Консультация для родителей: Гендерное воспитание детей? старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) на тему

Муллаянова Альфия Рахимчановна

Консультация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №80 «СВЕТЛЯЧОК»

Консультация для родителей:

Гендерное воспитание детеи? старшего дошкольного возраста.

 

Воспитатель: Муллаянова А.Р.

г. Нижневартовск

     Консультация для родителей: Гендерное воспитание детеи? старшего дошкольного возраста.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

     На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

     Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания  и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.

- с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

     Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

     К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.

     Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОО условий для гендерной социализации дошкольников.

     «Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого» (М.А.Панфилова).

     На мой взгляд, проект «Гендерное воспитание старших дошкольников» является первым шагом в  гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является  он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека,  развивает      осознанное понимание значимости  себя  по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается  понимание  образа  я – мальчика (девочки).

Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений:

 -серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии;

      Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала.

     Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных меньшинств, обреченных на бездетное существование. Вместе с тем она является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации.

     Анализ материалов из опыта работы « Гендерное воспитание дошкольников»  выявил  положительные тенденции работы в этом направлении с учетом гендерного подхода:

- создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей мальчиков и девочек.

     Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, конструктивной и познавательной деятельности с учетом  гендерного подхода. Эта деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в детском саду.

     Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера гендерного воспитания дошкольников. Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе детского сада.

В науках о человеке сторонники гендерного направления придерживаются лозунга: «Люди не рождаются мужчинами или женщинами, становятся ими благодаря влиянию на их воспитание экономического и социокультурного содержания жизни общества (этнонациональных, религиозных, культурных традиций, образованности населения и др.)».

Для того, чтобы  воспитание детей  дошкольного возраста осуществлялось с учётом их гендерных особенностей, у родителей, воспитателей и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая позволит им овладеть организационными, психолого – педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребёнка.

Под гендерной компетентностью мы понимаем информированность родителей и педагогов относительно того, что понятие гендер охватывает круг психосоциальных и социокультурных характеристик, ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определённой культуры.

С этой целью осуществлялась подборка специальной литературы, в которой отражены вопросы психологии, нейропсихологии, физиологии и гигиены, педагогики, дидактики. Здесь нашли отражение такие вопросы как: особенности поведения детей, значимость игры, социализация, половая идентификация, формирование характера, развитие эмоций, воспитание нравственности и другие, которые предлагаются как отечественными, так и зарубежными авторами.

Данная библиография заинтересует воспитателей, педагогов – психологов, инструкторов по физкультуре, родителей, учителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей с учётом их индивидуальных и  гендерных особенностей.

Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1984. - № 2. - С. 44-53.

Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. М.: 1989-с.120


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста "

Тема достаточно серьезная и неслучайная. Причиной  к написанию консультации послужил повышенный интерес мальчиков к девочкам и девочек к мальчикам....

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста."

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного и младшего школьного возраста ответственности за судьбу природы родного края, при...

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье"

Подготовка нашего подрастающего поколения к жизни, к полезному труду должна быть главной задачей. Современное трудовое воспитание ребенка — залог его успешного гражданского становления....

Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

В данной работе рассматривается проблема гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста...