Главные вкладки

    Учебно-методический материал для НОД.
    учебно-методический материал (младшая группа) на тему

    Любовь Кирилловна Гордюнина

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chto_vstavlyaem_v_nod.doc224.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                    Что необходимо   включать в НОД ?

     

    1 Физминутки

    2 Пальчиковую гимнастику

    3 Гимнастику для глаз

    4 Дыхательную гимнастику

    5 Словесные игры

    6  Точечный массаж

    7 Артикуляционную гимнастику

    8 Ритмические упражнения

    9 Гимнастику для стоп

    10 Динамические паузы

    11 Пластическую гимнастику с элементами  корригирующей гимнастики.

    12 Массаж  из книги  М.Ю.Картушина  и  журналов  « дошкольное воспитание»

                         Физминутки  

    1  На болоте две лягушки

    Две зелёные подружки

    Утром рано умывались

    Полотенцем растирались

    Ножками топали. Ручками хлопали

    Вправо влево наклонялись

    И обратно возвращались

    Вот здоровья в чём секрет

    Всем друзьям   физкультпривет!

    2 Лебеди летят

    Крыльями машут

    Прогнулись над водой

    Качают головой

    Прямо и гордо умеют держатся

    Очень бесшумно на воду садятся

    3 Как головой между листвою

    Дятел деревья долбит

    Как на рыбалку и вперевалку

    Гусь за гусыней бежит

    Как удивились, остановились

    Гуси у самой реки

    Воду попили,  крылья раскрыли

    И потихоньку пошли

    4 Конь меня в деревне ждёт

    Бьёт копытом у ворот

    На ветру играет гривой

    Пышной, сказочной, красивой

    Быстро на седло вскачу

    Не поеду – полечу

    Цок- Цок- Цок- Цок- Цок-

    Там за дальнею рекой

    Помашу тебе рукой

    5 Поднимайте плечики

    Прыгайте кузнечики

    Прыг-скок,прыг-скок

    Стоп сели

    Травушку покушали

    Тишину послушали

    Выше, выше, высоко

    Прыгай на носках легко

    6 Вот мотор включился

    Пропеллер закрутился

    Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

    К облакам поднялись

    И шоссе убрались

    Вот лес, сесть тут

    Приготовить парашют

    Толчок, прыжок

    Летим дружок,

    Парашюты все раскрылись

    Дети мягко приземлились

     

    7 сидит белка на тележке

    продаёт она орешки

    лисичке-сестричке

    воробью, синичке

    мишке косолапому

    заиньке усатому (крутят головою)

    8 рано- рано утречком

    вышла мама уточка

    поучить утят

    уж она их учит- учит

    вы плывите ути- ути

    ровно в ряд  ( наклон вперёд, руки отвести назад)

    хоть сыночек не велик

    мама трусить не велит, не велит

    плыви- плыви утёныш

    не бойся не утонешь (иду в присядку)

                       Пальчиковая гимнастика

    1   Ну- ка, братцы, за работу

     Покажи свою охоту

    Большаку дрова рубить

    Печи все тебе топить

    А тебе воду носить

    А тебе обед варить  а малышке песни петь

    Песни петь да плясать

     Родных братьев забавлять

    (Обращаясь ко всем пальцам дотрагивается

    До большого пальца затем указательного

    Среднего, безымянного, мизинец пляшет и поёт)

    2  Пальчик мальчик где ты был?

    С этим братцем в лес ходил

    С этим братцем щи варил

    С этим братцем кашу ел

    С этим братцем  песни пел

    3 вариант------этот пальчик хочет спать

    этот пальчик прыг в кровать

    этот пальчик прикорнул

    этот пальчик уж уснул

    остаётся большой палец---тише пальчик не шуми

    братиков не разбуди

    встали пальчики ура

    в детский сад идти пора

    4 Идёт коза рогатая

    Идёт коза бодатая

    За малыми ребятами

    Ножками топ-топ-

    Глазками хлоп-хлоп

    Кто кашу не ест,

    Кто молоко не пьёт

    Забодает, забодает

    Коза бежит за детьми

    Дети убегают

    5  Ладушки-ладушки

    где были у бабушки

    что ели кашку

    что пили бражку

     кашка масленька

    бражка сладенька

    бабушка добренька

    попили, поели

    на головку сели

    сели посидели

    дальше полетели

    6 сорока белобока

    кашу варила деток кормила

    этому дала, этому дала

    этому дала,  а этому не дала

    ты кашу не варил, печку не топил

    дрова не носил!!!!

    7 пальцы встали дружно вряд       показывают ладони с выпрямленными

                 пальчиками

    десять крепеньких ребят             сжимают пальцы в кулаки

    эти два- всему указки                     показывают указательные пальчики

    всё покажут без подсказки

    пальцы два середнячка                   показывают средние пальчики и т.д

    два здоровых бодрячка              

    ну, а эти безымянны

    молчуны всегда упрямы

    два мизинца коротышки

    непоседы и плутишки

    пальцы главные средь них два больших и удалых

    8 у ходиков песня такая                          руки «стрелки»

    тик-тик-тик

    у птички синички такая                                  руки «клювики»

    у поросёнка такая

    рюх-рюх-рюх                                          ладошки-«пятачки»

    пик-пик-пик

    у ёжика песня такая

    плюх-плюх-плюх

    у кисоньки песня такая        руки гладят шерстку

    мяу-мяу

                              Упражнения    «Пальчиковая гимнастика»

    1  ладошки на столе

    раз  пальцы врозь, два вместе

    2  ладошка-кулочок-ребро

    3  пальчики здороваются

    4  пальчики бегают по столу(человечек)

    5  коза   (указательный и мизинец вытянуты вперёд)

    6  козлята обеих рук

    7 очки

    8 зайцы

    9 деревья

    10 флажок

    11 птички по очереди большой палец соединяется с остальными

    12 цветок пальцы в идее чаши

    13 корни растений

    14 пчела

    15 лодочка

    16 солнечные лучики скрестить пальцы вверх

    17 замок

    18 лиса и заяц

    19 паук по столу ползёт

    20 бабочки полетели

    21 петушок   клюв как у курочки

                       Cговорки

    КОГО ВЫБИРАЕШЬ?

    Конь вороной Или хомут золотой?

    Шары катить Или воду лить?

    Сено косить Или дрова рубить?

    Коня ковать   Или двор подметать?

    ЧТО ВОЗМЁШЬ?

    Медведя лохматого

    Или козла рогатого?

    Из речки ерша  Или из лесу ежа?

    Серую утку,      Или деревянную дудку?

    ЧТО ТЕБЕ НУЖНО?

    Гороха  мешок,Или масло горшок?

    КОГО В ГОСТИ

    ПРИГЛАСИТЬ?

    Хитрую лису,Или марью красу?

    Таракана усатого,

    Или тигрёнка полосатого?

    ЧЕГО ТЕБЕ ДЕЛАТЬ?

    Сахару кусочек,

    Или красненький

    платочек?

    ВЫБИРАЙ

    Ландыш душистый,

    Или   Одуванчик пушистый?

    Колокольчик голубой,

    Или жёлтый зверобой?

    Белую берёзу ,Или красную розу.

    Гуси вы гуси, красные лапки,

    Где вы бывали?

    Что вы видали?

