Главные вкладки

    Семинар – практикум для родителей «Речь на кончиках пальцев»
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Телешун Марина Николаевна

    теоретический и практический материал для работы с родителями

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар – практикум для родителей

    «Речь на кончиках пальцев»

              Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.

               Если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов.

               Бывают случаи, когда дети начинают говорить (произносить первые слова) не в 14 месяцев, а значительно позднее - к двум и даже к трем годам. Такое отставание может быть вызвано разными причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с ребенком или взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша и ему не нужно стремиться выражать их словами. Среди причин могут быть и медицинские показания, желательно обратиться к специалистам (психологу, врачу - логопеду).

               В словаре ребёнка сначала появляется так называемая пассивная речь. Это когда ребёнок понимает обращённую к нему речь, но сам слова не воспроизводит. Чтобы пассивный словарь был достаточным,  необходимо накопление названий предметов. Накопление происходит в следующем порядке: сначала усваиваются названия непосредственно окружающих ребенка вещей, затем имен взрослых и названий игрушек, изображений предметов одежды и, наконец, частей тела и лица. 
              
    На третьем году жизни понимание речи ребенком возрастает по объему и качественно изменяется. Ребенок любит слушать, когда говорят взрослые, любит слушать сказки, рассказы, стихи. Дети в возрасте 2 -3 лет понимают не только речь взрослого, направленную на организацию их практических действий, т. е. не только инструктивную речь, но и речь-рассказ. Слушание и понимание речи взрослого, содержащей сообщения о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения взрослого с ребенком, является важным приобретением, так как создает возможность использования речи в роли основного средства познания по отношению к предметам, недоступным непосредственному опыту ребенка.

               Сроки начала интенсивного роста активного словаря, зависит в первую очередь от характера отношений взрослых и ребенка, от особенностей общения между ними. Активная речь – форма общения ребёнка с окружающими людьми с помощью слов, фраз, предложений. Долгое время принято было считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого. Такое подражание действительно имеет место (ведь дети всегда начинают говорить на том же языке, что и их родители). Однако оно не является главным. Ребенок может легко воспроизводить то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его в реальной ситуации взаимодействия с окружающими. Значит, умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных слов ребенка.
              
    В то же время очевидно, что первые слова возникают только в общении со взрослым. Но «речепорождающая» ситуация взаимодействия взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков, а должна представлять их предметное сотрудничество. Потребность и необходимость говорить предполагают два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать.
               
    Потребность в общении изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка со взрослым. На третьем году жизни дети нуждаются в уважительном отношении взрослого: она возникает на фоне предметной деятельности детей; взаимопонимании,  сопереживании взрослого
                Овладение речью дается маленькому ребенку нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом. Нельзя мешать правильному развитию речи ребенка, подражая ему в неправильном произношении слов. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, взрослым необходимо произносить слова нормально, правильно. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением.

    За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.

    К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.

               Вы, наверное, уже знаете, что наша речь неразрывно связана с развитием мелкой моторики пальцев рук. Ещё в 18 веке известный итальянский педагог-психолог Мария Монтессори ввела такое понятие, как «речь на кончиках пальцев». В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

    Мелкую моторику рук развивают:

    Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

    Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

    Народные игры с ладошками;

    Игры с природным материалом;

    Игры с предметами домашнего обихода;

    Игры с песком и водой;

    Пальчиковый театр;

    Дидактические игры;

    Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация) .

               Многим из Вас, наверняка, говорили в садиках, куда ходят ваши детки: развивайте руки, больше делайте поделок, дайте детям в руки ножницы…   Но все мы прекрасно понимаем, что для этого нужны специально организованные занятия, на которые у современных родителей зачастую просто нет времени. Нельзя дать ребёнку ножницы и оставить его без присмотра… Отсюда напрашивается вопрос: КАК БЫТЬ?

    Куда направляется мама, примчавшаяся с работы домой?  …Да, именно на кухню, бегом кормить своих домочадцев. Сегодня я покажу вам некоторые приёмы развития мелкой моторики и речи, которые можно использовать на обычной домашней кухне.

