Главные вкладки

    мастер-класс "В гости к логопеду"
    консультация на тему

    Якимчук Виктория Сергеевна

    Данный мастер-класс раскрывает специфику работы на логопедическом пункте, а также помогает родителям и учителю-логопеду скоординировать и улучшить коррекционный процесс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_gosti_k_logopedu.doc90 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

    детский сад № 54

    Мастер-класс

    для родителей

    «В гости к логопеду»

    Подготовили:

    учитель-логопед Бичурина Г.Е

    учитель-логопед Якимчук В.С.

    Структура мастер-класса:

    1. Вступительное слово учителей – логопедов: Бичуриной Г.Е., Якимчук В.С.
    2. Тренинг «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика» (учитель-логопед Бичурина Г.Е.).
    3. Фрагмент логопедического занятия «Золотая рыбка» (учитель-логопед Якимчук В.С.).
    4. Подведение итогов мастер-класса.

    Оборудование: зеркала, мячи – «ёжики», орехи, шнуровки, «волшебные» кубики», вертушки, разноцветные пёрышки, карточки с артикуляционной гимнастикой, собака «Найда», изображение золотой рыбки, самоклеющаяся фольга, предметные картинки (рак, роза, радуга, ведро, морковь), картинка с изображением солнца.

    1. Вступительное слово

    Полноценное развитее личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами, она является основным средством общения людей между собой, играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития.

             Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но, что, же делать, если ваш ребёнок предпочитает не говорить, а только жестами показывать то, что  ему нужно? Или же он говорит несколько слов, а может быть говорит без умолку, но его речь совершенно непонятна окружающим? Самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить всё на самотёк. Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении правильным письмом и чтением.

             Для эффективного устранения всех этих «неприятностей» необходимо своевременно обратиться к учителю-логопеду, чтобы определить вид речевого нарушения и правильно построить коррекционную работу.

    2. Тренинг «Артикуляционная гимнастика»

    Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, их способности перестраиваться и работать координировано. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

    Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

    Нужно идти от простых упражнений  к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом. После того как ребёнок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка. С помощью наводящих вопросов взрослого ребёнок определяет, что делает его язык, где он находится, какой он широкий, узкий и т.д. Это вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

    Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной для каждого ребёнка.

    Учитель-логопед выполняет комплекс артикуляционной гимнастики совместно с родителями.

    3. Тренинг «Пальчиковая гимнастика»

    Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

            Для развития мелкой моторики можно использовать:

    • Пальчиковые игры

         Пальчик, пальчик, где ты был?

    (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

    • С этим пальцем в лес ходил.
    • С этим пальцем щи варил.
    • С этим пальцем кашу ел.
    • С этим пальцем песни пел.

    (на каждую строчку загибается один пальчик)

    • Мячи – «ёжики»

    «Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

    Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

    Шла большая черепаха

    И кусала всех от страха,

    (дети катают Су Джок между ладоней)

    Кусь, кусь, кусь, кусь,

    (Су - Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су - Джок, перекладывая из руки в руку).

    Никого я не боюсь.

    (дети катают Су Джок между ладоней).

    • Графические упражнения («Штриховка», «Обведи рисунок», «Соедини по точкам»)
    • Игры с карандашом

    Карандаш в руках катаю,

    Между пальчиков верчу,

    Непременно каждый пальчик

    Быть послушным научу.

    • Игры с прищепками, мозаикой, пуговицами, пластилином, бусинами и др.

    4. Фрагмент логопедического занятия «Золотая рыбка»  (автоматизация звука [р]), поводится с родителями.

     На столе лежат «чешуйки» с текстами загадок. Дети (родители)  берут по одной «чешуйке», логопед зачитывает загадку. После того, как дети (родители) отгадали загадку «чешуйка» вставляется в рыбку.

    Что за звезды в глубине,
    На песке лежат на дне?
    На вопрос ответить просто:
    На песке –
    (морские звезды)

    В воде она живет,
    Нет клюва, а клюет.

    (Рыба).

    Он забился меж камней:
    Там спокойней и видней,
    Кто собрался на охоту,
    Кто желает съесть кого-то.

    (Краб).

    Ползет наоборот
    Задом наперед.

    (Рак).

    Как над речкой, над рекой

    Появился вдруг цветной

    Чудо мостик подвесной.

    (Радуга).

    Чудо-птица, алый хвост,
    Прилетела в стаю звезд.
    (
    Ракета).

    Разноцветные страницы
     заскучали без водицы.
     Дядя длинный и худой
     носит воду бородой.
     (
    Краски и кисть).

    Л.: Сегодня мы с вами будем выполнять задания нашей “Золотой рыбки”- повторять звук “Р” и говорить об обитателях воды и рыбах.

    Л.: Ребята, давайте дадим характеристику звук Р характеристику.

    Д.: согласный, твёрдый, звонкий, дрожащий.

    Л.: Когда мы произносим звук Р, что делает наш язычок?

    Д.: Широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и под напором сильной воздушной струи дрожит. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам).

    Л.: Молодцы! Проговариваем чистоговорки:

    Ра-ра-ра – в детский сад идти пора.

    Ро-ро-ро – вот новое ведро.

    Ры-ры-ры – вот это комары.

    Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

    Л.: В нашей реке живёт не простая рыбка. Она волшебная, золотая. Давайте назовём части тела рыбки.

     Это чья голова? – это рыбья голова.
    Это чье туловище? – это рыбье туловище.
    Это чьи плавники? – это рыбьи плавники.
    Это чей хвост? – это рыбий хвост.
    Это чья “чешуя”? – это рыбья “чешуя”.
    Это чей глаз? – это рыбий глаз.

    Л.: Молодцы ребята! Вы старались отвечать полными предложениями.

    Л.: А сейчас мы немножко отдохнём. Покажите мне ваши ручки. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

    Рыбка плавает в водице (Сложенные вместе ладони дети изображают, как плывет рыбка)
    Рыбке весело играть
    Рыбка, рыбка, озорница,
    (Грозят пальчиком)
    Мы хотим тебя поймать.
     (Медленно сближают ладони)

    Рыбка спинку изогнула,
    Крошку хлебную взяла
     (Делают хватательное движение)
    Рыбка хвостиком махнула,
    Рыбка быстро уплыла
    (Снова плывут)

    Молодцы! Какие у вас были ловкие рыбки.

    Л.: Ребята, а как называется человек, который любит ловить рыбу?

    Д.: Рыболов.

    Л.: Верно! Давайте представим, что мы уже порыбачили и посчитаем свой улов. Настя сколько ты поймала рыбок?

    Д.: Я поймала 5 рыбок.

    Л.: Рома, сколько ты поймал рыбок?

    Д.: Я поймал 2 рыбки. И т.д.

    Каждый из ребят занимает свой лучик с определённой цифрой.

    Л.: Ребята, а как можно узнать, сколько в слове частей?

    Д.: Можно «прохлопать» слово, «протопать», «прошагать» и др.

    Л.: Верно! Посмотрите на цифру, которая написана на вашем лучике и подберите картинку с таким же количеством частей в слове.

    5. Подведение итогов мастер-класса. Учителя – логопеды благодарят родителей за активное участие, вручают родителям памятки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместного занятия логопеда и воспитателя "В гостях у гласных А ,У, И"

    Формирование фонематической стороны речи  через интеграцию образовательных областей «Коррекция», «Художественное творчество». ...

    Конспект проведения совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда Ворошиловой Генриетты Владимировны с детьми среднего возраста с общим недоразвитием речи (II-III уровень речевого развития) по теме: «В гостях у яблоньки»

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга. Конспект проведениясовместной непосредственноо...

    Праздник«В гостях у народной и авторской сказки». Авторы: воспитатель Стоюнина А.В., учитель-логопед Желтобрюх О.Ф., воспитатель Авакумова Н.В. ГБДОУ №12 Выборгского района СПБ

    Согласитесь, пользу сказок трудно переоценить. Здесь и сюжет, и язык, и образы, и мудрость. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. А инсценирование сказки позволяет не толь...

    Конспект НОД по логопедии "В гостях у звука "Р"

    Эта методическая разработка  поможет логопедам -практикам применить интересные новые инновационные технлогии  в своей работе при автоматизации звука -Р- у детей 5-6лет...

    Информационно – познавательный устный журнал для родителей «В гостях у логопеда» как форма реализации единого подхода в коррекционной работе с детьми в семье и детском саду

    Для обеспечения тесной взаимосвязи с родителями после множества бесед с родителями, наблюдений появился на свет ежемесячный информационно – познавательный устный журнал  «В гостях у логопеда».Он ...

    В гостях у логопеда.

    Вопросы родителей  и ответы логопеда...