Главные вкладки

    Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни.
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Мелёхина Ольга Николаевна

    С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни.

    С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи.

    Речь становится средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Все это и определяет основные задачи речевых игр:

    · Развивать речь как средство общения.

    · Формировать интерес к активному взаимодействию со взрослыми и другими детьми.

    · Поддерживать стремление к активности, позицию «Я сам», поощрять стремление ребенка высказываться по собственной инициативе, включаться в рассказ.

    Тематика игр может быть самая разнообразная. У игры должны быть сюжет, содержание, продуманы способы взаимодействия со взрослым, которые не должны препятствовать развитию активности и самостоятельности детей. Детские игры с предметами должны быть разнообразными, и в идеале переходить в самостоятельные.

    При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 - 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).

    Используются самые разнообразные приемы. Так, важное значение в рассматриваемом нами возрасте имеет образец построения предложения педагогом, но само предложение должно быть достаточно сложным, с использование наречий, союзов. Детям 2 – 3 лет удается уже повторить образец элементарного рассказа – описания. Способы действия с игрушками взрослый не только сам показывает детям, но и может предложить им придумать, как, например, можно успокоить зайца, что выбрать кукле, если будем угощать ее чаем, и т.д. Таким образом, вместе с развитием речи мы развивает у детей мыслительные операции, учим устанавливать простейшие связи (накормили зайца – он успокоился, пьем чай – нужна соответствующая посуда и т.д.). Все это крайне важно для формирования инициативности, элементарного творчества (перенос способов действий в самостоятельные игры).

    Известно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др. Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Кстати, вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д.

    На третьем году шире используются и такие приемы, как обследование, сравнение. Они становятся более детальными, выделяется больше признаков, причем существенных, а основе чего формируются обобщающие понятия: животные домашние и дикие, посуда столовая и чайная.

    Организуя речевые игры, необходимо использовать вариативные приемы. Это зависит от поставленных задач и возможностей детей. И в этом возрасте отмечаются индивидуальные различия, причем они могут быть весьма существенными. К тому же дети двух лет и двух с половиной – трех лет – разные дети. Это необходимо учитывать и при выборе тематики игр, их содержания, длительности. Длительность будет зависеть прежде всего от реакции детей, их интереса. Самое главное, чтобы каждый ребенок почувствовал себя участником игры. Для этого необходимы наше внимание, поддержка, поощрение даже самых простых самостоятельных действий и речевой активности ребенка.

     

     

    Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.

     

    Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

    Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются»), упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика»), упражнения с опорой на картинный материал.

    · Фонетическая ритмика:

    · Упражнение «Лягушки улыбаются»

    Квака любит улыбаться, Тянуть губы прямо к ушкам

    Рот у Кваки до ушей, Очень нравится лягушкам

    Хоть завязочки пришей. Улыбаются, смеются

    А глаза у них, как блюдца.

    · Упражнение «Заборчик»

    Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем

    А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.

    · Упражнение «Хобот слоненка»

    Подражаю я слону: губы хоботом тяну…

    Даже если я устану, их тянуть не перестану.

    Буду долго так держать, свои губы укреплять.

    · Упражнение «Трубочка»

    Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.

    Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

    · Упражнение «Лягушка-слоненок-дудочка»

    Свои губы прямо к ушкам мы растянем как лягушки.

    А теперь слоненок я, видишь – хобот у меня.

    А сейчас мы дудочки, дудочка - погудочки.

    Нам понравилось играть, повторим-ка все опять.

    · Упражнение «Язык-силач»

    Язычок у нас силач – в зубы упирается,

    Сильно напрягается, горкой выгибается.

    Силачу пора на отдых, мы его положим спать.

    А потом начнем опять.

    · Упражнение «Качели»

    На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз.

    Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

    · Произнесение по картинкам

    гласных звуков: качаем куклу(ААА), болит зуб (ООО), гудит поезд(УУУ), летит самолет(ЫЫЫ)

    звукосочетаний: рубим дрова (ЭХ), укололи палец (ОЙ), мычи корова (МУ) и т.п.

    · «Обезьянка кривляется» - показать смешные рожицы.

    · «Щенок лакает молоко» - лакательные движения языком

    · «Кошка рассердилась и шипит» - надуть щеки и с силой выдохнуть воздух.

    · «Зримые поцелуи» - накрасить губы маминой помадой и «оставить следы» на листе бумаги.

    Речевые упражнения для закрепления звуков раннего онтогенеза.

    Задержка речевого развития – это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего и отсутствие даже тех звуков русск5ого языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляции. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Конечно, говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку процесс звукопроизношения проходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют. Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят звуки:

    - гласные А, О, У, И;

    - согласные М, Н, П, Т, Д, Б, Ф, В, К, Г, Х (и их мягкие варианты)

    - дифтонги йА, йУ, йО, йЭ.

    Поэтому необходимо в стихах и играх закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть. Необходимо использовать весь арсенал игровых риемов, наглядности, действий с пальчиками и т.д.

    Мы шагаем по мосту.

    Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту. Дети шагают по кругу

    Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.

    Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.

    Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.

    Неваляшка.