    Пусть у вашего ребёнка будет на кухне несколько своих коробочек, мисочек с различными сыпучими продуктами. Это могут быть горох, фасоль, макароны с крупными дырочками, различные крупы… Для начала дайте ребёнку возможность «изучить» новые игрушки…(пододвиньте детям две коробочки  с крупами и одну пустую). Вы пока можете заняться своими делами, одним глазом поглядывая, что же делает ваш ребёнок. Можно ему дать ложку, уж тогда не будет сомнений, что все крупы будут тщательно перемешаны. В какой-то момент вы «неожиданно» поворачиваетесь к ребёнку и ахаете!!! Как же теперь варить кашу? Просите малыша помочь разобрать крупы…

    1. «Золушка»

    Я крупу перебираю,

    Мамочке помочь хочу.

    Я с закрытыми глазами

    Рис от гречки отличу!

    (фасоль с горохом различу)

    Разобрали? Молодцы! А поиграть ещё хотите? Возьмите в руку одну горошинку…

    1. Покатаю я в руках

        бусинки, горошки.

        Станьте ловкими скорей,

        Пальчики, ладошки.

    Горошинку можно катать сначала между ладошками (как из пластилина шарик катаем), затем катать двумя пальчиками: большим и указательным. Это упражнение очень хорошо готовит руку к письму.

    3.

    А теперь давайте выложим из горошка дорожку…

    Я взяла горошка

    Выложить дорожку,

    Что бы бегали по ней

    Зайчик или кошка.

    Во всех заданиях стихи можно (и нужно) произносить несколько раз, что бы ребёнок их запоминал и учился координировать свои движения руками со словами.

    4.

    Следующее упражнение: насыпьте горстку гороха на стол…

    Дома я одна скучала,

    Горсть горошинок достала.

    Прежде чем игру начать,

    Надо пальчику сказать:

    - Пальчик, пальчик мой хороший,

    Ты прижми к столу горошек,

    Покрути и покатай

    И другому передай.

    Можно работать всей ладошкой, можно каждым пальчиком отдельно.

    5.

    А теперь подвиньте к себе листочки с изображением червячков и корабликов. Попробуйте выложить их из гороха, из фасоли…

    Выложили?  Придумайте сами какую-нибудь картинку, дайте волю фантазии. Если ребёнок сам не справляется, нарисуйте для него на другой стороне листочка…

    Вопрос детям: Из чего легче выкладывать: из гороха или из фасоли, почему?

    6.

    А теперь придвиньте к себе тарелки с насыпанной крупой (манкой). Теперь мы превращаемся в художников.

    На крупе рисую волка,

    На крупе рисую ель.

    До чего же стала колкой

    Эта белая метель.

    Все рисунки засыпает,

    Снег бросает мне в лицо,

    Заметает, заметает

    И дорожку и крыльцо.

    Пусть метель себе бушует.

    Я пойду и отдохну.

    Завтра снова нарисую

    Волка, ёлку и сосну.

    7.

    А теперь представим, что наша крупа – это песок. И продолжим урок рисования…

    На песке рисую горы,

    Лес дремучий, а потом

    Нарисую выше тучи

    Дом, в котором

    Мы живём.

    Очень долго мы трудились,

    Наши пальцы притомились,

    Карандаш сейчас возьмём

    И катать его начнём.

    Карандаш в руках катаю,

    Между пальчиков верчу.

    Непременно каждый пальчик

    Быть послушным научу.

    Продолжим играть пальчиками?

    Аква гимнастика для пальчиков

    Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

    Колобки

    Сейчас продаются мякиши, сделанные из воздушных шариков и муки, с нарисованными рожицами. В нашей школе мы изготавливаем это пособие сами. Во-первых, с эстетической точки зрения, не очень правильно мять мякиши, на которых нарисовано лицо. Во-вторых, свои пособия можно сделать из шариков нужного цвета и размера, используя их не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы) .

    Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются в индивидуальные занятия, где ребёнок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.

    В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

    Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

    • Нужно обязательно петь ребёнку  колыбельные. Они очень важны в процессе овладения ребенком речью. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости. Давно замечено, что ребенок, которому поют колыбельные песни, раньше начинает “гукать”, стало быть, раньше развивает гортань - один из главных “инструментов” нашей речевой деятельности.
    • Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, “проглатывать” окончания слов.
    • Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Почему это важно? Потому что маленький ребенок, в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.
    • Не сюсюкайте с ребенком (Вместо "Посмотри на этого мишку", "Посматли ня этюво миську"). Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Лучше говорите с ласковой интонацией.

    Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были слышны все звуки. Но произносить надо не орфографически, а орфоэпически. Например: бегемот - “бигимот”, носорог – “насарог”.

    • Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда ребенок начинает говорить (после года) важно вызвать мотивацию к речи или просить, чтобы он произнес слово, повторив за вами название предмета в эмоционально значимой для него ситуации.
    • Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове. Пусть у ребенка будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребенок, то потом он и будет воспроизводить в первую очередь, начав говорить.
    • Не заменяйте слова на неправильное значение слова (перчатки – “рукавички”, коробка из-под торта – “торт”).
    • Называйте вещи своими именами (особенно актуально для детей, которые уже начали говорить и накапливать активный словарный запас). Например, вместо того, чтобы на каждый вид транспорта постоянно говорить ребенку "бибика или машинка", говорите: машина, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, экскаватор, грейдер и т.д. Но важно начинать с материала, к которому ваш ребенок проявляет интерес (может, он любит животных или машины или его интересует бытовая техника).
    • Если вам не нравится, что ребенок употребляет свои искаженные выдуманные квазислова (сюсюкания) (речь идет о словах, которые он впервые использует), особенно упрямым детям не стоит запрещать их говорить. Тем самым вы только закрепите их в речи ребенка. Лучше сделать вид, что вы это слово не заметили и перевести разговор на интересную тему для малыша.
    • Наглядный материал должен быть реалистичным и не зашумлённым. (Хорошо, если на картинке в детской книжке будет видно, кто изображен: крокодил или динозавр). Не советую брать книг (и к игрушкам это также относится), если вы сами не понимаете, кто изображен на картинках. Пусть вы и ваш ребенок сможете четко определить и назвать все, что нарисовано в книге. Если можно четко определить предмет, назвав конкретным словом, у ребенка будет складываться четкое понятие о предмете.
    • Проговаривайте четко окончания слов, так лучше развивается “чувство языка”, а значит, чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. И в дальнейшем ваш малыш легче будет усваивать грамматическую сторону языка. А, следовательно, легче будет даваться русский язык в школе.
    • Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшительно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например: курица), так и в уменьшительно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клушка, несушка и т.д.). Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно ситуации. Например: малыш насыпает в формочку песочек; а экскаватор высыпает песок.
    • Стараться не вставлять в каждую свою фразу бессмысленных восклицаний: ой, какой!, ой, какая! Заменяйте эти слова на информативные: желтый, большой, твердый и т.д.
    • Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше. Называйте вещи своими именами, а не заменяйте их на звукоподражания. (Например, одна женщина на детской площадке говорила ребенку постоянно вместо слова "кошка" - "мяу".)

    Когда играете с малышом в игрушки, вместо указательного местоимения “это” (например, “возьми это, ставь сюда”) называйте конкретные существительные для развития пассивного словаря. Например, возьми маленький кубик и поставь его на большой. “Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они обозначают”

    Упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на несколько групп:

    1. Массаж кистей рук и пальцев.
    - поглаживать и растирать ладони вверх-вниз;
    - разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;
    - растирать пальчики спиралевидными движениями

    2. Пассивное выполнение упражнений, когда взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения.
    - сжимать пальцы в кулачок и разгибать;
    - сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;

    3. Упражнения с использованием различных предметов (начиная с 10 месяцев и старше)
    - катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)
    - рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
    - перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.);
    - сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти;
    - открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;
    - застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде;
    - завязывать и развязывать шнурки;
    - раскладывать счетные палочки, строить домики из них;
    - учите играть в специальные игры – шнуровки, мозаику, собирайте пазлы;

    4. Упражнения для кистей рук (с 2 – 3 лет).

     «Фонарики». Ладони расположить перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно или поочередно.
    Фонарики зажглись!
    Фонарики погасли!

    «Моем руки». Энергично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.
    Ах, вода, вода, вода!
    Будем чистыми всегда! 

    «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики – как бы стряхивая воду.
    Брызги – вправо, брызги – влево!
    Мокрым стало наше тело!

    «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.
    Полотенчиком пушистым
    Вытрем ручки очень быстро.

