Главные вкладки

    «Развитие связной речи посредством мнемотехники»
    консультация на тему

    Петрушкова Наталья Сергеевна

         

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_svyaznoy_rechi_posredstvom_mnemotehniki.docx19.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие связной речи посредством мнемотехники»

      Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

          На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

    • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
    • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
    • Употребление нелитературных слов и выражений.
    • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
    • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
    • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
    • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
    • Плохая дикция.

            Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

           Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

            Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

    Мнемотехника –  в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

         Использование мнемотаблиц  заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными последовательными.

    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

    Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для:

    • обогащения словарного запаса,
    • при обучении составлению рассказов,
    • при пересказах художественной литературы,
    • при отгадывании и загадывании загадок,
    • при заучивании стихов.

         Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

          Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблица, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка серая, елочка зеленая.

         Позже –  при постоянном использовании мнемотаблиц можно усложнять или заменять другими  символами - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

    Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому можно самостоятельно дополнять и уточнять схемы.

    Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

    При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов широко используется мнемотехника. Вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации и отслеживается  последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

    Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаются, придумываются вместе, сообща.

         Но надо отметить, что дошкольники в начале знакомства с мнемотаблицами начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

    Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

    Мнемотехника помогает развивать:

    • ассоциативное мышление
    • зрительную и слуховую память
    • зрительное и слуховое внимание
    • воображение

    Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

         Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

    Перед занятием проводится большая предварительная работа (педагога и детей)

    • подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
    • обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
    • прослушивание аудиокассет;
    • подбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

    Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:

    • у детей появиться желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;
    • расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
    • активизируется словарный запас;
    • дети преодолевают робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.

         Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше мы подготовим  их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД в средней возрастной группе детей с ЗПР по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности

    Конспект НОД в средней группе: пересказ сказки «Как Лиса зайцев хотела перехитрить » Цель: Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку. Задачи: Образовательные: учи...

    Конспект занятия по развитию связной речи посредством составления описательного рассказа по опорным схемам.

    Конспект занятияпо развитию связной речи посредством составления описательного рассказа по опорным схемам Тема занятия:   животные  2-я младшая группа (3-4 года), время занят...

    РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

    Вопрос развития речи дошкольников стоит очень остро. Это связано с тем, что дети стали больше общаться с компьютером и другими  средствами технического прогресса, чем друг с другом. В данной стат...

    Развитие связной речи посредством ознакомления со сказкой.

    Рабочая программа для детей старших дошкольников....

    Педагогический проект по развитию связной речи посредствам театрализованной деятельности.

    Участие детей в театрализованной деятельности будет способствовать овладению культуры речи, то есть умению передавать свои мысли и в соответствии с целью высказывания грамматически правильно, логично ...