Главные вкладки

    Консультация "О чем говорит рисунок?"
    консультация по теме

    Шапорева Марина Борисовна

    Использование детского рисунка для исследования личности ребенка и его взаимоотношений с членами семьи получило широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом.

    Д.Н.Унадзе считает, что ребенок не присматривается к оригиналу и рисуеи без натуры. Значит, ребенок рисует не то что он непоредственно вопринимает,а то, что у него в представлении. И хотя воприятия и представления одна природа - зрительный образ предмета, однако в действительности ребенок рисует что-то другое, не то, что рисует взрослый.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_o_chem_govorit_risunok.docx15.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация

    «О чем говорит рисунок?»

    Цель: научить взрослых «читать» по рисунку внутренний мир ребенка.

    Жизнь детей наполнена различными эмоциями и чувствами. Однако для ребенка проблематично правильно высказывать их, здесь на помощь приходит арт-терапия. В процессе рисования ребенок полностью раскрывает свой внутренний мир и на листке выражает свои чувства, переживания и другие эмоции. Основной задачей родителей является научиться правильно и регулярно «читать» художества своего малыша, это позволит более хорошо познать ребенка и при необходимости вовремя обратиться за помощью к специалистам.

    Продуктивная деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира, мира своих переживаний.

    Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов, а открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояния.

    Рассмотрим рисунок ребенка на тему «Семья». Прежде всего, необходимо обратить внимание на соответствие реального состава семьи ребенка с тем, который изображен на бумаге. Оцените порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Обычно себя дети рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный ребенку родственник. Дети живут сиюминутными переживаниями. Недавняя ссора, обида с кем ни будь из близких могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае ребенок может даже «забыть» кого-то.

    Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это свидетельствует о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие в рисунке самого художника – признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких ребенку людей или о его потребности в таких связях.

    Иногда рисунок «не помещается» на листе. Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что ребенок ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требователен, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям. Если ребенок изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, это говорит о его общительности и жизнерадостности. И наоборот «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая) указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли.

    В рисунках любого пола нередко можно символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Не смотря на кажущую враждебность, они могу быть выражением защитной формы поведения. Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенное эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилось такая демонстрация своей силы.

    Важную роль в рисунке ребенка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате.

    Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов – ребенок ка бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность ребенка. Обратите внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, ребенок испытывает чувство страха. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным. Очень слабый нажим карандаша, не по возрасту детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняется нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием. Импульсивные дети часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии.

    Рисунок по своей сути ничем не отличается от словесного рассказа, выполненный в образной форме. Задача взрослого – суметь прочитать этот рассказ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили"

    Рекомендации А.Фабер и Э. Мазлиш для педагогов и родителей  из одноименной книги "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили" - золотые правила общения с детьми...

    НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"

    Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

    «Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

    Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

    «Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие» ЭССЕ

    «Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие»Галилео Галилей Не ошибусь, если скажу, что все родители желают счастья своим детям. Правда мало кому приходит на ум (до определенного времен...

    Анонс книги Адель Фабер, Элейн Мазлиш. "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14445254","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"height: 300px; width: 179px;","width":"287"}}]] К моему стыду, я тольк...

    Консультация "Чтобы научиться говорить, надо говорить"

    Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи. Последовательность занятий по обучению связной речи должна быть построена в по...