Главные вкладки

    Консультация для родителей по теме: " Словесные игры для развития лексико- грамматического строя речи детей".
    консультация на тему

    Артамонова Ирина Анатольевна

    Данная консультация может быть использована учителями- логопедами и воспитателями в работе с родителями. В консультации содержатся словесные игры и упражнения, которые способствуют активизации речевого развития детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Консультация для родителей32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    Словесные игры для развития лексико- грамматического строя речи детей

       

          Все родители мечтают о том, чтобы их дети  добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уверенно.

          Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

          Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и  третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и  чтения, нарушение памяти, низкую  концентрацию внимания, нарушение словесно- логического мышления.

          Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с  первых  дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

          Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не  сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

          К 4-м годам у детей  впервые  отмечается пристрастие к  играм в слова.  Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно  благодаря словесным играм  происходит  становление культуры речи и общения. Игра- это  основной  вид  деятельности   дошкольников.   Играя,    ребёнок   обогащает свой  словарный  запас,  расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

          Играя с ребёнком,  будьте  дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная  игра,  в  которой  он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при  неудачах.  Если  задание  кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать  верный  вариант  из  предложенных  Вами.  Ни  в  коем  случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

          Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры  можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче,  перед сном  и т.д.

    1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

    2. Объясни словечко. Предложите ребёнку объяснить значение слов: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик, моховик, мухомор, рыжик (по теме «Грибы)

    2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

    Красный -…дом, помидор.

    Зимняя -…одежда, рыбалка.

    Домашнее -…печенье, задание.

    3. Скороговорки  необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.

    Проворонила ворона воронёнка.

    Ткёт ткач ткани на платье Тане.

    4.«Общие слова».

    1-й вариант. Ребёнок должен назвать  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

    2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, берёза, клён – это…

     5.«Четвёртый лишний».

    Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

    Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

    6. «Посчитай». Считаем всё, что  можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.  

    Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок   и т.д.

    7.«Скажи наоборот».

    Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

    Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север - … и т.п.

    Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

    Прилагательные: широкий - …, маленький- …, богатый -… и т.п.

    Наречия: далеко -…, высоко- …

    8. «Подбери слово»

    Ребёнку предлагается  подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

    9. «Большой - маленький».

    Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложку - ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие  и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

    10. «Отгадай загадку».

    Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

    Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

    11. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

    12. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

    Например: « Кого в лесу  больше: ёлок  или деревьев?»

    13. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

    14. «Расскажи стихотворение». Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

    15. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематические игры по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

    Вашему вниманию представлены образцы заданий из картотеки по формированию лексики и грамматики у детей дошкольного возраста в соответствии с тематическим планированием в ДОУ....

    Консультация для родителей "Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей"

    Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...

    Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей

    Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных ...

    Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста «Волшебные картинки»

    Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные. Для уточнения, закрепления и приведения зн...

    Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей

    Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей...

    Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей

    Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноц...