Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Сенсорное развитие путём самообразования.

    Арестова Наталья Владимировна

    Консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sensornoe_razvitie_putem_samoorazovanie.docx24.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей на тему:

    «Сенсорное развитие путём самообразования».

    Своевременное сенсорное развитие детей  3 лет — основной путь к раскрытию заложенных в них природных способностей. В годовалом возрасте малыши начинают активно двигаться, ходить, трогать все руками, толкать, но движения их под час неловки, иногда и неосознанны. Именно в период раннего детства происходит активное развитие восприятия.

    Человек получает информацию из внешнего мира с помощью пяти органов чувств:

    1. Зрения (передается до 90% всей информации)
    2. Слуха (поступает 9% информации)
    3. 1% процент информации поступает через остальные органы чувств:
    • обоняния;
    • осязания;
    • вкуса.

    До 3 лет мозг ребенка учится воспринимать и обрабатывать входящую информацию. В этот момент формируется личность, характер, пробуждаются заложенные способности.

    Развитие через самообразование

    Дети прикасаются к предметам, тянут их в рот, пробуют на вкус, так они составляют о них первичное представление. Сенсорное развитие основывается на распознавании основных цветов, запахов, определении форм или величин. Ребенок 2-3 лет путем самообразования анализирует понятия и свойства, которые характерны для предметов и веществ: вкус, запах, размер и пр. Последующее интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие будет строиться на личном опыте, который он получил в раннем возрасте.

    Сенсорика у малыша развивается ежедневно: в быту, на прогулках, в играх. Родителям нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые видит ребенок. Взрослые знают, что желтый кружок на листе бумаги – это солнышко, для медвежонка характерен коричневый цвет, а малыша всему этому нужно будет учить.

    Сенсорное восприятие мира основывается на нескольких параметрах:

    • Понятие о цветах и некоторых оттенках
    • Узнавание простых геометрических фигур (круг, треугольник, ромб, квадрат)
    • Понимание величины, размера

    Как развивать сенсорику у ребенка.

    Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Они всегда стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать как держать предметы, рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что именно так их можно заинтересовать.

    Развивающие игрушки

    Для сенсорного развития используют игрушки, которые побуждают детей выполнять различные действия: собирать кубики, кидать мячик, грызть погремушку, катать машинку. Они знакомят малышей с различными формами и размерами, цветами и фактурой. В результате полученные тактильные ощущения благотворно влияют на мозг, развивают мелкую моторику, речь.

    Сенсорные игрушки бывают нескольких видов:

    • Сшитые из различных материалов мягкие игрушки, с природными или синтетическими наполнителями;
    • Игрушки по типу конструкторов: разные пирамидки, сортеры, пластмассовые и деревянные кубики, матрешки, коробочки.
    • Мозаика, конструкторы (пластмассовые, металлические, деревянные)

    Развивающие настольные игры

    Осмысление действительности начинается у детей примерно с 2 лет. Малыши могут называть предметы и давать им характеристики. Они способны различать большие и маленькие объекты, называть их формы, определять, какие они на ощупь. Так начинается сенсорное развитие. С 2-3 лет можно заниматься по вырезанным картинкам.

    Такие настольные игры доступны всем, их легко сделать самостоятельно. Для этого распечатать рисунки различной тематики, раскрасить их, тщательно приклеить к картону.

    • «Подбери для машинки колеса» — разрисовать 5-6 картинок с изображением автомобилей, отдельно колеса таких же цветов. Ребенку нужно к машинке определенного цвета подобрать колеса такого же цвета.
    • «Ежик собирает грибочки» — нарисовать несколько ежиков и грибочков. Ребенку нужно прикреплять к животному грибы.
    • «Дерево и листочки», «Дерево с фруктами» — малышу дать задание на изображение дерева прикреплять листики или фрукты.
    • «Разрезанные картинки» по разным темам (фрукты, овощи, транспорт и т.д.) – найти и соединить половину моркови, капусты, машины и пр.