    Динь-дон, дили-дон,

    Что за странный перезвон. Дети раскачиваются на прямых ногах

    Слышен он со всех сторон. из стороны в сторону

    Дили-дили-дили-дон.

    Маленькие ножки.

    Топ, топ, топ – медленно топают ножки. 1 вар: дети выполняют движение в

    Топ-топ-топ – чуть быстрее идут по дорожке.     соответствии с ритмом                          стихотворения.

    Топ-топ-топ, топ-топ-топ - очень быстро идут. 2 вар: движение «ножек» имитируется

    Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ - А теперь они бегут. движением указательного и

    Ох-ох-ох. Устали ножки быстро бегать по дорожке.          среднего пальцев.

    Лужи.

    Я иду по лужам – шлеп-шлеп-шлеп Дети ритмично постукивают ладонями по коленям

    Ой, вода в ботинках – хлюп-хлюп-хлюп Ритмично притопывают ногами.

    Ах, мне зонтик нужен – кап-кап-кап. Постукивают ритмично пальчиками по голове

    Ох, вода по спинке – оп-оп-оп. Скрещивают руки на груди и ритмично

    похлопывают по предплечьям

    Бах, упала шапка – буль-буль-буль. Выполняют ритмично пружинку, приседая все ниже.

    Ой, кругом вода – ой-ой-ой. Встают и кружатся.

    Ах, себя так жалко – да-да-да. Руки на щеки, ритмично кивают.

    Одевайтесь в дождь всегда! Погрозить пальчиком в ритм стихотворения.

     

    Дождик.

    Майский вдруг закапал дождь.  Ритмично похлопывать кистью о кисть руки

    Кап-кап-кап-кап.

    И по лужам ты идешь. Ритмично похлопывать по коленям

    Так-так-так-так.

    Ветер шелестит листвой Движения по полу кистями рук

    Ш-ш-ш-ш.

    Спрятал кудри под травой. Пальцы в замок.

    Тш-тш-тш-тш.

    Дождь сильнее застучал. Постукиваем одним указательным пальцем по коленке

    Тук-тук-тук-тук.

    Скоро дождик ливнем стал Быстро стучать указательными пальцами двух рук

    Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. по коленям.

    Машина.

    Би-би-би – гудит машина «Моторчик» - кулачки быстро крутятся вокруг друг друга

    Тук-тук-тук – мотор стучит Кулачки стучат друг по другу поочередно

    Едем, едем, едем, едем – «Моторчик»

    Он так громко говорит. «Кулачки»

    Шины трутся о дорогу. Потирать ладошки

    Шу-шу-шу они шуршат.

    Быстро крутятся колеса. Согнутые в локтях руки двигаются вперед-назад, однвр.

    Та-та-та – вперед спешат. топают ногами

     

     

    Игры по развитию общей моторики.

    Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Речевое развитие начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

    В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.

    Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций. 

    Речевое сопровождение для «спортивных дорожек».

    Раз, два, три, раз, два, три по дорожке мы пошли.

    Петлять тропинка начала среди высоких трав,

    По ней шагаем мы легко, голову подняв.

    Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.

    Впереди течет ручей – подходите поскорей.

    Руки в стороны расставим , ручей переходить мы станем.

    Лес осенний увидали и к нему мы подбежали.

    Посмотрели на бегу, кто пасется на лугу.

    В лес тихонько мы вошли, к дубу вместе подошли.

    И прислушались.

    Дятел дерево долбит, на весь лес он стучит.

    А под дубом, погляди-ка, притаилась земляника.

     

    1,2,3,4,5 – в лес отправились гулять.

    По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.

    Может быть, мы под листочком сладку ягодку найдем.

    На носочки дети встали, по дорожке побежали.

    1. И на каблучках пойдем, через лужи перейдем.

    Где ты прячешься, грибок? Полезай-ка в кузовок.

     

    Мы идем по кругу, посмотри.

    И шагаем дружно: раз, два, три.

    Мы скачем по дороге, меняя часто ноги.

    Поскакали, поскакали: скок, скок, скок.

    А потом, как аист, встали - и молчок!

     

     

    Логоритмические игры с самомассажем.

    Лягушата.

    Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

    Выгибают спинки, спинки-тростинки.

    Ножками затопали, ручками захлопали.

    Постучим ладошкой по ручкам немножко.

    А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

    Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам.

    Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

    Погладили ладошки и ручки и ножки.

    Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья!»

    Хлоп, ладошка!

    Вот у нас игра какая! Хлоп, ладошка, хлоп, другая!

    Правою ладошкой шлеп мы по правой ножке.

    А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.

    А потом, потом, потом левой правую побьем.

    Вверх ладошки! Хлоп, хлоп.

    По коленкам шлеп, шлеп!

    По плечам теперь похлопай. По бокам себя пошлепай!

    Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!

    Вправо можем! Влево можем!

    И крест-накрест руки сложим!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни

    Развитие речи детей третьего года жизни...

    "Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни".

    С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...

    "Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни".

    С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...

    Консультация для родителей "Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"

    quot;Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"...

    Консультация для родителей Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни

    С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...

    Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни

    С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствуе...