Главные вкладки

    Мастер-класс для родителей «Самодельные музыкальные инструменты «Сказки – шумелки»
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Зердеева Елена Юрьевна

    Мастер-класс направлен на развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-_klass_samodelnye_muzykalnye_instrumenty.docx22.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для родителей

    «Самодельные музыкальные инструменты «Сказки – шумелки»

    Автор: Зердеева Елена Юрьевна музыкальный руководитель.

    Цель: развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

    Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.

    Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

    В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи:

    • знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;
    • формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;
    • пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
    • развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры;
    • формирование художественного вкуса.

    Формы работы с шумовыми инструментами

    1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам

    2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

    3. Звуковая иллюстрация стихов

    4. Сказки-шумелки

    Структура музыкального занятия в детском саду включает в себя несколько видов деятельности.

    1. Вход в зал.

    2. Музыкально - ритмические движения в виде упражнений.

    3. Слушание музыки.

    4. Пение, включающее: распевание, речетация с речевой вокализацией, разучивание песен.

    5. Музыкально-ритмические движения в виде игр, танцев, хороводов.

    6. Игра на д.м.и.

    7. Творческие задания (они могут быть в каждом виде деятельности.

    Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности как игра на детских муз. инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны, потому что могут быть изготовлены своими руками из бросового материала.

    Так что же такое шум?

    Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

    В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

    К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

    Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

    К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

    Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

    Играя на шумовых инструментах дети,

    во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),

    во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,

    в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

    Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

    В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

    Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

    Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.

    У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите пожалуйста себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать.

    Звучащие ключи.

    Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.

    Звонарики

    Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.

    Звонкие кольца

    Металлические кольца разного диаметра подвешенные на стойку.

    Чудо-кастаньеты

    Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.

    Трещотка "Гармошка"

    Описание: Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке. Для детей старше 4 лет.

    Цель: Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

    Шуршунчик.

    Описание: Футляр яйцо от "Киндер-сюрприза" с мелкими сыпучими предметами.

    При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

    1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам

    2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

    3. Звуковая иллюстрация стихов

    4. Сказки-шумелки

    Давайте немного поиграем.         

    Игра "Звуковой бутерброд".

    Выбираем муз. инструменты "трех семей" по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические.

    Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса. Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть:

    Я отрезаю хлеб -        звучат деревянные инструменты

    Затем мажу маслом -        звучат одновременно деревянные и металлические инструменты        

    А теперь кладу  колбасу-        шумовые инструменты

    Я съела хлеб и масло -        замолкают деревянные и  металлические        

    Осталась колбаса-        только шумовые

    Съела и колбасу -        шумовые замолкают.

    "Бутерброд" можно делать в любой последовательности и "съедать" его тоже как угодно.

    Когда дети познакомятся с инструментами можно применить следующие формы работы: запишите на аудиокассету звучание 5-7 известных ребёнку шумовых инструментов - это могут маракасы, треугольник, бубен, трещотка, колокольчик. Каждый предмет или инструмент должен звучать не менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов - 10 секунд.

    1.Положите перед малышом два инструмента, звучание которых вы записали на фонограмму. Объясните, что надо будет "играть" на том инструменте, который ребёнок услышит.

    2. Прослушайте запись, поиграйте сами под запись, предложите сыграть малышу.

    3. Прокрутите плёнку назад, прослушайте повторно. Когда ребёнок начнёт сам играть под запись, переходите к воспроизведению записи следующего инструмента. Позже предлагайте выбор из нескольких инструментов.

    Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

    Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

    Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.

    Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

    Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

    Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

    Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

    Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

    Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

    Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.

    Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу .

    Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

    А сейчас мы  сами попробуем озвучить небольшое произведение. Но сначала мы сделаем презентацию инструментов. ( из чего он сделан для чего нужен и как на нем играть)

    Мышиная история

    Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

    ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)

    И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

    МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)

    Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

    ТРЕУГОЛЬНИК

    Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

    Они грызли орешки,

    ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,

    грызли зёрнышки

    РУБЕЛЬ (или расчёска)

    И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

    ШУРШИМ МАРАКАСАМИ

    Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

    ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)

    А снаружи на землю каждый день падал снег

    МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)

    Шумел ветер,

    ДУДИМ В БУТЫЛКУ

    И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.

    Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

    КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

    ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ: кастаньеты на ручке, пакет, деревянные ложки, рубель, металлофон

    1 - шуршим пакетом

    2, 4, 6 - быстро встряхиваем кастаньеты ("заяц бежит")

    3 - стучим ложками

    5 - шлёпаем руками по ногам

    7 - проводим палочкой по рубелю

    8 - проводим палочкой по металлофону

    9 - медленно ударяем кастаньетами по ладони ("смелый заяц") или используем барабан

    На этой веселой ноте мы заканчиваем  занятие. Спасибо за внимание!

    Вопросы для рефлексии:

    1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?

    2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?

    Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?

    Использованная литература:

    1. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.
    2. Периодическое издание «Музыкальный руководитель».
    3. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в детском саду - М. Просвещение, 1994

    интернет-ресурсы:

    http://www.resobr.ru/materials/47/39830

    http://dou51.rybadm.ru/talesnoise.html

    http://dohcolonoc.ru/master-klasy/3327-master-klass-netraditsionnye-priemy-v-razvitii-muzykalnosti-doshkolnikov.html

    http://dohcolonoc.ru/master-klasy/3327-master-klass-netraditsionnye-priemy-v-razvitii-muzykalnosti-doshkolnikov.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для педагогов и родителей: Авторская разработка "Изготовление "Чавага" как нетрадиционного самодельного музыкального инструмента"

    Все, что создано природой и человеком имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать  и тогда ты откроешь музыку даже вне совместимых с музыкой предмет...

    Мастер-класс для воспитателей «Использование детских музыкальных инструментов в разных видах деятельности»

    Данный мастер-класс позволит воспитателям использовать детские музыкальные инструменты, дидактические игры, в разных видах деятельности и в режимных моментах....

    Информационное сообщение для родителей "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей"

    Информационное сообщение для родителей "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей" . Каждый ребёнок музыкален от природы и только от взрослого зависит, каким станет в дальнейш...

    Консультация для родителей «Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности у детей»

    Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усл...

    Мастер- класс «Обучение детей игре на музыкальных инструментах».

    Цель: Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах...

    Мастер- класс "Обучение игре на детских музыкальных инструментах"

    Основная форма деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия детей, обучению их пению, движению в играх и плясках, но и обучен...