья- это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери – одиночки, а также женщины, которая решилась взять на воспитание ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими психологическими особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже одинокий отец).

Дети из неблагополучных семей “группы риска” имеют ряд специфических особенностей. Для таких детей характерна повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Жизнь детей в социально-педагогических учреждениях не может заменить им опыт семьи и родительскую любовь. Дети тяжело переживают отрыв от семьи и по-прежнему продолжают любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью. Чем меньше возраст ребенка, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье. Дети дошкольного возраста, растущие без родителей, отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей “группы риска”. Такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

При организации работы с детьми “группы риска” можно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.

 Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба воспитанника. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

 Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом необходимо давать родителям и педагогам ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

 В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой воспитанников и с воспитателями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Таким образом, всякое вмешательство в конкретную семью и судьбу отдельного ребенка требует неукоснительного соблюдения этических норм, высокого профессионального такта, уважительного отношения и к конкретной семье и к отдельному ребенку. Родители и образовательные учреждения обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

План мероприятий по работе с семьями " риска"

план мероприятий по работе с семьями " риска"...

Из опыта работы.Статья "Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности".

В статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и  эмоциональ...

Работа по предупреждению риска дезадаптации детей к условиям детского сада.

Детский сад - это совершенно новый и очень важный период в жизни ребенка. Взаимодействие родителей и воспитателя, а также слаженная работа всех специалистов, поможет облегчить адаптацию....

Статья на тему: «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР. Подготовительный этап работы»

В данной статье приводятся примеры дидактических игр и упражнений (на вербальном и невербальном материале)по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР на подготовительном этапе работы...

Статья на тему: «Приемы работы по развитию речи в режимных моментах с детьми среднего возраста» (из опыта работы).

Проблема развития речи является одной из актуальных.  Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в...