Главные вкладки

    Консультация для родителей "Нарушение осанки у дошкольников"
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Шишкова Елена Геннадьевна

    Консультация для родителей

    "Нарушение осанки у дошкольников"

     

     Осанка формируется после рождения ребенка в процессе его роста и развития, зависит от условий внешней среды. Различные дефекты осанки увеличивают утомляемость организма, снижают работоспособность. При плохой осанке нарушается правильное положение и нормальная деятельность внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной), иногда наблюдается опущение органов брюшной полости. Окончательная осанка, свойственная данному человеку, формируется только с наступлением половой зрелости.

                Под осанкой понимается привычное держание тела в положении стоя. Понятие о характере осанки слагается из учета положения головы, пояса верхних конечностей, конфигурации позвоночника, угла наклона таза и оси нижних конечностей.

                Характерными симптомами являются слабо развитые мышцы, разный уровень стояния лопаток и плеч, непостоянная сколиотическая дуга (отсутствует торсия позвонков).

               Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость; ассиметричное положение плеч и др.

                 Характерными симптомами являются слабо развитые мышцы, разный уровень стояния лопаток и плеч, непостоянная сколиотическая дуга (отсутствует торсия позвонков).

                Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствует несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого - либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим в жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

               Работу по формированию правильной осанки и коррекции ее нарушений должны вести не только врачи. Ведь дефекты осанки, кифозы, лордозы, сколиозы могут развиваться еще в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка имеется большое количество неокостеневшей хрящевой ткани. Они возникают в результате того, что слишком рано детей начинают сажать, ставить на ножки или учить ходить. Недостаточно развитые мышцы испытывают большую статическую нагрузку, а это приводит к деформации опорно-двигательного аппарата.

               Родители должны знать признаки, характеризующие правильную осанку детей: голова и туловище держаться прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной части есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу.

                Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

                Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

                При исправлении дефектов осанки используются определенные упражнения.

               Для профилактики а коррекции сутулости (кифоза)', пригибание спины назад с отведением рук вверх назад; ходьба на носках с пригибанием спины; пригибание спины сидя на стуле с потягиванием; вытягивание сцепленных рук назад; пригибание спины в положении лежа с упором на локти; пригибание спины стоя на коленях и четвереньках; наклоны назад с отведением рук в стороны.

               При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе): наклоны вперед с доставанием носков; упражнение «велосипед» - в положении лежа на спине; наклоны туловища вправо и влево; сгибание ног и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости; сгибание ног в положении лежа; доставание носков ног в положении сидя на коврике; подтягивание бедра к груди, лежа ни спине.

                Как способствовать правильному формированию осанки? Следует начать с того, какой должна быть постель ребенка. Матрас должен быть жестким (не прогибаться), подушка не большой - плоской. Совершенно не допустимы раскладушки. В этих условиях тело принимает согнутое положение и ограничивает дыхательные движения грудной клетки. Уменьшается эффективность дыхания, а мышцы разгибатели спины, более слабые по сравнению с мышцами-сгибателями передней поверхности туловища, растягиваются и тем самым еще более ослабляются. Приучите ребенка правильно спать на спине, на животе, не допускайте лежания на боку с коленями подтянутыми к груди «калачиком».

               Гимнастика и массаж:    прекрасно  укрепляют мышцы всего тела,

    способствуют гармоничному развитию детского организма, формированию правильной осанки.

                Для формирования правильной осанки имеет значение и одежда. Она должна быть удобной, свободной, не стеснять движений.

               Детская мебель тоже имеет огромное значение. Она должна соответствовать следующим требованиям: высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребёнка до поверхности стола была около 30 см. Это легко проверить путём простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаз. Высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90гр.

                Обращайте внимание на то, как ребёнок держится в течение дня, правильно ли сидит, когда чем-либо занимается или ест, как стоит, ходит. Приучайте ребенка правильно держать свое туловище. Научите ребёнка сидеть в правильной позе, стопы в опоре на полу, между грудью и столом - расстояние от 1,5 до 2 см; предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе; голова немного наклонена вперёд, расстояние от глаз до стола около 30 см.

               Особое место в профилактике нарушений осанки занимают физкультпаузы (5- 7упр.) проводимые в течение дня. Помимо ежедневной утренней гигиенической гимнастики и процедур закалывания, обучайте детей плаванию (с 5-6 лет). При слабости мышц-разгибателей спины, при намечающихся отклонениях осанки, для профилактики возможных деформаций рекомендуем вводить в утреннюю гигиеническую гимнастику специальные корригирующие упражнения. Эти упражнения хорошо проводить и в виде самостоятельного комплекса в течение дня, так как они укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные мышцы и мышцы брюшного пресса.

                Помните: наиболее важным в плане формирования правильной осанки и подготовки к школе является возрастной период от 4 до 7 лет.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    "Нарушение осанки у дошкольников"

     Осанка формируется после рождения ребенка в процессе его роста и развития, зависит от условий внешней среды. Различные дефекты осанки увеличивают утомляемость организма, снижают работоспособность. При плохой осанке нарушается правильное положение и нормальная деятельность внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной), иногда наблюдается опущение органов брюшной полости. Окончательная осанка, свойственная данному человеку, формируется только с наступлением половой зрелости.