    Игры с картинками доставляют малышам большое удовольствие, развивают мелкую моторику, ведущие каналы восприятия, способствуют формированию понятия о внешних признаках предметов: форме, величине, цвету.

    В этом возрасте у детей проявляется самостоятельность, зарождается самолюбие, они нуждаются в похвале. Они с большим удовольствием демонстрируют приобретенные навыки. В 2-3 года крохи умеют многое:

    • Различают около шести цветов, знают их названия, рассортировывают по цветам;
    • Разбирают предметы по признакам большой, маленький, средний;
    • Собирают пирамидку из 5-8 колец от большого предмета к маленькому и наоборот;
    • Соединяют части разрезанных элементов (от 4 до 8) в картинку;
    • Указывают на кубик, мячик, кирпичик;
    • Распределяют предметы по одинаковым признакам: размеру, цвету, форме.

    Принцип сенсорного развития Янушко

    Некоторые родители ошибочно считают, что если ребенок встал на ноги и начал ходить, то остальному он всему научится сам. В отличие от животных, у детей мало врожденных двигательных рефлексов, только в процессе обучения у них формируются определенные навыки различных действий.

    В дошкольных учреждениях регулярно проводят занятия с детьми по формированию мелкой моторики.

    В домашних условиях тоже можно обучать малышей, например, по системе сенсорного развития Елены Янушко.

    Автор объясняет, что в раннем возрасте детское внимание носит непроизвольный характер. С ними не проводятся занятия с обучающими предметами или беседы, потому что их сложно заставить слушать или смотреть. Лучше всего создавать игровые ситуации с дидактическими игрушками: матрешки, пирамидки, рамки со шнурками, досками Сегена.

    Янушко выделяет несколько принципов сенсорного развития:

    • Зрительное восприятие – ознакомление со светом, основными цветами, разными формами, простейшими величинами, количеством, расположением в пространстве;
    • Слуховое восприятие – знакомство со звуками различного происхождения;
    • Тактильное восприятие – ощупывание предметов из разных материалов; разнообразных по ощущениям: теплых, холодных, гладких, колючих и т.д.

    Методист утверждает, что обоняние и вкус спонтанным образом развиваются в бытовых ситуациях. Родители должны объяснять незнакомые запахи, давать попробовать новый продукт. Обязательно интересоваться мнением ребенка, понравилось ему это или нет.

    Упражнения сенсорного развития

    Детям 2-3 лет только предстоит научиться определять признаки всевозможных предметов, называть их свойства, оперировать ими. Для получения сенсорных навыков применяют специальные упражнения дидактической направленности, которые помогают составить представление о свойствах и особенностях различных вещей:

    • Сортировка однородных предметов согласно размеру, геометрической форме, цвету.
    • Размещение предметов в соответствующие гнезда.
    • Собирание мозаики по образцу.
    • Рисунки красками на разные темы.
    • Подражание взрослым в мимике, жестам.
    • Угадывание на ощупь фруктов, овощей, форм предметов.

    Сенсорному развитию детей необходимо уделять особое внимание, так как от этого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, раскрытие его способностей и талантов, самореализация в будущем. Занимаясь с ребенком, родители воспитывают в нем внимательность, усидчивость, развивают память, мышление. К тому же во время обучения устанавливается тесный контакт с малышом, формируются доверительные семейные отношения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет по самообразованию в первой младшей за 2013-2014 учебный год "Сенсорное развитие ребенка".

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...

    Отчёт по самообразованию на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

    Отчёт по самообразованию за 2013-2014учебный год воспитателя I младшей группы по теме "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"...

    План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"

    Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...

    Отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

    В данном документе представлен отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста» 2014 - 2015 учебный год....

    Самообразования по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»

    Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пол...

    План по самообразованию по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста на 2015 - 2020 учебный год

    В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 2 года ребенок начинает активно познавать окружающ...

    План по самообразованию на тему: "Развитие логического мышления, посредством сенсорного развития"

    Детство – самая счастливая  пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываютс...