Адаптация к условиям ДОУ (консультация для родителей)
консультация (младшая группа) на тему

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть... Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_usloviyam_dou.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация к условиям ДОУ

(консультация для родителей)

В жизни практически каждой семьи на определенном этапе возникает необходимость принятия важного решения – отдавать ребенка в детский сад или искать иные возможности его развития, иные условия обучения и воспитания.

Решение начать водить ребенка в детский сад принимается взрослыми в силу разных причин. И уже приняв решение, мамы, да, и папы тревожатся за своего малыша, волнуются, насколько хорошо будет ему в новом доме без них, не будут ли обижать его сверстники, взрослые. Много разных вопросов терзает родителей, решивших разделить сложнейшие задачи воспитания и обучения своего малыша с дошкольным учреждением. Как пережить разлуку на целый день? А вдруг он все время плачет? Может, лучше было бы отдать малыша в садик, когда он станет постарше? И т.д.

Вхождение в детсадовскую жизнь - очень трудный, эмоционально напряженный этап для всех: и родителей, и педагогов, и, в первую очередь, для самих малышей. И будь ребенку 3, 4 года или 5 лет – привыкание к совсем новой жизни – ведь целый день не дома, не с мамой или папой – серьезная задача для любого.

Для того, чтобы Ваш ребенок быстрее адаптировался к детскому саду и изменившимся условиям, следует начать готовить малыша задолго до его прихода в свою группу.

На подготовительном этапе, во-первых, следует готовить малыша к общению с другими детьми и взрослыми. Для этого стоит посещать детские площадки и парки, ходить на праздники, приглашать в гости сверстников ребенка и т.п. Важно наблюдать за поведением малыша, даже иногда в ущерб общению с другими родителями. Если ребенок тянется к общению с детишками, но нерешителен или ему не удается найти общий язык с другими, если дерется или уединяется, следует помочь ему советом или предложить действовать с ним вместе. Родители должны показать, как можно действовать в непростых для него ситуациях: «Давай, познакомимся с этой девочкой. Скажи, как тебя зовут, и спроси, как ее зовут» или «Давай машинку дадим поиграть этому мальчику, а сами построим для нее гараж» и т.п.

Во-вторых, маме нужно постараться находиться рядом с ребенком меньше, чем обычно, постепенно увеличивать расстояние на прогулках между собой и малышом, на большее время оставлять его играющим в комнате, «вспомнив» о делах на кухне и т.д. Этому можно посвятить летние месяцы.

В-третьих, следует очень аккуратно и внимательно давать обещания ребенку – не стоит обещать то, что сложно сделать или не входит в планы взрослых. Доверие – очень важная и ценная характеристика отношений между взрослыми и детьми. Уверенность малыша в том, что ожидаемое произойдет, поможет переносить в первое время пребывания в садике, разлуку с близкими: «Ведь мама обещала, значит так и будет».

В-четвертых, необходимо рассказать ребенку о садике, о причинах, по которым он станет туда ходить. Пусть малыш поймет, что родители горды им и считают его достаточно большим, чтобы, как многие дети, он мог ходить в детский сад, что у детей, как у взрослых, есть своя «работа». Можно рассказать о том, как там бывает интересно, сколько друзей у него появится, чем они будут заниматься вместе в детском садике. Эта рекомендация имеет оборотную сторону – не стоит в этом слишком усердствовать и каждый день напоминать малышу об ожидающих его переменах, чтобы не сделать из предстоящего события проблему.

Также для благополучной адаптации ребенка к условиям детского сада не следует забывать о режиме и  питании ребенка. Ведь именно эти аспекты детсадовской жизни являются наиболее важными в процессе привыкания ребенка к детскому учреждению. Заранее ознакомьтесь с режимом детского сада и постепенно начните соблюдать этот режим дома. Как правило, часто плачущие дети по утрам – те, которые не выспались, которые поздно ложатся спать.

Слишком похоже обстоят дела и с едой. Нередко в детский сад приходят дети с такой избирательностью, что это грозит ребенку постоянным чувством голода. Причем эта избирательность – не медицинская рекомендация, как, например, у детей с пищевой аллергией (это оговаривается при поступлении и затем учитывается воспитателями). Просто к трем годам ребенок привыкает есть только, например, сосиски, копченую колбасу и макароны. А еда в детском саду часто сильно отличается от привычной домашней пищи. И если дома не вводить разнообразие в меню настойчиво и терпеливо, то завтраки, обеды и полдники в детском саду превратятся для ребенка в пытку. Нередко участие ребенка, его посильная помощь в приготовлении пищи помогает решить эту проблему.

Еще неприятности могут возникнуть из-за детской неумелости, отсутствия навыков самообслуживания, т.е. может оказаться, что ребенок не умеет делать элементарные для трехлетки вещи: самостоятельно кушать, пить из чашки (встречается и такое), умываться, снимать и надевать штанишки, расчесывать волосы, обуваться и т.п. Следовательно, еще одним советом может стать рекомендация научить этому ребенка. Только овладение этими элементарными умениями требует немало терпения и изобретательности от мам и пап. Но для ребенка это станет большим плюсом в период адаптации: он будет успевать вместе со всеми детьми, получать заслуженную похвалу за самостоятельность от воспитателей и сможет помогать свои сверстникам.

Следование этим рекомендациям не только поможет родителям подготовиться к детскому саду, но и по-другому посмотреть на своего ребенка.

И еще, если говорить о предварительном этапе, остается один очень важный момент, который представляется ключевым. От него зависит вся подготовительная работа взрослых. Это - собственно ПРИНЯТИЕ родителями решения в пользу дошкольного учреждения. Означает это, что мама и папа не просто сказали себе, что начнут водить ребенка в детский сад. Они сознательно начали формировать у себя позитивное отношение к этому событию. Ведь часто сами родители, их негативное отношение к детскому саду, страхи и тревоги, недоверие к воспитателям становятся причиной трудной адаптации малышей. Ребенку передается это эмоциональное отношение, он заражается тревогами и волнениями родителей в дополнение к собственным переживаниям. Необходимо психологически готовить себя и родителям.

В первую очередь родители должны быть убеждены в правильности своего решения. Трудности и переживания взрослых и ребенка в период адаптации должны быть оправданы. Сомнения же родителей в целесообразности посещения детского сада позволяют детям манипулировать ими, «проверять на прочность». Ребенок легче добивается незначительных уступок, которые впоследствии, как правило, приводят к уходу из детского сада.

Важно быть готовым к тому, что малыша станут оценивать в группе, ведь усвоение и соблюдение правил жизни в детском саду – необходимость, и не всегда он будет оказываться в числе лучших.

И еще. Целесообразно с самого начала родителям выстраивать отношения с детским садом как сотрудничество, видеть в воспитателях партнеров, заинтересованных в том, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в группе, полноценно рос и развивался. Если у родителей возникают вопросы, если что-то начинает беспокоить в поведении малыша или в его рассказах, стоит обсудить это с педагогами.

Однако плодотворный труд в период подготовки к детскому саду не означает, что можно расслабиться, когда малыш станет ходить в группу.

Очень сложными бывают приход в детский сад и расставание ребенка с близкими. Самым непростым для родителей будет в это время оставаться уверенными, спокойными и терпеливыми. Если родители готовились вместе с малышом к детскому саду, то быстро и безболезненно преодолеть адаптационный период помогут следующие рекомендации родителям:

  • Собираясь в сад, рассказывайте, что интересное ждет ребенка в новом месте, делитесь с ним своими планами.
  • Если малыш с трудом расстается с матерью, то лучше для всех, если первое время приводить в детский сад станет отец или бабушка.
  • Можно предложить ребенку брать с собой в детский сад игрушку. Она поможет ему не чувствовать себя первое время одиноко.
  • По договоренности с воспитателями начните приводить ребенка на небольшое время – часа на 2 или до прогулки, постепенно увеличивая время пребывания ребенка в садике. Для того, чтобы оставить малыша на дневной сон, посоветуйтесь в педагогами.
  • Расставаясь, не забудьте точно сказать ребенку, когда за ним вернетесь. И обязательно сдержите свое обещание!
  • Расставайтесь с малышом быстро, доверяйте его воспитателям. Ведь долгие прощания могут вызвать или тревогу у ребенка, или дать надежду, что маму можно удержать и не отпустить.
  • Приходя за ребенком, не проявляйте обеспокоенность, не выясняйте у него, насколько плохо и грустно ему было, много ли плакал (это лучше выяснить у воспитателя). Не жалейте его, не ведите в магазин за конфетами и игрушками и пр., а похвалите, за то, что он провел время с ребятами в детском саду, поинтересуйтесь, что успел сделать.
  • Оказывайте эмоциональную поддержку малышу. В свободное от детского сада время старайтесь уделять ему больше внимания, придумывайте совместные игры и занятия (рисование, чтение, прогулки, беседы). Очень познавательной для родителей и полезной для ребенка станет совместная игра в детский сад: можно «проиграть» сложные для малыша ситуации и положительно решить проблемы через игрушку.
  • Проследите настроение ребенка, его состояние, когда он начнет проводить в детском саду целый день. Если он покажется очень уставшим, то старайтесь его забирать немного пораньше.

Посещение ребенком детского сада не является обязательным – это выбор родителей. Выбор и большая ответственность. Благополучное и радостное пребывание малыша в садике в основном зависит именно от мам и пап, от их отношения к ребенку, к педагогам, которым доверили малыша. И напоследок хочется пожелать удачи и напомнить: каким бы ни был детский сад хорошим, а воспитатели - замечательными, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация к детскому саду. Консультация для родителей

Как подготовить ребенка к важному жизненному этапу, поступлению в детский сад....

Адаптация детей к ДОУ ( консультация для родителей)

Как сделать процесс адаптации к саду наиболее мягким?Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее? Эти и другие вопросы помогут родителям подготовить малыша к детскому саду, чтобы пери...

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей

laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...

«Адаптация ребёнка к ДОУ». Консультация для родителей.

laquo;Адаптация ребёнка к ДОУ». Консультация для родителей....

Адаптация ребенка в ДОУ консультация для родителей

Адаптация ребенка в ДОУ консультация для родителей...

Адаптация ребёнка к условиям ДОО (консультация для родителей)

советы родителям по облегчению адаптации ребенка в детском саду...