                Под осанкой понимается привычное держание тела в положении стоя. Понятие о характере осанки слагается из учета положения головы, пояса верхних конечностей, конфигурации позвоночника, угла наклона таза и оси нижних конечностей.

                Характерными симптомами являются слабо развитые мышцы, разный уровень стояния лопаток и плеч, непостоянная сколиотическая дуга (отсутствует торсия позвонков).

               Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость; ассиметричное положение плеч и др.

                 Характерными симптомами являются слабо развитые мышцы, разный уровень стояния лопаток и плеч, непостоянная сколиотическая дуга (отсутствует торсия позвонков).

                Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствует несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого - либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим в жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

               Работу по формированию правильной осанки и коррекции ее нарушений должны вести не только врачи. Ведь дефекты осанки, кифозы, лордозы, сколиозы могут развиваться еще в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка имеется большое количество неокостеневшей хрящевой ткани. Они возникают в результате того, что слишком рано детей начинают сажать, ставить на ножки или учить ходить. Недостаточно развитые мышцы испытывают большую статическую нагрузку, а это приводит к деформации опорно-двигательного аппарата.

               Родители должны знать признаки, характеризующие правильную осанку детей: голова и туловище держаться прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной части есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу.

                Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

                Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

                При исправлении дефектов осанки используются определенные упражнения.

               Для профилактики а коррекции сутулости (кифоза)', пригибание спины назад с отведением рук вверх назад; ходьба на носках с пригибанием спины; пригибание спины сидя на стуле с потягиванием; вытягивание сцепленных рук назад; пригибание спины в положении лежа с упором на локти; пригибание спины стоя на коленях и четвереньках; наклоны назад с отведением рук в стороны.

               При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе): наклоны вперед с доставанием носков; упражнение «велосипед» - в положении лежа на спине; наклоны туловища вправо и влево; сгибание ног и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости; сгибание ног в положении лежа; доставание носков ног в положении сидя на коврике; подтягивание бедра к груди, лежа ни спине.

                Как способствовать правильному формированию осанки? Следует начать с того, какой должна быть постель ребенка. Матрас должен быть жестким (не прогибаться), подушка не большой - плоской. Совершенно не допустимы раскладушки. В этих условиях тело принимает согнутое положение и ограничивает дыхательные движения грудной клетки. Уменьшается эффективность дыхания, а мышцы разгибатели спины, более слабые по сравнению с мышцами-сгибателями передней поверхности туловища, растягиваются и тем самым еще более ослабляются. Приучите ребенка правильно спать на спине, на животе, не допускайте лежания на боку с коленями подтянутыми к груди «калачиком».

               Гимнастика и массаж:    прекрасно  укрепляют мышцы всего тела,

    способствуют гармоничному развитию детского организма, формированию правильной осанки.

                Для формирования правильной осанки имеет значение и одежда. Она должна быть удобной, свободной, не стеснять движений.

               Детская мебель тоже имеет огромное значение. Она должна соответствовать следующим требованиям: высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребёнка до поверхности стола была около 30 см. Это легко проверить путём простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаз. Высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90гр.

                Обращайте внимание на то, как ребёнок держится в течение дня, правильно ли сидит, когда чем-либо занимается или ест, как стоит, ходит. Приучайте ребенка правильно держать свое туловище. Научите ребёнка сидеть в правильной позе, стопы в опоре на полу, между грудью и столом - расстояние от 1,5 до 2 см; предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе; голова немного наклонена вперёд, расстояние от глаз до стола около 30 см.

               Особое место в профилактике нарушений осанки занимают физкультпаузы (5- 7упр.) проводимые в течение дня. Помимо ежедневной утренней гигиенической гимнастики и процедур закалывания, обучайте детей плаванию (с 5-6 лет). При слабости мышц-разгибателей спины, при намечающихся отклонениях осанки, для профилактики возможных деформаций рекомендуем вводить в утреннюю гигиеническую гимнастику специальные корригирующие упражнения. Эти упражнения хорошо проводить и в виде самостоятельного комплекса в течение дня, так как они укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные мышцы и мышцы брюшного пресса.

                Помните: наиболее важным в плане формирования правильной осанки и подготовки к школе является возрастной период от 4 до 7 лет.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Нарушение осанки у дошкольников"

    Осанка формируется после рождения ребенка в процессе его роста и развития, зависит от условий внешней среды. ...

    Консультация для родителей “ Нарушение осанки у детей дошкольного возраста и её профилактика”

    Осанка - это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы. Формирование осанки начинается с самого раннего возраста, когда ребенок ...

    Консультация для родителей "Нарушение осанки"

    Консультация для родителей "Нарушение осанки"...

    Консультация для родителей " Нарушение осанки у детей"

    В консультации указаны причины нарушения осанки у детей. Дан практический материал по её коррекции....

    Консультация для родителей: "Нарушение осанки у детей дошкольного возраста"

    На что нужно обратить внимание родителям в домашних условиях, чтобы сохранить осанку детей....

    Консультация для родителей "Нарушение осанки"

    Чтобы знать,что такое нарушение осанки,нужно знать правила почему нарушается осанка.Если не принимать меры для исправления осанки начинает искривляться позвоночник.Всё это вредит здоровью ребёнка.Заме...