    -мы видали волка

    Унёс он гусёнка,

    Да самого лучшего

    Да самого большого

    Гуси вы гуси, красные

    Щиплите вы волка

    Спасите гусёнка                

          Заяц Егорка                                

    Свалился в озёрко

    Бегите под горку

    Спасите Егорку          

    *

    Божья коровка

    Улети на небо

    Там твои детки

    Кушают конфетки

    Всем по одной

    А тебе не одной

         Водичка-водичка

         Умой моё личико

         Чтобы глазоньки блестели

         Чтобы щёчки краснели

          Чтоб кусался зубок

          Чтоб смеялся роток

    Радуга-дуга,

    Не давай дождя

    Давай солнышка-

    колоколышка

    Дождик – дождик, пуще

    Будет травка гуще

    Дождик-дождик,посильней

    Огород ты нам полей

    Солнышко, вёдрышко

    Выгляни в окошко

    Твои детки плачут

    По камушкам скачут

    Улитка, улитка.

    Покажи свои рога

    Дам кусок пирога,

                    пышки, ватрушки,

    сдобной лепёшки,

    высуни рожки

    Божья коровка

    улети на небо

    принеси нам хлеба

    чёрного и белого,

    только не горелого!

      Гуси-гуси га-га-га!

    Есть хотите? да-да-да!  

    Ну, летите, же домой!

    Нет-нет-нет!

    Серый волк под горой

    не пускает нас домой

    ну, летите, как хотите

    только крылья берегите!

                      Словесные  игры

    1 отгадайка -описывать предметы не глядя выделять признаки

    2 магазин –описывать предметы чтобы понял продавец

    3 радио –кто то потерялся ,диктор описывает внешний вид

    4 где был Петя ?- в дет саде, в деревне, в магазине

    Петя путешественник

    5 что это за птица ?-описать

    6 да-нет –отвечать на вопросы

    7 отвечать быстро –игра с мячом один бросает мяч другому со словами ,

     например зелёный другой придумывает ответ что бывает зелёным

    8 кто больше назовёт действий –

    что делает врач , продавец и другие

    9 что кому нужно –описывать предмет

    10 вершки-корешки- описывать овощи

    фрукты

    11 назови три предмета- из мебели

    игрушек и т д

    12 охотник –животные и птицы

    13 а, если бы-

    14 испорченный телефон

    15 летает – не летает

    16 краски

    - тук –тук кто там     Саша

    зачем пришёл? за краской,  за какой?

    17 скажи слово с нужным звуком

    18 придумай предложение

    19 скажи по другому

    20  подбери слово

    21  не ошибись

    22   кто знает тот дальше считает

    23 было- будет

    24 закончи предложение

    25 для чего нужен предмет

    например стакан

    26 найди рифму

    27 узнай по голосу

    28 говори наоборот большой –маленький

    29 из чего сделано дерево , пластмасса итд

    30 найди лишнее слово

    31 что изменилось

    закрываю глаза ---открываю

    32 запомни и повтори

    33 какой цвет  показать цветной кружок

    34 дополни предложение

    35 узнай что в руке

    36 угадай что в мешке

    37 кто позвал

    38 угадай что я сказала

    39 кто скажет иначе ----красивый –

    симпатичный –красатуля  и т д

    40 скажи наоборот

    41 назови одним словом –клещи молоток пила ---инструменты

    42 похожи –не похожи

    43 что не так  осенью листья зелёные итд

    44 цепочка слов

    45 что и кому нужно для работы

    46 для чего нужна вещь

    47 куда доставить письмо – адрес

                         Гимнастика  для глаз        

                                 «солнечный зайчик»

     Солнечный мой заинька

    Прыгни на ладошку

    Солнечный мой заинька

    Маленький как крошка

    Прыг на носик, на плечо.

    Ой, как стало горячо!

    Прыг на лобик, и опять

    На плече давай скакать

    Вот закрыли мы глаза

    А солнышко играет:

    Щёчки тёплыми лучами

    Нежно согревает

    Дети вытягивают вперёд ладошку

    Ставят на ладонь указательный палец

    другой руки.

    Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно

    прикасаются сначала к носу,

    вновь отводят вперёд, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча,

    каждый раз отводя палец перед собой.

    Голова всё время находится в фиксированном положении

    Закрывают глаза ладонями

                                                Больной муравей

    Все больного навещают

    Все больного угощают:

    Кто морошкой,

    Кто черникой,

    Кто сушеной земляникой.

    Переводят взгляд вверх-вниз

    Вправо-влево

                                   По методике йогов

    Смотрит носик вправо-влево,

    Смотрит носик вверх и вниз,

    Что увидел хитрый носик?

    Ну куда мы забрались?

    Вдруг увидел нос платочки

    И обрадовался так,

    Почему? что можно делать платочком?

    Дети отвечают

    Вытри носик, утри слёзки

    И скорей пускайся в пляс.

    Резко перемещают взгляд вправо-влево

    Резко перемещают взгляд вверх и вниз

    Мягко проводят указательными пальцами по векам

     

                                                                  Зайка

    Зайка вправо поскакал

    Каждый зайку увидал.

    зайка влево поскакал,

    Каждый взглядом увидал.

    Зайка- вправо, зайка- влево.

    Ах, какой зайчонок смелый!

    Зайка скачет вверх и вниз

    Ты на зайку оглянись.

    Зайка спрятался  от нас.

    Открывать не надо глаз

    Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остаётся в фиксированном положении

    прячут зайку  за спину, поворачивая

    голову, смотрят через правое плечо,

    затем через  левое.

    Закрывают глаза на несколько секунд

                                                  МУХА

    Громко  муха зажужжала,

    Над слонёнком виться  стала

    Муха, муха полетела

    и на нос слонёнку села

    снова муха полетела

    и на ухо она села

    муха вверх, и муха вниз.

    Ну, слоненок берегись!

    Слоник наш закрыл глаза—

    Улетела егоза!

    Вытягивают вперёд руку и описывают в воздухе указательным пальцем круг, прослеживают движение глазами.

    Дотрагиваются  пальцем до кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца

    Дотрагиваются до уха, прослеживают движение глазами в пределах видимости, голову не поворачивают

    Также до второго уха

    Резко перемещают взгляд вправо-влево

    Вверх-вниз зафиксировав

    взгляд на кончике пальца

    плотно прижимают ладони открытым глазам так чтобы через них не

     проникал свет

                                             УПРАЖНЕНИЯ

    1 дети бегают глазами по нарисованной на листе ватмана спирали

    2 переводят взгляд вверх-вниз вправо-влево

    3 закрывают и открывают глаза

    4 вращение глазами сначала  по часовой стрелке, затем против

    5 дети встают около окна смотрят далеко

    Затем переводят взгляд на одну точку на стекле.

    6 складывают пальцы трубочкой и смотрят в подзорную трубу сначала правым глазом потом левым

                   

                                                     Точечный массаж

    1  начинаем просыпаться

      начинаем заряжаться

    2 нажимаем веселей

    Кровь помчится побыстрей

    3 переходим мы на шею

    Сделаем её длиннее

    4 ушки- ушки как дела

    Ждём, чтоб бодрость к нам пришла

    5 мы нажмём на позвонки

    Чтобы были мы легки

    6 чтобы носик не чихал

    Чтобы насморка не знал

    7 нажимаем лоб по- крепче

    Закаляться будет легче

    8 потрём мы ушки крепче

    Организму будет легче

    9 а затем мы на руках потираем точки

    И чего же здесь скрывать

    С каждым пальцем

    С каждым пальцем

    Мы хотим потанцевать

                              Мимическая гимнастика

    1 нахмурить брови (сердитое лицо)

    2 поднять брови вверх (удивление)

    3 улыбаться

    4 выставить губы вперёд (обида)

    5 выставить нижнюю губу (упрямство)

                                          Общая гимнастика

    1 открыть широко рот без напряжения, закрыть

    2 выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, убрать дальше назад

    3 движение нижнюю челюстью вправо, влево

    4 зубы сомкнуты, губы раздвинуты (улыбка )

    5 зубы сомкнуты, губы трубочкой

    6 зубы сомкнуты, губы трубочкой движение губами вправо, влево

    7 зубы сомкнуты, губами чередовать улыбку-трубочку

    8 покусать нижнюю губу, затем верхнюю губу

       чередовать покусывание нижней и верхней губой

    9 плотно сжать губы—расслабить

    10 надуть обе щёки, затем втянуть обе щёки

        чередовать надувание и втягивание щёк

    11 попеременно надувать и втягивать щёки, не разжимая губ

    12 открыть рот, высунуть язык, втянуть, не закрывая рот

    13 открыть рот, поднять язык вверх опустить вниз

        не помогая губами и нижней челюстью

    14 открыть рот, касаться языком правого и левого уголков губ

       челюсти не подвижны, язык движется, не задевая нижней губы

    15 открыть рот, язык  распластать на нижней губе блинчиком

        (под счёт от3 до 10 неподвижен)

    16 язык чашечкой на верхней губе, нижние зубы видны

    17 чередовать  чашечка-блинчик, губы не подвижны, не напряжены

    18 рот открыть ,губы не напряжены

    язык сузить сделать колышком

    19 пощёлкать язычком

                       Дыхательные упражнения  в парах

    1 шарик надулся

     Положить руки на живот, вдох

    Живот как будто надувается как шарик выдох  ш-ш-ш-ш

    2 пение лягушки

    Повернутся лицом друг к другу

    Положить руки на живот, на выдохе ква-ква-ква

    3 улыбаемся

    Взяться за руки и глядя в глаза друг другу улыбаться

    4 паровозик

    Дети двигаются по кругу с ускорением и замедлением, на выдох произносят

    Чух-чух-чух

    5 вдох и выдох

    Работаем носом по очереди закрываем то левую то правую ноздрю и дышим

    6 самовар

    Дети двигаются по кругу руки на поясе, на выдохе—Бу…

    7 аромат цветка

    Делают вдох на 3 счёта, затем задерживают дыхание и на 3 счёта выдыхают воздух

    8 песок

    Дети сидят по турецки и как будто пересыпают песок из одной руки в другую с-с-с-с

    9 ладошки

    Делать короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать и разжимать кулачки

                       Дыхательные упражнения   со звуками

    К  Дождинки бьют по крыше

    Ш шипит змея свернувшись в бублик

    Г   Горох лущат нам мыши

    З малыш комар звенит беспечно

    Х  хомяк храпит во сне

    Ж так майский жук жужжит конечно

    Ц  разбудим по весне

    Щ варан не спит в пустыне

    П палит на башне пушка

    Р рычит из клетки тигр Марине

    Б  стреляет вверх хлопушка

    Ч подходит паровоз

    Т  крот стукнет молотком

    Л корабль гостей привёз

    Д  два дятла строят дом

    М мычит корова на лугу

    С свистит у норки суслик

    Н звук в нос сказать могу

     

                              Дыхательная  гимнастика

    1  шарик  стоя   ладошки на животе  вдох живот выпячивается вперёд

                           задержка дыхания выдох ---сс-с-с-с-с-  шарик лопнул        

    2 гармошка  стоя   ладошки на рёбрах  полный выдох, глубокий вдох

                           задержка дыхания выдох --- ф-ф-ф-ф-ф-ф

    3 ножик (перочинный) лёжа на спине на выдохе наклон туловища к ногам

                                            Ноги не отрываются от пола     ха-!

    4 человек резиновый   полное расслабление воспитатель поднимает руки,

                             а руки падают бессильно на пол

    5  тигр на выдохе долго рычать, оскалив зубы согнуть пальцы как когти

    6 пёс сердитый   резкий выдох, ртом произнося  р-р-р-р-р наклон и резкие

                 удары руками по спине выдох через нос

    7 одуванчик  вдох через нос- задержка дыхания – выдох   АХ!

    8 машина вращение кистями рук р-р-р-р на выдохе

    9 ветер   выдох на звук У то громче то тихо затем поднимают руки вверх

                         раскачивают как деревья у-у-у

    10  фырканье  резкие вдохи носом выдох самопроизвольный

    11зайчик     стоя руки опущены присесть

                              как зайчик прижать ручки к плечам на выдохе  -- ФР!

    12 прыжки  прыгать на обеих ногах  произносить ХА!

    13 бабочки  дети представляют что на их ладошка лежат бабочки, пушки т.п                    

                              и дуют на них  

    14 посмеёмся  дети смеются как умеют включая в смех все части тела

    15 ай-ай  стоя наклон головы вправо вдох наклон головы влево тоже вдох

                        Выдох должен успевать уходить после каждого вдоха 32 раза

    16 рыбка  на выдохе «Буль-буль-буль»  и легко ударяют себя по коленкам

                Затем поднимают руки вверх хлопают над головой рыбка вынырнула

                            Артикуляционная гимнастика

    1 Ведущий читает стих, а дети на выдохе произносят ПА-ПА-ПА

    -бегемот закройте рот

    па-па-па-па-па

    -вы пугаете народ

    па-па-па-па-па

    честно вам признаюсь

    па-па-па-па-па

    я вам улыбаюсь

    па-па-па-па-па

    2 проговаривают в медленном темпе, а потом быстрее

      «бык тупогуб, тупогубенький бычок»

    «шли сорок мышей нашли сорок грошей

    две мышки по плоше нашли по 2 гроша»

    3 волк— вытянуть губы вперёд

    и произносить звук уууууууууууу

    4 котёнок-  полакаем как котёнок

    5 пузырёк- надувать щёки и резко «разрывать» смычку губ

    6 лошадка  --прищёлкивать языком

    7 закроем и откроем домик –смыкать и размыкать обнажённые зубы

     

                                Упражнения для стоп

    1 повадился журавль                             идут высоко поднимая колени по кругу

     на бабкину конопель

    уж я того журавля изловлю                 перекатываются с пяток на носки,

     сетью крылья обовью                           стоя на месте разводя руки в стороны и

                                                                        скрещивая их перед грудью

    чтоб он больше не летал       поднимаются на носки опускаются на всю ступню

      конопельку не щипал                         делая взмахи руками

    2в роще вырос можжевельник               переступают с ноги на ногу

    и в тени его ветвей

    появился муравейник

    поселился муравей

    он из дома спозаранку        поднимаются на носки опускаются на всю ступню

    выбегает с веником        сводят и разводят пятки

    подметает всю полянку      

    перед муравейником

    замечает все соринки

    начищает все травинки

     а однажды муравьишка

    подметал дорожку

    вдруг упала с ёлки шишка

    отдавила ножку

    3           1-2-3-4-5

    будем ножки укреплять

    на носочки поднялись

    опустились сразу вниз

    выпад сделали вперёд

    попружинили и вот

    мы назад вернулись

    другу улыбнулись

    будем прыгать прыг да скок

    опускайтесь на носок

    4 были бы у ёлочки ножки                   идут на месте не отрывая носков от пола

    побежала бы она по дорожке

    заплясала бы она вместе с нами         перекатываются с носка на пятку

    застучала бы она каблуками               приподнимаются на носки и опускаются на

                                                                    всю ступню

    5 топали да топали

    дотопали до тополя                                   идут на всей ступне

    до тополя до тополи

    да ноги все протопали                              идут на пятках

    зайка серый скачет ловко                         идут поскоками

    в лапке у него морковка

    мы ходили по грибы                                идут на носках

    зайца испугались

    схоронились за дубы

    растеряли все грибы                                  идут с перекатом с пятки на носок

    а потом смеялись                                      стоят на месте поднимаются на носки

    зайца испугались                          и опускаются на всю ступню

    6 посмотрите по дорожке ходят маленькие ножки

    (идут с высоким подниманием колена)

    на головке гребешок кто же это ? петушок

    шёл по берегу петух( идут на носках)

    поскользнулся в речку бух!  ( на внеш. своде стопы)

    будет знать петух что впредь

    надо под ноги смотреть

     (поднимаются на пятки и опускаются)

                            Ритмическая гимнастика

    1 точка – точка, запятая                      рисуют правой рукой в воздухе человека

    вышла рожица смешная

    ручки ножки огурчик

    появился человечек

    2 по роще калиновой                       переступают с ноги на ногу

    по роще малиновой                         подскакивают по кругу руки на поясе

    на именины к щенку

    в шляпе малиновой        выставляют на пятку левую ногу

    шел ёжик резиновый

    с дырочкой в правом боку

    3 на сцене я жизнью живу настоящей         поднимают правую руку вперёд

    мне светит в лицо оживляющий луч                           левую

    а там за кулисами маленький ящик             поднимают правую руку вверх

    в  который меня запирают на ключ                           левую

                                    Упражнения для ритмической гимнастики

    1 качать головой вправо, влево

    2 поднимать и опускать плечи

    3 двигаться, не сгибая ноги в коленях

    4 разворачиваться на 180 градусов

    5 закрыв глаза, кружатся вокруг себя

    6 слегка пружинят ноги, вытягивают ноги в перёд

    7  подскакивают по кругу

    8 наклоняют корпус вправо, влево руки на поясе

    9 боковой галоп по кругу

    10 резко отводят руку правую в сторону, затем левую

    11 скрещивают руки перед грудью

    12 идут приставным шагом вправо, влево

    13поднимают то одну то другую ногу согнутую в колене

    хлопок под коленом

    14бегут с забрасыванием ног назад

    15 с ускорением и замедлением

    16 с приседанием на акцент в музыке

    17 прыгают в разном темпе

    18 импровизируют танец, например

    (чистят овощи режут ножиком трут морковку и т.д)

    19 приседают с разведением рук в стороны

    20поднимаются на носках с хлопками над головой

                                           Массаж

                                                   массаж   пальцев

    Знаем, знаем да-да-да                                поочерёдно массируют каждый палец

    где ты прячешься, вода!

    выходи, водица, мы пришли умыться

    лейся на ладошку

    по-нем-нож-ку

    нет не понемножку

    посмелей

    будем умываться веселей                     энергично растирают ладони и кисти рук

                                                          Массаж   стоп

    Баю-баю-баиньки                                           потирают стопу

    купим сыну валенки

    наденем на ноженьки

    пустим по дороженьке                                     разминаем пальцы ног

    будет ваш сынок ходить

    новы валенки носить                                    поглаживают стопу

                    Массаж   лица

    Сел на ветку воробей                               обеими ладонями проводят от бровей  

    и качается на ней                                                до подбородка и обратно вверх

    1-2-3-4-5             массируем височные впадины большими

    неохота улетать                                        пальцами (вращать)

     

                                                        Умывалочка

    надо- надо нам помыться                 хлопают в ладони

     где тут чистая водица?        показывают ладони, вертят их

    кран откроем ш-ш-ш-ш        «открывают кран»

    ручки моем  ш-ш-ш-ш        растирают ладони друг о друга

    щёчки шейку мы потрём        поглаживают щёки и шею

    и водичкой обольём        поглаживают лицо от лба к подбородку

                                               Массаж    рук

    Дерево

    Если был бы я деревом                                     сжимают пальцы в кулаки

    мои руки покрылись бы почками

    каждую весну мои почки бы раскрывались      прижимают кулаки друг у другу

    внутри каждой готовилась бы еда

    а осенью когда холодает        смыкают подушечки пальцев рук

    они стали красными и золотыми        немного округляют ладони

    а потом падали бы танцуя на ветру,        разводят ладони в стороны

    потому что это листья        сильно трут ладони друг о друга

    АЙ ТАРИ-ТАРИ-ТАРИ

    Ай тари-тари-тари                         растирают ладони от медленного темпа до

    куплю Маше янтари        быстрого

    останутся деньги

    куплю Маше серьги

    останутся пятаки

    куплю Маше башмаки

    останутся грошки

    куплю Маше ложки        разогретыми руками греют горло

    останутся полушки

    куплю Машеподушки

                                                 Массаж    носа

    От крылечка до калитки                             трут указательные пальцы

    три часа ползли улитки                                       массируют ноздри сверху вниз

    три часа ползли подружки                                     и снизу вверх   10-20 раз

    на себе таща избушки

                  Массаж      спины

    СВИНКИ

    Как на пишущей машинке                дети встают паровозиком и похлопывают две хорошенькие свинки                    ладонями по спине впереди стоящего

    всё постукивают         ребёнка    на повторение потешки

    всё похрюкивают        поворачиваются на 180 градусов

    туки-туки-туки-тук!        и поколачивают кулачками

    хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!        затем постукивают пальчиками и                          

            поглаживают ладошками

    БАРАБАН

    БАМ!   БАМ!  Что за гам?                                 поколачивают кулачками

    так шуметь не стыдно вам

    Дядя барабан, мы так стучали                            похлопывают ладонями

    что перебудили целый свет

    где-то  5 копеек потеряли                                    постукивают пальчиками

    не купить теперь конфет

    БАМ!  БАМ! Стыд и срам!                 поглаживают ладошками

    я конфет сам вам дам

                      Массаж   ушей

    чтобы уши не болели                            пальцами мягко разминают ушную

    разомнём мы их скорее                раковину

    вот сгибаем отпускаем                              пальцами    сгибают ухо и отпускают его

    и опять всё повторяем        

    козелок мы разомнём                           большим и указательным пальцами

    по уху пальчиком ведём                             растирают козелок

    и ладошкой прижимаем        проводят указательным пальцем

    сильно- сильно растираем                       по краю ушной раковины

    МУХА

    муха-горюха села на ухо                            загибают вперёд ушные раковины

    сидела сидела никуда не летела                       прижимают         отпускают

    жужжала жужжала ухо чесала                         большим и указательным пальцами

    песню пела за-а за-а за-за                                  тянут вниз мочки 4 раза

    и по уху проползла                                             козелок  сдавливают поворачивают во все     сидела посидела                                          стороны

     дальше полетела                                                    массируют ушную раковину

                Массаж  шеи

    ЛУК

    зеленеет лук в воде                      левой рукой потирают шею с права

    пузырьки на бороде        правой рукой с лева

    каждый этот пузырёчек        большим и указательным пальцами

    очень бороду щекочет        оттягивают кожу на шее 16 раз

    если так щекотать

    всяк захочет хохотать        массируют шею вверх вниз   ладошкой

    лук трясёт бородой

    навостряет стрелки

    скоро буду молодой

    лежать на тарелке

               Массаж  глаз

    ЛУК

    сняли тоненький сюртук        потирают средние пальцы(разогревают)

    сняли рыжую рубашку        мягко проводят по закрытым глазам от носа

    сняли жёлтую рубашку

    а стянув ещё рубашку

    все заплакали вокруг                              круговые вращения зрачками в разные                                                              