    «Печём блины». Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной руки и ладонью (двумя руками одновременно, попеременно – правая рука касается стола ладонью, левая – тыльной стороной и наоборот).

    Мама нам печёт блины,
    Очень вкусные они.
    Встали мы сегодня рано
    И едим их со сметаной.

    «Шарик». Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат шарик. «Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

     «Скачет зайчик». Правая рука сжата в кулак, указательный палец выпрямлен, пальцы на левой руке выпрямлены и разведены в стороны. Указательным пальцем правой руки поочерёдно прикасаться к пальцам левой руки начиная с большого.
    Ловко с пальчика на пальчик
    Скачет зайчик, скачет зайчик.
    Вниз скатился, повернулся
    И опять назад вернулся.
    Снова с пальчика на пальчик
    Скачет зайчик, скачет зайчик!
    Снова вниз и снова вверх!
    Зайчик скачет выше всех!

    Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной. Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение.

       Сорока-ворона

        Кашу варила,

        На порог скакала,

        Деток поджидала.

     

        Дети прибежали,

        Кашу расхватали:

     

        Этот – на ложку,

        Этот – в поварешку,

        Этот – в горшок,

        Этот – в масленичек.

     

        А ты, толстый-короткий,

        Тряси бородкой:

        Воду не носил,

        Дров не рубил,

        Кашу не хвалил.

        А теперь-ка ты

        Принеси воды

     

        Взял лукошко,

        Да через ладошку,

        Да через ручонку,

        Да к речонке –

        Зачерпнул, зачерпнул,

        Зачерпнул!

        Раз, два, три, четыре, пять  (Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого)

        Вышли пальчики гулять.  (Ритмично разжимаем все пальцы вместе)

        Раз, два, три, четыре, пять  (Сжимаем  поочередно в кулак, начиная с мизинца)

        В домик спрятались опять  (Ритмично сжимаем в пальцы вместе)

    Не бойтесь, что дети что-то испортят, поломают, испачкают. Больше им доверяйте, больше разнообразных материалов предоставляйте для игр. Например:

    1. Сделайте бусы из МАКАРОН, а потом ещё и разукрасьте их гуашевыми красками. Восторгу детей не будет предела.
    2. Больше лепите. Причём, не просто дайте и забудьте, а посоветуйте… найдите в Интернете картинки – образцы. Можно из пластилина лепить буквы, цифры.  Это не сложно, т.к. приём лепки колбасок дети осваивают ещё в младшем дошкольном возрасте, и ваша задача – помочь собрать букву…
    1. Если вдруг вы что - печёте, не упустите случая дать ребёнку в руки кусочек теста. Дело в том, что это совершенно другая пластическая масса, нежели пластилин. Пусть дети почувствуют эту разницу: тесто хуже держит форму, но с ним легче работать – оно мягче, можно использовать формочки. Можно доверить ребёнку сделать один пирожок с начинкой… а это довольно сложно.
    2. Активно используйте в играх с детьми пуговицы для                
    • выкладывания, как из круп;
    • для составления орнаментов (например: большая, маленькая, средняя; или по цвету…)
    • накладывания на нарисованные картинки: по цвету, форме, размеру.

    ЛЮБИТЕ СВОИХ  ДЕТЕЙ, развивайте их….

    Самое главное – уделяйте им больше времени!!!

    Желаю вам успехов в нелёгком деле воспитания детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар - практикум для родителей "Речь на кончиках пальцев" из серии "Играя развиваемся"

    Родителям предлагаются игры и задания на развитие мелкой моторики, и на координацию речи с движениями с использованием круп, макарон, счётных палочек, пуговиц......

    Семинар-практикум для родителей "Гениальность на кончиках пальцев"

    Семинар-практикум для родителей "Гениальность на кончиках пальцев"...

    Семинар-практикум для родителей "Ум на кончиках пальцев"

    Цель семинара:·       пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;·       расширить знания  родителей ...

    Приложение №5. Семинар-практикум для родителей "Ум на кончиках пальцев"

    Семинар практикум для родителей "Ум на кончиках пальцев"....

    Семинар - практикум для педагогов "Речь на кончиках пальцев"

    Совершенствование профессиональной компентентности педдагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста....

    Семинар-практикум для родителей "Мозг на кончиках пальцев"

    семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ...