Главные вкладки

    «Мультимедийные материалы для детей дошкольного возраста»
    методическая разработка на тему

    Манько Леся Осиповна

    Использование игровых приёмов в познавательной эколого-ориентированной деятельности с детьми дошкольного возраста  в условиях реализации ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждения

    «Центр развития ребенка «№3 «Петушок»

    городского округа Стрежевой

     

    «Мультимедийные материалы для детей

    дошкольного возраста»

             Автор:   Манько Л.О.

    воспитатель по экологическому воспитанию

    г. Стрежевой, 2015 г. 

    Пояснительная записка.

    В стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011 -2020 г.  указана цель: совершенствование системы непрерывного экологического образования и просвещения для формирования нового мировоззрения и образа жизни населения Томской области, улучшения состояния окружающей среды и создания благоприятных условий для жизни, работы, отдыха и воспитания детей (1).

    В ДОУ сложилась и даёт положительные результаты и эффекты система экологического образования детей. Созданная система работы  позволила  получить(2011г.) и подтвердить(2014г.) статус Центра экологического образования.

    Образовательный процесс строим на основе деятельностного подхода с использованием инновационных технологий (проектных, опытно-экспериментальных), внедрение которых отвечает современным требованиям  к организации образовательного процесса и соответствует принципам стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011 -2020 г.  В основу формирования экологической культуры наших воспитанников положены социоигровые технологии и деятельностный подход.

    Современные психолого-педагогические исследования З.М.Богуславской, О.М.Дьяченко, Е.О.Смирновой и др. доказывают, что для полноценного развития интеллекта, мыслительных процессов, познавательной деятельности дошкольников необходимо систематическое использование разнообразных игр в воспитательно-образовательном процессе. Одним их таких оправданных средств интеллектуального развития  и социализации детей-дошкольников  являются интеллектуально - досуговые игры, в том числе экологической направленности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию (это основное требование ФГОС дошкольного образования), эти игры развивают познавательный  интерес к различным областям знаний, формируют навыки сотрудничества (2).

     Наш педагогический коллектив стремится создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

            Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовной мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», так охарактеризовал игру великий педагог В.А. Сухомлинский.

       Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности, а также игра является основным средством интеллектуального развития ребёнка. Интеллект относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, в играх происходит развитие познавательных процессов и умственных операций, что является необходимым условием для развития их интеллекта. Таким образом, без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

      Согласно   Концепции развития математического образования в Российской Федерации (распоряжение Правительства России от 24.12.2013.№2506)    дошкольное и начальное образование при участии семьи должны обеспечить    условия  (прежде всего, предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни (3).

       Особенно важное место в умственном развитии детей занимают современные развивающие игры интеллектуально-познавательной направленности. Их обязательными элементами являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Одновременно активизируются и все мыслительные процессы. Такая деятельность позволяет детям упражняться в решении умственных задач с большим интересом и без особого напряжения.

     Тематика и содержание интеллектуальных игр для детей старшего дошкольного возраста, очень разнообразна.

          В познавательной эколого-ориентированной деятельности с детьми  используем следующие, на мой взгляд, эффективные игровые приемы:

    • «умные вопросы» – такой прием помогает учить детей использовать уже имеющиеся знания об окружающей действительности; совершенствовать речевую активность; углублять знания детей; содействовать формированию интеллектуальной компетентности в определенной области знаний;
    • «схемы – модели» с символическим изображением «методов исследования» стимулируют проявление познавательной активности; учат использовать приемы подбора, анализа и преподнесения доступной информации об окружающем;
    • «ребусы»  позволяют учить детей использовать уже имеющиеся навыки знания букв и умения читать в нестандартных заданиях; развивать логическое мышление;
    • «путаница» развивает концентрацию внимания, способность устанавливать причинно-следственные связи.
    • «кроссворды» -   позволяют проверить свои знания;
    • «игротека в мире природы» развивает способность детей классифицировать,  сравнивать, обобщать, закреплять знания.

        Современным детям очень нравится заниматься с материалом, оформленным с использованием мультимедийных технологий. А педагогам такого рода занятия с детьми помогают учитывать интересы современного ребенка и стимулировать познавательную мотивацию.

          Мне, как воспитателю по экологическому воспитанию, использование возможностей ИКТ позволяет формировать интерес к   экологической образовательной  деятельности. Мультимедийные игры позволяют мне  игровую  мотивацию  детей постепенно смещать на познавательную. Для участия в этих играх,  как и во всякой творческой деятельности, требуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать. Экологические игры включаем как в содержание познавательной деятельности, так и в свободную деятельность:  игры - загадки, кроссворды, ребусы,  дидактические игры, викторины,  игры - КВН, интеллектуальные турниры  знатоков природы.

          В ДОУ создана игротека по  ознакомлению с природным миром и формированию основ экологической культуры детей  дошкольного возраста.

    Представленные игры из данной игротеки  является авторскими (разработаны мной,  воспитателем по экологическому воспитанию Л.О.Манько).

    Наличие ссылок на использованную литературу и источники:

    1. http://obr.tomsk.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=678:laboratoriya-razvitie-nepreryivnogo-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-tomskoy-oblasti&Itemid=103

    1. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/

    1. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

    1. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.- 96с. (Путешествие в мир природы. Развитие речи)

    1. Грехова  Л.И. «В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми». – М.: ЦГЛ, Ставропол:  Сервисшкола, 2002. -288с.

    1. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о животных» - Ярославль: Академия развития, 1997.- 240 с., ил.

    1. http://katyaburg.ru/razdely/krasota-prirody/krasivaya-zhivaya-priroda-kartinki-foto-video


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Корзинка с цветами" (из подручных материалов, старший дошкольный возраст)

    "Волшебные превращения" простых или, казалось бы, ненужных вещей и предметов в интересные поделки всегда вызывают у детей неподдельный вост...

    материалы по раннему возрасту

    материалы для анализа работы в группе раннего возраста...

    Электронная интерактивная дидактическая мультимедийная игра "Вежливый светофор". Возраст: 6-7 лет

    Цель пособия: создать условия для освоения детьми правил поведения в общественном транспорте....

    Семинар - практикум для родителей Тема: «Игры со строительным материалом детей младшего возраста»

    Основной задачей для родителей является привлечение своего малыша к совместным играм, в развитии интереса ребенка к новым игрушкам, предметам, создании условий для развития целенаправленных действий, ...

    Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).

    По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...

    Мастер-класс "Экспериментирование с природным материалом. Старший дошкольный возраст"

    Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтоб...