Главные вкладки

    "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей" апрель 2017 год
    консультация (младшая группа) по теме

    Старкова Марина Петровна

    Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_razvitie_melkoy_motoriki_ruk_.docx478.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей».

       Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - "важнейшее средство человеческого общения".

            Василий Александрович Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

    WP_20160111_09_12_53_Pro.jpg WP_20160218_08_00_01_Pro.jpg

           С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности.

           Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что взрослые стали меньше говорить с детьми, меньше читать им художественную литературу: сказки, стихи, потешки.

            Родители не уделяют детям достаточного внимания, ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле и аудио коммуникаций. Да и современные игрушки не все способствуют развитию мелкой моторики рук, очень важной для становления речи.

            Именно поэтому в настоящее время возникает потребность дополнительной стимуляции и развития двигательной функции руки ребенка и ее координации.

           Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки.        

           Проведенные исследования М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

           Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

    Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

            Выдающийся ученый  И.П. Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям,  доказывая,  что они формируют речевой центр. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Тренировка мелкой моторики пальцев рук не только оказывает стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но также способствует преодолению и профилактике нарушений речи у детей. Даже если речь ребенка развивается без особенностей, необходимо заботиться о совершенствовании у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.

             Формирование речевой деятельности детей младшего возраста  посредством развития мелкой моторики рук определяется целями и задачами программы и  реализуется в различных видах деятельности:

    • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
    • экспериментирование с материалами и веществами.
    • пальчиковые игры
    • самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями.

             В ходе реализации поставленных задач желательно использовать весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечит возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность детей, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

            Развитию  мелкой моторики способствуют проводимые организованные деятельности по лепке, конструированию, аппликации, рисованию.

            Занятия по развитию речи мы проводим с использованием игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук и применение пальчиковой гимнастики в форме игровых пауз. Игры с пальчиками _ это театр, актеры которого всегда с нами. Наибольшее внимание маленьких детей привлекают пальчиковые игры с пением. Стихи можно петь на любую подходящую мелодию.

           Пальчиковая гимнастика помогает предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание. Игрой «Наши пальчики» мы  начинаем занятие по лепке, рисованию, конструированию, аппликации. Оно помогает разогреть ручки малыша перед работой и ввести его в игровую ситуацию. Веселые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию чувства ритма.

            Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из "практических" ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

           Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи

    Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелко...

    «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

    «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"

    В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими услови...

    «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

    «Развитие мелкой моторики рук, как средстворазвития речи у детей с речевыми нарушениями»...