Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста.
консультация (младшая группа) на тему

Плоскова Ирина Николаевна

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_palchikovoy_gimnastiki.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста.  

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть “как работают руки, так работает голова”.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Видимо уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца. А мы забыли о наших русских народных играх типа “Сорока”, “Братья”, “Ладушки” и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: “Всё новое – это хорошо забытое старое”.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.д.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.

Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Регулярные занятия в системе будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими.

Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

  • сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
  • подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
  • предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
  • развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
  • стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
  • играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  • научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
  • ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслите...

Презентация на тему :«Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей»

laquo;Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»В. Сухомлинский...

"Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР"

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая мотор...

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста при формирования правильного произношения...

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста

Значение пальчиковой гимнастики  игр и упражнений в формировании речи детей...