О программе "Миры детства конструирование возможностей"
статья (средняя группа) по теме
О программе "Миры детства конструирование возможностей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
miry_detstva_na_rod.sobr_.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Миры детства – конструирование возможностей
Целью программы «Миры детства: конструирование возможностей» является обеспечение эмоционального благополучия и положительного отношения детей к себе, к другим людям, к миру, их полноценное развитие в следующих сферах:
- социально-коммуникативной;
- познавательной;
- речевой;
- художественно-эстетической;
- физической.
Задачи Программы:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Планируемые результаты освоения программы
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности (сюжетной игрой, игрой с правилами, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельностью),
- ребёнок положительно относится к окружающему миру и самому себе,
- ребёнок хорошо владеет устной речью,
- ребёнок способен к волевым усилиям и может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Высокий результат освоения программы достигается благодаря использованию культурных практик близких и интересных детям:
- игра (сюжетная и с правилами),
- продуктивная деятельность,
- познавательно-исследовательская деятельность,
- чтение художественной литературы,
- музыка.
Учёные считают, что в дошкольном возрасте влияние родителей на ребёнка обладает такой силой, которая способна творить чудеса! Синтез родственных связей, любви родителей к ребёнку, знание его индивидуальных особенностей, самоотверженность и желание сделать его здоровым и своевременно развитым – всё это вместе взятое обладает огромным развивающим потенциалом.
Общеизвестно, что для родителей целенаправленное и систематическое участие в развитии своего ребёнка непростое и достаточно утомительное дело. Родителям трудно найти для этого время, подобрать развивающее содержание, т.е. определить, чем и как надо заниматься с ребёнком, чтобы он получил своевременное развитие, потому что для маленьких детей не подходят школьные методы обучения. В связи с этим требуется принципиальное обновление системы научно-методического сопровождения дошкольного образования, перестройка педагогической науки и преодоление её изоляции и оторванности от родителей.
Для того, чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей учёными было разработано оригинальное дидактическое пособие, которое называется «Детский календарь».
«Детский календарь» представляет собой 30-ти страничную полноцветную брошюру, напечатанную офсетным способом на плотной бумаге (200 г/м2). Каждая страница снабжена перфорацией, что подразумевает возможность беспрепятственного отрывания страницы ребенком. «Детский календарь» имеет мало общего с обычным календарем. Он не служит для отсчета времени, и по нему нельзя определить время восхода и заката солнца. От «настоящего» отрывного календаря в нем осталось лишь одно – обязательная цикличность повторяющегося ежедневного действия, которое заключается в отрывании листочка. Но не для того, чтобы прочитать кулинарный рецепт или узнать о дате исторического события, а для того, чтобы не пропустить ежедневных развивающих занятий с ребенком.
Жанр календаря для развивающего пособия был выбран не случайно. В первую очередь это связано с тем, что принцип действия календаря, который предполагает ежедневные действия с ним, наиболее подходит для маленького ребёнка, который охотно будет выполнять простейшее действие, связанное с отрыванием страницы.
На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребёнком задание. При этом, для этого не надо искать сопутствующие материалы – они находятся на данной страничке.
Содержание для развития ребёнка, предлагаемое в календаре, имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом.
Календарь богато иллюстрирован. В состав иллюстраций включены фотографии овощей, фруктов, ягод, животных и подлинных произведений народного декоративно-прикладного искусства, что способствует познавательному и эстетическому развитию детей.
Родителям не надо заботиться о форме преподнесения материала детям. Все обращения к детям заранее продуманы учёными и представлены в тексте календаря. Взрослые только читают текст, адресованный ребёнку, и действуют в соответствии рекомендации.
Материалы, которые ребёнок получает на листках календаря, являются собственностью малыша и он вправе обращаться с ними по своему усмотрению. Родителям не следует постоянно призывать малыша к бережному обращению с ними и тем самым лишать его редкой возможности – самому распоряжаться своей собственностью.
Вместе с тем, содержание многих страниц календаря является полифункциональным и пригодным для многоразового использования. Поэтому книжки-малютки, картинки с изображением овощей, фруктов, ягод и др. желательно сохранять. Кроме того, это поможет начать работу по формированию у ребёнка аккуратности и бережного отношения к материалам, которые у него имеются и повысить эффективность работы с календарём.Для ребёнка действия с календарём так же являются достаточно привлекательными.
Во-первых, он получает возможность для проявления собственной инициативы: отрывает страничку и участвует в каком-то новом и интересном деле.
Во-вторых, по окончании выполнения задания, ребёнок получает что-то вещное. Листков в календаре – много! Значит, у малыша есть надежда на повторное ежедневное содержательное общение с родными и близкими и получение пусть очень скромных, но привлекательных и интересных для него вещей.
«Детский календарь» будет разрабатываться для детей от 3-х до 7-ми лет. Для детей каждого возраста предусмотрено содержание, которое содействует развитию ребёнка.
С января по май родителям будут предлагаться пять выпусков, которые рассчитаны на ежедневное взаимодействие взрослого с ребёнком в течение месяца и включать 30 листков.
При этом, авторы календаря заранее предупреждают родителей о том, что предлагаемые задания, целью которых является развитие ребёнка, ни в коем случае не являются аналогом школьных домашних заданий и не допускают какого-либо принуждения по отношению к ребёнку. Развивающие задания предлагаются ребёнку, как добровольное дело, которые ему самому захочется выполнить.
В том случае, если листок календаря будет ребёнком оторван, а «добровольное дело» окажется для него не привлекательным и он откажется от его выполнения, то родители должны спокойно отнестись к этому. Родителям надо высказать лишь сожаление о том, что сегодня их совместная деятельность с ребёнком не состоялась. Оторванный листок календаря родителям надо отдать ребёнку и выразить надежду на то, что если он изменит своё решение, то они готовы вернуться к выполнению дела. При этом, родителям надо обязательно сдержать своё обещание и сделать это без упрёков в адрес ребёнка!
Может случиться так, что ребёнок будет настаивать на том, что не завтра, а сегодня он хотел бы оторвать очередной листок и тогда он готов действовать. Будьте последовательны и не поддавайтесь на провокацию! Спокойно напомните ребёнку о том, что нельзя нарушать правила пользования календарём, листок которого отрывается ежедневно – один раз в день. Для того, чтобы оторвать следующий листок – надо дождаться следующего дня. Но, учитывая просьбу ребёнка, и для того, чтобы его утешить –родители могут с ним рассмотреть следующую страницу, не отрывая её.
Хотелось бы обратить внимание родителей на то, в календаре особую сложность для детей могут представлять задания, при выполнении которых они должны что-либо нарисовать или наклеить. Затруднения связаны с тем, многие из современных детей в этом возрасте мало рисуют и лепят. Поэтому родителям надо помогать детям выполнять эти задания, но в последующем надо уделять этому вопросу больше внимания, иначе это может отрицательно повлиять, как на общее развитие ребёнка, так и подготовку его к школе. Для этого надо создать в семье условия для продуктивных видов деятельности и принимать непосредственное участие в развитии у ребенка навыков в рисовании, лепке и аппликации.
В заключение хотелось бы заметить, что развивающий эффект от использования календаря значительно усилится, если «задания календаря», которые выполнит ребёнок станут содержанием, которое будет обсуждаться и оцениваться членами семьи. Так, например, когда приходит с работы отец, то одним из его вопросов к ребёнку может быть вопрос о том, что интересного ему сегодня удалось сделать? При этом очень важно «вдаваться в подробности», вникать в отдельные детали и внимательно рассматривать результаты деятельности малыша. Этим родители смогут внести неоценимый вклад в развитие ребёнка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия с детьми разных возрастных групп, в том числе в рамках реализации программы «Миры детства – конструирование возможностей».
Конспекты занятий в разных возрастных группах: 1.5-2 года ЦИПР, 2-3 года ГКП, 3-4 года 2-я младщая группа....
Инсценировка сказки "Летучая мышь". Занятие для детей 5-6-лет по парциальной программе "Миры детства: конструирование возможностей" Т.Н.Дороновой и других авторов.
Данный конспект занятия представляет собой инсценирование сказки "Летучая мышь" в совместнгой днеятельности воспитателя и детей. Рекомендован для работы с детьми 5-...
Отличия экспериментальной программы «Миры Детства: конструирование возможностей» от множества других …
В этой статье представлен материал из опыта работы ОУ по опробации примерной образовательной программы ДО «Миры детства: конструирование возможностей» (Т.Н. Доронова, Н.В. Тарасова)....
Примерное занятие по примерной образовательной программе "Миры детства: конструирование возможностей" в экспериментальной младшей группе
Занятие рекомендованно для детей младшего дошкольного возраста...
Досуг «Широкая масленица» с детьми второй младшей группы. Работаем по программе: «Миры детства: конструирование возможностей»
Досуг с детьми второй младшей группы...
- Мне нравится (1)