Главные вкладки

    Консультация на тему:
    консультация для родителей " Игры с пальчиками и их значение для развития речи ребенка"

    Ткаченко Светлана Анатольевна

    консультация для родителей " Игры с пальчиками и их значение для развития речи ребенка"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры с пальчиками и их значение для развития речи                    ребенка.

    Заботится о современном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

     Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

    Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснений, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

    Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

    Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки ...развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

    Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».


    Таким образом, « есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точкой зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга»

    Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

    Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной ручки в другую карандаши, пуговки, спички.

    В полугодовалом возрасте детям дают более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

    Очень  хорошую  тренировку  движения  для   пальцев     дают народные игры-потешки.

     Сорока-белобока

        Кашку варила,

           Детишек кормила

                 Этому дала,

                     Этому дала,

                          Этому дала.

     При   этом   указательным   пальцем   правой   руки   выполняют круговые движения по ладони левой руки.  Затем  по очереди загибают    мизинец,    безымянный,    средний,    указательный    и большой пальцы.


    Другой вариант этой потешки:

    Этому не дала:

    Ты воду не носил,

    Ты дров не рубил,

    Каши не варил -

    Тебе ничего нет!

    При этом большой палец не загибается.

    Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

    Можно использовать следующие стишки:

    *

    Этот пальчик - дедушка,

    Этот пальчик - бабушка,

    Этот пальчик - папочка,

    Этот пальчик - мамочка,

         Этот пальчик - Я.

    Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то надо помогать ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

    Этот пальчик хочет спать.

    Этот пальчик - прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул.

    Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура!

    В детский сад идти пора.

    В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.


    Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания.

    «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

    «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

    «Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а

    указательный и безымянный - ноги. Слоненок «идет» по столу.

    «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные

    пальцы опущены вниз.

    В книге В. Цвынтарного « Играем пальчиками и развиваем речь» подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

    Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

    При хорошей фантазии можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев.

    Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.


      Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи ( так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

    Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

    Литература, в которой описаны пальчиковые игры и упражнения:

    1. И.Лопухина «Логопедия» Речь. Ритм, Движение.
    2. В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».

    3.        Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"

    Ученые сходятся во мнении, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развиия мелкой моторики пальцев рук. Начинать эту работу следует родителям с самого рождения: сначала легкий массаж, потом игры...

    консультация для родителей : "играем с пальчиками-развиваем речь".

    большой положительный эффект в формировании детской речи-играет развитие мелкой моторики рук....

    Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

    Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»...

    Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

    Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта....

    Консультация для родителей на тему: "Квиллинг и его значение в развитии ребенка старшего дошкольного возраста"

    Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности. Квиллинг помогает каждому реб...