    вот как мы вчера на кухне        стороны

     раздевали сладкий лук

              Массаж   головы

    тут и мыло подскочило                           круговой массаж черепа

     и вцепилось в волоса                            правая ладонь на лбу левая на затылке

     и юлило и мылило        правая ладонь поглаживает правый висок

    и кусало как оса        левая левый

    а от бешеной мочалки

    я помчался как от палки

    а она за мною мчится

     и кусает как волчица

                                           Динамические  паузы

               Движения выполняются в соответствии с текстом

    Звери делают зарядку -  кто вприскочку, кто вприсядку

    кто-то плечи поднимает,  кто-то плечи опускает

    сделаем руками взмах

    вправо мах и влево мах

    полуприсед, присед, наклон

    всем спортсменам шлём поклон

                                              ****

    мы весёлые мартышки мы играем громко слишком

    мы в ладоши хлопаем     мы ногами топаем

    надуваем щёчки   скачем на носочках

    и друг другу даже язычки покажем

    дружно прыгнем к потолку

    пальчик поднесём к виску

    оттопырим ушки, хвостик на макушке

    шире рот откроем

    гримасы всем состроим

    как скажу я цифру 3 все с гримасами замри!

    1,2,3!

                                                       ****

    осторожно словно кошка до дивана от окошка

    на носочках я пройдусь,   лягу и в кольцо свернусь

    а теперь пора проснуться, распрямиться, потянуться

    я легко с дивана спрыгну,  спинку я дугою выгну

    а теперь крадусь как кошка

    спинку я прогну немножко

    я из блюдца молочко полакаю язычком

    лапкой грудку и животик

    я помою словно котик

     и опять свернусь колечком

    словно кот у тёплой печки

                                                           ****

    руки подняли и помахали

    это деревья в лесу

    локти согнули кисти встряхнули

    ветер сбивает росу

    плавно руками помашем

    это к нам птицы летят

    как они сядут, покажем

    крылья сложили назад

                 Пластическая гимнастика с элементами корригирующей

    1 «ЗМЕЙКА»  лежа на животе руки вверху  голова лбом касается пола

    потянуться руками вверх вдох

    расслабиться –выдох

    вот она семейка

    змей, змея  и змейка

    2 «РЫБКА»  лежа на животе руки вверху  голова лбом касается пола

    приподнять голову, руки, плечи и ноги слегка над полом

    держать 4-6 счётов дыхание произвольное

    плавает рыбка в чистой водице

    рыбка поедет в гости к сестрице

    3 «ЛОДОЧКА» лежа на животе руки вверху  голова лбом касается пола

    пальцы сцеплены

    приподнять голову, руки, плечи и ноги слегка над полом

    держать 4-6 счётов дыхание произвольное

    мы на лодочке катались

    мы на лодочке качались

    4 «ГОРКА» лёжа на спине, руки за головой, ноги согнуты, стопы на полу

    опираясь на стопы и плечи поднять над полом спину и таз-выдох

    и.п- вдох

    вот гора впереди

    гору надо обойти

    5 «ДЕРЕВЦЕ» стойка на коленях, руки внизу

    наклон назад с прямым туловищем

    деревце печальное

    на ветру качается

    6 «КЛУБОЧЕК» лёжа на спине, руки вдоль туловища

    прижать колени к животу и обхватить руками

    вернуться-повторить 4-6 раз

    рыбки весело резвятся

    в чистой тёпленькой воде

    то сожмутся, разожмутся

    то зароются в песке

    7 «РЫБКА ВЫНЫРНУЛА» лежа на животе руки согнуты в локтях

    поднять верхнюю часть туловища, выпрямляя руки, опустить

    рыбка покажи головку из воды!

    Нет, и по воде бегут круги!

    8 «ДУБЫ» приседают руки за голову, встают руки вверх

    поворачиваются вправо-влево, наклон вправо-влево, вперёд

    на горе растут дубы

    под горой растут грибы

                                    Релаксация( расслабление)

    1  дети ложатся на ковёр, закрывают глаза и слушают слова

    пау-пау-паучок

    паутиновый жучок

    семь ночей не спал

    сон про лето ткал

    сон про солнышко- колоколнышко,

    и про дождь грибной

    и про нас с тобой

    2 расслабляются под звучание какой нибудь мелодии

    3 встают:

    Тихо-тихо мой бубенчик позвени, позвени

    никого-никого- мой бубенчик не буди не буди

    громко-громко, мой бубенчик позвени, позвени

    всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди

    дети встали, потянулись и зайчишке улыбнулись

    с зайкой попрощались в группу отправлялись

    4  Я НА СОЛНЫШКЕ ЛЕЖУ

    но на солнце не гляжу

    глазки закрываем

    глазки отдыхают

    солнце гладит наши лица

    пусть нам сон хороший снится

    вдруг мы слышим бом- бом- бом!

    прогуляться вышел гром

    гремит гром как барабан

    5 РЕСНИЧКИ ОПУСКАЮТСЯ

    ГЛАЗКИ ЗАКРЫВАЮТСЯ

    мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем

    дышится легко, ровно, глубоко

    наши ручки отдыхают

    ножки тоже отдыхают

    шея не напряжена и расслаблена

    губы чуть приоткрываются

    всё чудесно расслабляется

    дышится легко, ровно, глубоко

    хорошо нам отдыхать

    но пора уже вставать

    крепче кулачки сжимаем

    их повыше поднимаем, потянулись, улыбнулись!!!

                                                   Дыхательная гимнастика

    1. «ЧАСИКИ»

    Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.

    Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».

    Повторить 10—12 раз.

    2. «ТРУБАЧ»

    Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх.

     Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф».

     Повторить 4—5 раз.

    3. «ПЕТУХ»

    Встать прямо, ноги врозь, руки опустить.

    Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам

     Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5—6 раз.

    4. «КАША КИПИТ» Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди.

     Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох.

     Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

    5. «ПАРОВОЗИК» Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 секунд.

    6. «НА ТУРНИКЕ» Стоя, ноги вместе,

     гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой.

     Поднять палку вверх, подняться на носки—вдох,

     палку опустить назад на лопатки—длинный выдох.

     Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

    7. «ШАГОМ МАРШ!» Стоя, гимнастическая палка в руках.

     Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага—вдох, на 6—8 шагов — выдох.

    Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.

    8. «НАСОС»

    Встать прямо, ноги вместе, руки опущены.

    Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох,

     руки скользят вдоль туловища,

     при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с».

    Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.

    9. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч,

     одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.

    Вдох носом, затем поменять положение рук

     и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».

    Повторить 5—6 раз.

    10. «ЛЕТЯТ МЯЧИ» Стоя, руки с мячом подняты вверх.

    Бросить мяч от груди вперед.

    Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5—6 раз.

    11. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»

    Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох, опустить руки-вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4—5 раз.

    12. «ЛЫЖНИК»

    Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут.

     На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

    13. «МАЯТНИК»

    Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной

    на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны.

     При наклоне—выдох, произносить «т-у-у-у-х-х».

    Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.

    14. «ГУСИ ЛЕТЯТ» Медленная ходьба в течение 1—2 минут.

     Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох,

     произносить «г-у-у у-у».

    15. «СЕМАФОР»

    Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны—вдох,

    медленно опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с».

     Повторить 3—4 раза.

    Морские приключения

    Начните игру с таких слов:

    «Тот, кто бывал на море, конечно же, видел такую картину...»

     

    Волны

    Согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

    Ходят волны на просторе,

    Вы узнали? Это — море.

     

    Чайки

    Скрестите руки на уровне запястий и прижмите их друг к другу.

    Ладони расслабьте опустите, затем несколько раз взмахните ладонями, как крыльями.

    Чайка над волной взмывает,

    Чайка чайку догоняет.

     

    Пароход

    Поставьте слегка скругленные ладони на ребра.

     Прижмите их к поверхности стола.

    Кончик указательных, средних и безымянных пальцев соедините.

    Большие пальцы поднимите — это труба парохода.

    Посмотрите, пароход

    По волнам плывет вперед.

     

    Бинокль

    Сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля,

    и поднесите «бинокль» к глазам,

    Большие пальцы находятся снизу,

    кончики остальных пальцев прижаты к ним.

     

    Подзорная труба

    Еще раз сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры».

     Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним.

     Теперь один кулачок приставьте к другому так,

     чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу.

    Второй глаз должен быть закрыт!

    Встал на мостик капитан,

    Смотрит здесь, смотрит там.

    То в бинокль, то в трубу —

    Влево, вправо, за корму.

     

    Пальмы

    Поднимите кисти рук вверх, пальцы раздвиньте веером — это «листья».

     Соедините предплечья обеих рук — получится ствол пальмы.

     

    Смотрит, смотрит капитан.

    Что это там?

    Там на берегу деревья.

    Деревья необычные.

     К южному солнцу привычные.

                                         (Пальмы)

     

    Кит

    Скажите ребенку: «Ой, а это кто такой большой-большой плывет по волнам?»

    Вытяните руки вперед, переплетите пальцы.

    Руки слегка округлите, изображая овальное тело кита.

    Через море-океан

    Плывет чудо-великан,

    Фонтаны пускает.

    Кто его узнает?      (Кит)

     

    Дельфин

    Запястья прижмите к телу, ладони округлите, кончики пальцев соедините.

    А рядом вижу чьи-то спины:

    Плывут в волнах ко мне... дельфины.

    Кораллы

    Согните перед собой руки в локтях. Пальцы раздвиньте веером.

    А под водой подводные замки стоят.

     Это — кораллы. Вы их узнали?        

                                                   Гимнастика для глаз

    Вращение. Закройте глаза и повращайте по кругу глазными яблоками влево — вверх,

     вправо — вниз. И обратно. 4 раза в одном направлении, 4 — в другом.

     Старайтесь не жмуриться.

    Вверх и вниз. Снова закройте глаза и посмотрите вверх, затем вниз. 8 раз.

    Моргание. Смотрите прямо перед собой. 30 секунд быстро моргайте.

     30 секунд неподвижно смотрите перед собой. Повторите 3 раза.

    Цифра V. Медленно следуйте взглядом по цифре V,

    мысленно нарисованной на вашем лице в зеркале. Повторите 7–8 раз.

    Близь — даль. Подойдите к окну. Встаньте на расстоянии 20–30 см от стекла. Нарисуйте на нем точку фломастером и смотрите 3–4 секунды на точку, а затем переведите взгляд на какой-нибудь дальний предмет за окном (лист на дереве, антенну на соседнем доме) и задержите сфокусированный взгляд на 7–8 секунд. Затем снова на точку. И так 3–4 раза.

    Расслабление. Просто закройте глаза и постарайтесь расслабиться.

    Следите за тем, чтобы ребенок, играя, рисуя, читая, то есть тогда, когда идет большая нагрузка на мышцы глаз, отвечающие за зрение вблизи, каждые полчаса делал перерыв, подходил к окну и смотрел вдаль. Обращайте на это внимание и на прогулке, просите ребенка разглядеть в подробностях предметы, находящиеся на большом расстоянии.

     

                                Комплекс упражнений для улучшения зрения

    Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

    Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

    Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

    Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

    Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

    Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".

    Частое моргание глазами.

    Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

    Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.

     Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения

    (исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз):

    Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.

    Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.

    Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

    Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

    Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

    Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут работы за компьютером. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.

     Снять усталость глаз помогут следующие упражнения:

    Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз.

    Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.

    Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз.

    Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.

    Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз.

    Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.

    Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом - в обратном порядке.

                                             Гимнастика для усталых глаз

    Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы.

     Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.

    Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями - от носа к вискам.

    Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.

    Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см.

     от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.

    Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните.

     Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

                                             Внимательные пальчики

    Решили пальчики посоревноваться, кто из них самый внимательный,

    самый старательный и никогда не ошибается.

    И придумали они для этого такие игры.

    Раз-два

    Положите на стол обе ладони тыльной стороной кверху.

     На счет «раз-два» обе ладони одновременно то сжимайте в кулаки, то разжимайте.

    Положите на стол ладонь правой руки и кулак левой.

    На счет «раз-два» совершайте кистями рук движения в противоположные стороны,

     то, сжимая их в кулак, то разжимая. Постепенно темп должен нарастать.

     

    Кулак-ладонь-ребро

    Покажите ребенку положение,

     которое должны занимать руки по команде:

    «кулак» — кулак лежит на столе;

    «ладонь»;— ладонь лежит на столе тыльной стороной вверх;

    «ребро» — ладонь стоит ребром на столе.

    Сначала играйте одной рукой:

    «команды в прямом порядке:

    «Кулак, ладонь, ребро, кулак, ладонь, ребро...»

     команды вразнобой, например:

     «Кулак, ребро, ладонь, ребро, кулак, ладонь...»

    Более сложный вариант —

    игра обеими руками (руки должны двигаться синхронно).

    Молоток - рубанок - пила

    Замените команды «Кулак—ладонь—ребро»

     на «Молоток—рубанок—пила», движения рук такие же.

    Вилки-ложки-ножи

    Попросите ребенка помочь вам на кухне:

    разобрать столовые приборы и положить каждый предмет на свое место.

    Скажите:

    Вилки, ложки и ножи

    За столом всегда нужны.

    «Вилки» — кисти рук вытянуты, пальцы раздвинуты,

     ладони — тыльной стороной кверху;

    «ложки» — ладони повернуты тыльной стороной вниз и скруглены;

    «ножи»— поставьте ладони ребром на стол и совершайте режущие движения в направлении к себе и от себя (руки двигаются в противофазе).

    Правила такие же, как в игре «Кулак—ладонь—ребро»,

    Лыжи, санки и коньки

    Зимой знакомую игру «Кулак—ладонь—ребро»

    для двух рук можно провести иначе. Скажите:

    Лыжи, санки и коньки

    Мчатся наперегонки.

    Объясните значение команд:

    «санки» — обе ладони положите на стол вплотную друг к другу,

    совершайте синхронные движения вперед-назад;

    «лыжи» — обе ладони скользят вперед-назад по столу в противофазе;

    «коньки» — скользите ребрами ладоней вперед-назад по столу в противофазе.

    Рыбки, водоросли, камни

    Это летний вариант игры.

    Скажите ребенку, что летом:

    Рыбки плавают в пруду —

    Не поймаешь ни одну,

    потому что рыбки очень осторожны и все время прячутся среди водорослей и камней. И сейчас рыбки поиграют с нами в прятки.

    Объясните значение команд:

    «рыбки» — упражнение «Рыбка»;

    «камни» — руки сожмите в кулаки и положите на стол;

    «водоросли» — пальчиковые упражнения «Водоросли».

    Учимся показывать числа

    Но не все же играть

    Захотели пальчики учиться.

    Решили числа изучать.

    Сначала стали друг друга считать:

    — Это «один»

    (покажите ребенку указательный палец),

    а это «два»

    (покажите указательный и средний пальцы).Теперь сам покажи «три» и «четыре».

    А вместе дружные пальчики могут показать число «пять» — целую ладошку (можете рассказать ребенку, что название числа «пять» про­изошло от старинного слова «пясть», которое обозначало часть кисти руки).

    Ну, а если другая рука нам поможет, появятся числа «шесть»> «семь», «восемь», «девять» и даже «Десять» (называя число, показывайте его на пальцах).

    Веселые числа

    А теперь слушайте, дружные пальчики,

    эти вопросы и показывайте на них ответы

    (правильные ответы — в скобках).

    Сколько у человека носов? (!)

    Сколько у человека ног? (2)

    Сколько на ладошке пальцев? (5)Сколько тебе лет?

    Сколько лет тебе было в прошлом году?

    Сколько лет тебе будет на следующий год?

    Сколько у зайца ушей? (2)

    Сколько у собаки глаз? (2)

    Сколько у кошки ног? (4)

    Сколько у птицы крыльев? (2)

    Сколько лапок у жука? (6)

    Сколько ног у осьминога? (8)

    Сколько в комнате окон?

    Сколько в комнате шкафов?

    Сколько в комнате стульев?

    Сколько в комнате столов?

    Сколько чашек на столе?

    Кто живет у нас в квартире?

    Прочитайте малышу четверостишие Г. Сапгира:

    1,2,3,4,

    Кто живет у нас в квартире?

    1, 2, 3,4,5-

    Всех могу пересчитать!

    Попросите ребенка назвать всех членов своей семьи.

     Перечисляя их, малыш должен одновременно загибать пальчики на руке.

     

                                                         Стишки - считалки

    Попросите ребенка внимательно слушать стишки-

    считалки и правильно загибать пальчики:

    Один, два, три у четыре!

    Кошку грамоте учили —

    Не считать, не писать,

    А за мышками скакать.

    Раз, два, три, четыре, пять —

    Надо дырки посчитать.

    Если в сыре много дыр,

    Значит, вкусным будет сыр.

    Кот сибирский, кот лохматый

    Учит деточек считать,

    Ну-ка, детки, по команде:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Шесть, сеть, восемь, девять, десять.

    Надо, надо, надо спать и не надо куролесить.

    Кто не спит, Тот выйдет вон!

    Кто уснул, Увидит сон                                            

     

    Покажи число

    Если вашему ребенку уже исполнилось 5 лет, можно поиграть в такую игру. Назовите любое число от одного до десяти и попросите ребенка показать его с помощью пальчиков.

                    К.С. Бабина

                                     Комплекс утренней гимнастики

                        «Птички»

    1птички машут крыльями

    Поднять руки в стороны помахать и опустить

    2птички клюют зёрна

    Присесть постучать пальчиками по коленкам

    Клю-клю-клю

           «где же наши руки»

    1покажите руки

    Поднять руки перед собой опустить

    2спрячьте руки

    Отвести руки назад где ручки?

    «большие и маленькие»

    1какие мы стали большие

      руки поднять вверх опустить

    2какие мы были маленькие

    Присесть положить  руки на колени встать

                    «пузырь»

    1надуем пузырь

    Развести руки в стороныопустить

    2пузырь лопнул

    Присесть  погладить колени,встать

                        «барабан»

    1 большой барабан

     поднять руки в стороны   и опустить

    2 поиграем на барабане

    Присесть постучать пальчиками по коленкам  

                           

                   «деревья»

    1шелестят листочки

    Поднять руки вверх помахать ими

     сказать   ш -ш-ш-ш-ш-ш-

    2деревья качаются

    Слегка наклонится влево,вправо

    Сказать   ш -ш-ш-ш-ш-ш-

    3кусты

    Присесть положить  руки на колени, встать

                         «прятки»

    1покажите руки

    Сидя на стульях вытянуть руки

    Вперёд,показать ладони и опустить

    2спрячьте голову

      сидя на стульях,наклониться вперёд,опустить    

    Голову   выпрямится

    3приседание

    Присесть спрятаться за стул встать

               «покажите руки»

    1покажите руки

       поднять руки перед собой

       ладони к верху  опустить

    2руки на колени

      наклониться вперёд,руки положить на  

      колени,выпрямиться

    3спрячьте руки

    Присесть руки на колени встать  

                                                   

                       «часы»

    1часы идут

      раскачивание рук вперёд-назад

    2проверим часы

      наклониться вперёд постучать по коленкам

       выпрямиться

    3часы звенят

     присесть постучать пальчиками по  

      коленкам динь-динь

                   «с погремушками»

    1потряси погремушку

    Погреми, руки вверх,потрясти

    2постучи погремушкой

    Нагнутся постучать погремушкой по коленкам

    3положи погремушку

     присесть, положить погремушку, встать

                       «птички»

    1птички машут крыльями

    Поднять руки в стороны помахать и опустить

    2птичьи пьют воду

    Наклонится вперёд руки отвести назад

    Выпрямится

    3птички клюют зёрна

    Присесть постучать пальчиками по коленкам

    Клю-клю-клю

               «с флажком»

    1покажите флажок

    Поднять флажок вверх помахать им

      посмотреть опустить вниз

    2постучите флажком

    Нагнутся постучать  палочкой  по коленкам

    3положи флажок

    Присесть положить флажок выпрямится

    Присесть взять флажок встать

                 

                «барабан»

    1большой барабан

    Поднять руки в стороны    и опустить

    2поиграем на барабане

    Присесть постучать пальчиками по коленкам

    Бум-бум-бум

    3постучи ногами

      постучать  ногами по полу сказать тук-тук

                                   « поезд»

    1поезд

    Выпрямить руки вперёд  

    Согнуть в локтях произнести чу-чу

    2починим колёса

    Нагнутся постучать    по коленкам

    3проверим колеса

    Присесть  положить руки на колени

               «с погремушкой»

    1посмотрим на погремушку

       руки вверх,   посмотри на погремушку

    2постучи погремушкой

    Нагнутся постучать    по коленкам

    Тук-тук-тук

    3положи погремушку

    Присесть, положить погремушку

     встать присесть взять погремушку  встать

                           «бабочки»

    1бабочки летают

    Поднять руки в стороны помахать и опустить  

    2бабочки пьют

     наклонится, вперёд руки отвести назад

    Выпрямится

    3бабочки сели

    Присесть, руки на колени встать

                        « курочки»

    1 курочки машут крыльями

    Поднять руки в стороны помахать и опустить

    2 курочки пьют воду

     наклонится вперёд руки отвести назад

    Выпрямится

    3курочки клюют зёрна

    Нагнутся постучать    по коленкам

     клю-клю-клю

     Физминутки

    1. Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп

    хлопки над головой

    Мы топаем ногами, топ, топ

    высоко поднимаем колени

    Качаем головой

    головой вперед назад подвигать

    Мы руки поднимаем, мы руки опускаем

    руки поднять, опустить

    Мы низко приседаем и прямо мы встаем

    присесть и подпрыгнуть

    Руки вниз, на бочок.

    Разжимаем- в кулачок

    Руки вверх и в кулачок

    Разжимаем на бочок

    На носочки поднимайся

    Приседай и выпрямляйся

    Ноги вместе. ноги врозь

    2. Раз, два - выше голова

    Три, четыре - руки, ноги шире

    Пять, шесть - тихо сесть.

    3. Раз - руки вверх махнули

    И при том вздохнули

    Два - три нагнулись. пол достали

    А четыре - прямо встали и сначала повторяем.

    Воздух сильно мы вдыхаем

    При наклонах выдох дружный

    Но колени гнуть не нужно.

    Чтобы руки не устали,

    Мы на пояс их поставим.

