Главные вкладки

    Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
    статья по теме

    Афанасьева Светлана Владимировна

    Аспекты взаимодействия ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon detskiy_sad_i_semya.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен - это изменения в законе "Об образовании в Российской Федерации" и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования (далее ДО) (слайд 2). 
    В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства (слайд 3).
    Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения (слайд 4).
    Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается 
    в трех направлениях:
    - работа с коллективом детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой
    новых форм работы с родителями;
    - повышение педагогической культуры родителей;
    - вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом (слайд 5).
    Основные задачи работы:
    - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
    - объединить усилия для развития и воспитания детей; 
    - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
    - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
    - поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях (слайд 6).
    Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
    1) доброжелательный стиль общения;
    2) индивидуальный подход;
    3) сотрудничество, а не наставничество;
    4) тщательная подготовка к каждому мероприятию;
    5) динамичность (слайд 7).
    Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
    - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию
    детей;
    - учет индивидуальности каждого обучающегося;
    - самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка (слайд 8);
    - укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;
    - возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
    - возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений (слайд 9);
    - открытость детского сада для семьи;
    - сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
    - создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы
    к развитию ребенка в семье и ДОУ;
    - диагностика общих и частных проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка (слайд 10). 
    Функции работы ДОУ с семьей:
    1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;
    2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
    3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (слайд 11);
    4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;
    5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;
    6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители - воспитатель - методист - медперсонал -
    заведующая - специалисты) (слайд 12).
    В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга (слайд 13).
    Новые формы и методы работы ДОУ с семьей:
    - "Круглый стол" по любой теме;
    - собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
    - интервью с родителями и детьми на определенные темы;
    - тематические выставки;
    - консультации специалистов;
    - устный журнал для родителей (слайд 14);
    - семейные спортивные встречи;
    - почта и телефон доверия;
    - конкурсы семейных талантов;
    - семейные проекты "Наша родословная";
    - открытые занятия для просмотров родителей;
    - контрольные работы для родителей;
    - аукцион секретов воспитания;
    - родительская гостиная;
    - портфолио семейного успеха (слайд 15).
    Важные моменты:
    а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
    б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро
    пропадет;
    в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст - на цветной
    бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
    г) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей (слайд 16).
    Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть 
    проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта (слайд 17).
    Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать 
    авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит знания, умения, навыки и педагогические достижения воспитателя (слайд 18).
    Способы повышения авторитета воспитателя:
    - торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или
    за высокие показатели в работе по итогам года;
    - оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога (слайд 19);
    - организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
    - оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений (слайд
    20).
    Вывод. Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации (слайд 21).
    Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того,чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей (слайд 22).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

    1. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»2.  Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного...

    Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО

    Статья раскрывает основные аспекты взаимдействия с семьей в условиях современного детского сада, определяет основные трудности и барьеры, а также рассказывает о возможных путях выхода их них....

    "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»".

    Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пр...

    Презентация на тему "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

    Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и ...

    Педсовет Тема: «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

    Цель: Совершенствование работы ДОУ и  семьи по вопросам правового воспитания дошкольников и повышения правовой компетенции родителей.1.    « Детский сад и семья на защите пра...

    Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДОВ настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период.Новые задачи встающие перед ДОУ, предполагают ...