Главные вкладки

    Консультация для родителей «Экспериментирование у дошкольников в детском саду и дома»
    консультация (старшая группа) на тему

    Попова Оксана Викторовна

    Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску – одна из основных задач воспитания в детском саду.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Экспериментирование у дошкольников

    в детском саду и дома»

    Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску – одна из основных задач воспитания в детском саду. В центре развития - ребенок исследователь, экспериментатор. Важно предоставить детям возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания. Освоение свойств и отношений предметов – сложный процесс, в основе которого лежит соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях развития дети выделяют все многообразие свойств, которым обладает предмет. Чем богаче опыт познания предметного мира, больше объем представлений о свойствах и отношениях, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени - освоить обобщение, научиться упорядочивать, группировать и классифицировать по свойствам. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования. В своей практике мы отметили, что освоение различных свойств и отношений у детей происходит неравномерно. Часть свойств (цвет, размер, форма) осваивается детьми достаточно полно. Другие свойства осваиваются недостаточно глубоко, дети затрудняются в определении сенсорных эталонов, «смешивают» объемы представлений. Например, неверно употребляют термины – «большой» вместо тяжелый, «мягкий» вместо легкий. Наглядность, образность модели, возможность практических действий повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать.

     В нашей группе мы открыли лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами. Это дает возможность:

    - работать с детьми малыми группами по интересам;

    - использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

    - не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений (испачкаешься, прольешь).

    Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: по 25 минут. Во время занятия проводятся один – два эксперимента.

    Структура проведения игры – экспериментирования:

    - постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

    - выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

    - подведение итогов, вывод;

    - фиксация результатов;

    - вопросы детей.

    Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

    - внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

    - тайна, сюрприз;

    - мотив помощи;

    - познавательный мотив (почему так);

    - ситуация выбора.

    После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы вместе с детьми найти их. Для детей создаются «Рассуждалки» на различные темы. В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Важно воспитать у детей смелость и способность действовать самостоятельно при встрече с тем или иным препятствием. Уметь оценить правильность выполнения задания и также самостоятельно исправить ошибки. Взрослый не осуществляет прямого обучения, способного затормозить или отрицательно повлиять на самостоятельность ребенка в выборе методов и способов выполнения заданий. Поэтому каждое правильное решение ребенок осознает как свою «победу». А все задания, которые вызывают затруднения, разрешаются в беседе в виде диалога взрослого с ребенком, в неназидательной подсказке взрослого. Необходимо активизировать детей, чтобы «интерес ребенка мог забегать вперед».

    Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствуют развитию активной, самостоятельной, творческой личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей:«Азбука этикета в детском саду и дома»

    Современные родители хотят, чтобы их дети выросли умными, самостоятельными, находчивыми и предприимчивыми, но порой  забывают, что обучение и воспитание - это два взаимосвязанных процесса, поэтом...

    Консультация для родителей «БЕЗОПАСТНОСТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА»

    Консультация для родителей«БЕЗОПАСТНОСТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА» ...

    Консультация для родителей «Безопасность ребёнка в детском саду и дома»

    консультация для родителей "Безопасность ребенка в детском саду и дома"...

    Консультация для родителей "Правильное питание в детском саду и дома"

    " Организация питания в ДОУ Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в воспитательно-образовательном процессе. Правильное питание – это основ...

    Консультация для родителей "Дидактические игры в детском саду и дома"

    «Игра - это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В. А. Сухомлинский....