    Прыгаем как мячики

    Девочки и мальчики

    4. На горе стоит лесок

    круговые движения руками

    Он не низок не высок

    сесть, встать, руки вверх

    Удивительная птица подает нам голосок

    глаза и руки вверх, потянуться

    По тропинке два туриста

    Шли домой из далека

    ходьба на месте

    Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока"

    плечи поднять

    5. Открывай скорее книжку!

    В книжке мошка, мышка, мишка,

    В книжке мячик круглый бок:

    вверх-вниз, прыг=скок.

    В книжке зонт, открой и пой,

    Лупит дождь, а ты сухой!

    Киска в книжке близко-близко.

    На цветной картинке киску

    Долго глажу я рукой-

    Ведь у киски мех такой!

    6. Руки вверх поднимем - раз

    Выше носа, выше глаз.

    Прямо руки вверх держать

    Не качаться. не дрожать.

    Три - опустили руки вниз,

    Стой на месте не вертись.

    Вверх раз, два, три, четыре, вниз!

    Повторяем, не ленись!

    Будем делать повороты

    Выполняйте все с охотой.

    Раз - налево поворот,

    Два - теперь наоборот.

    Так, ничуть, не торопясь,

    Повторяем 8 раз.

    Руки на поясе, ноги шире!

    7. Раз - подняться, подтянуться

    Два - согнуться, разогнуться

    Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

    На четыре - ноги шире.

    Пять - руками помахать

    Шесть - за стол тихонько сесть.

    8. Пять веселых домовых

    Праздничною ночью

    Разгулялись чересчур.

    Вста на цыпочки

    Один закружился в вальсе

    А второй споткнулся и нос расквасил.

    Третий прыгал до небес

    С неба звезды цапал.

    А четвертый топал как Мишка косолапый

    Пятый пел до хрипоты

    Песенку за песенкой.

    Этой ночью домовым очень было весело.

    9. Вечер зимний в небе синем

    встать из-за стола

    Звезды синие зажег

    встать на носки, потянуться

    Ветви сыплют синий иней

    потряхивая руками, потихоньку сесть

    На приснеженный снежок

    10. От зеленого причала оттолкнулся пароход

    встать

    Он шагнул назад вперед

    шаг назад

    А потом шагнул вперед

    шаг вперед

    И поплыл, поплыл по речке

    движения руками

    Набирая полный ход

    ходьба на месте

    Ножки - ножки,

    Куда бежите?

    В лесок по мошок -

    Избу мшить,

    Чтоб не холодно жить.

    Ножки - ножки,

    Куда бежите?

    В лесок, во борок,

    Грибы - ягоды собирать,

    Да (имя) угощать.

    Потягушеньки - порастушеньки,

    Поперек толстушеньки,

    А в ножках - ходунешьки,

    А в ручках - хватушечки,

    А в роток - говорок,

    А в голову - разумок.

    Заинька, попляши,

    Серенький попляши.

    Кружком, бочком повернись!

    покружиться

    Заинька, топни ножкой,

    Серенький, топни ножкой!

    топнуть ногой

    Кружком, бочком повернись!

    покружиться

    Заинька, бей в ладоши!

    Серенький, бей в ладоши!

    похлопать в ладоши

    Кружком, бочком повернись.

    Мы на карусели сели,

    Завертелись карусели.

    ходить по кругу

    Мы на карусели сели,

    Завертелись карусели.

    Вверх летели

    потянулись вверх

    Вниз летели

    присели на корточки

    Вверх летели, вниз летели

    А теперь с тобой вдвоем

    Мы на лодочке плывем.

    Ветер по морю гуляет,

    Нашу лодочку качает.

    Зайцы.

    Скачут, скачут во лесочке

    Зайцы – серые клубочки

    Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

    Прыг – скок, прыг – скок –

    Встал зайчонок на пенек

    Прыжки вперед – назад

    Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

    Раз! Шагают все на месте.

    Два! Руками машут вместе.

    Три! Присели, дружно встали.

    Все за ушком почесали.

    На четыре потянулись.

    Пять! Прогнулись и нагнулись.

    Шесть! Все встали снова в ряд,

    Зашагали как отряд.

    Липы.

    Вот полянка, а вокруг

    Липы выстроились в круг

    Широким жестом развести руки в стороны.

    Липы кронами шумят,

    Ветры в их листве гудят

    Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

    Вниз верхушки пригибают

    И качают их, качают

    Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.

    Чок – чок, каблучок!

    Потопать ногами.

    В танце кружится сверчок.

    Покружиться.

    А кузнечик без ошибки

    Исполняет вальс на скрипке.

    Движения руками, как при игре на скрипке.

    Крылья бабочки мелькают –

    Движения руками, как крыльями.

    С муравьем она порхает.

    Покружиться парами.

    Под веселый гопачок

    Лихо пляшет паучок.

    Танцевальные движения, как в гопаке.

    Звонко хлопают ладошки!

    Похлопать в ладоши.

    Всё! Устали ножки!

    Разминка.

    Все движения разминки повторяем без запинки!

    Эй! Попрыгали на месте.

    Эх! Руками машем вместе.

    Эхе - хе! Прогнули спинки,

    Посмотрели на ботинки.

    Эге – ге! Нагнулись ниже

    Наклонились к полу ближе.

    Повертись на месте ловко.

    В этом нам нужна сноровка.

    Что, понравилось, дружок?

    Завтра будет вновь урок!

    Облако.

    Беленькое облако

    Округленные руки перед собой

    Поднялось над крышей

    Поднять руки над головой

    Устремилось облако

    Выше, выше, выше

    Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над  головой из стороны в сторону

    Ветер это облако

    Зацепил за кручу.

    Превратилось облако в грозовую тучу

    Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

    Индюк.

    Ходит по двору индюк

    Шаги на месте

    Среди уток и подруг.

    Вдруг увидел он грача

    Остановиться, удивленно посмотреть вниз

    Рассердился сгоряча.

    Сгоряча затопал

    Потопать ногами

    Крыльями захлопал

    Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам

    Весь раздулся, словно шар

    Руки на поясе

    Или медный самовар

    Сцепить округленные руки перед грудью

    Затряс бородою

    Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как  индюк

    Понесся стрелою.

    Бег на месте

    Звериная зарядка.

    Раз - присядка,

    Два - прыжок.

    Это заячья зарядка.

    А лисята как проснуться

    кулачками потереть глаза

    Любят долго потянуться

    потянуться

    Обязательно зевнуть

    зевнуть, прикрывая рот ладошкой

    Ну и хвостиком вильнуть

    движение бедрами в стороны

    А волчата спинку выгнуть

    прогнуться в спине вперед

    И легонечко подпрыгнуть

    легкий прыжок вверх

    Ну, а мишка косолапый

    руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса

    Широко расставив лапы

    ноги на ширине плеч

    То одну, то обе вместе

    переступание а ноги на ногу

    Долго топчется на месте

    раскачивание туловища в стороны

    А кому зарядки мало -

    Начинает все сначала!

    развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    учебно-методический материал «Бисероплетение в детском саду»

    В детском саду  можно вести кружок по бисероплетению с детьми подготовительной группы. Дети 6-7 лет способны выполнять несложные украшения, цветы, панно, состоящие из нескольких предметов и др. И...

    Учебно - методический материал, викторина " А.П.Чехов "

    Викторина подводит итог  педагогической работы к 150 - летию со дня рождения А.П.Чехова. Задачи : воспитывать любовь к малой Родине,чувство  уважения и гордости за наших великих земляк...

    Учебно методический материал(Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом и семьей)

    Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нр...

    Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

    ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

    Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".

    Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....