Главные вкладки

    Мастер - класс "Развитие графомоторных навыков у детей с нарушениями речи"
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Вдовина Елена Викторовна

    Мастер - класс "Развитие графомоторных навыков у детей с нарушениями речи"

    Создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе является одной из основных задач дошкольного воспитания. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т. е. на нем практически строится все дальнейшее обучение.

    Многие дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, элементы получаются разного размера, расстояние между ними не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.

    Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма. 

    Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе. При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.

    Графический навык предполагает:

    - умение красиво и легко графические элементы различного содержания. Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

    -легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки), соблюдая необходимый угол наклона;

    - устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

    -выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

    Зрительно-двигательная координация занимает важное место в формировании готовности к письму. Зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Тренировка зрительно-двигательной координации. Особое внимание необходимо обратить на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз – рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.

    Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, передаются импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. РОДИТЕЛИ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛОГОПЕДА ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЯ.

    Игра «Путешествие пальцев»

                       Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

                       Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

                       Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки». 

                       Правила:

    1)      можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

    2)      все пальцы должны участвовать;

    3)      нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

    Игра  «Успевай-ка!»

    Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

    Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации.

    Например, кулак – кулак – ладонь.

    Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

    Упражнение  «Скворечник»

    Цель: упражнение ладоней.

    Инструкция: ладони сложены вместе, пальцы смотрят вверх, локти - в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

    Упражнение  «Стул»

    Цель: развитие динамической координации, чередование движения.

    Инструкция: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части привлекается кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

    Упражнение «Стол»

    Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.

    Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

    Упражнение «Барабанщик»

    Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.

    Инструкция: отбивая по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваем правой рукой, ударять по столу указательным пальцем левой руки.

    Упражнение  «Усложненный барабанщик»

    Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы.

    Инструкция: положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный или средний на указательный (или наоборот) и слегка отстукивать темп.

    Обучение ориентировке на листе бумаги. Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки: формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. РОДИТЕЛИ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛОГОПЕДА ВЫПОЛНЯЮТ ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ.

    Итак, для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, развивать зрительно-пространственное восприятие.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_sobranie.docx18.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер - класс "Развитие графомоторных навыков у детей с нарушениями речи"

    Создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе является одной из основных задач дошкольного воспитания. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т. е. на нем практически строится все дальнейшее обучение.

    Многие дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, элементы получаются разного размера, расстояние между ними не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.

    Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма. 

    Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе. При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.

    Графический навык предполагает:

    - умение красиво и легко графические элементы различного содержания. Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

    -легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки), соблюдая необходимый угол наклона;

    - устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

    -выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

    Зрительно-двигательная координация занимает важное место в формировании готовности к письму. Зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Тренировка зрительно-двигательной координации. Особое внимание необходимо обратить на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз – рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.

    Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, передаются импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. РОДИТЕЛИ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛОГОПЕДА ВЫПОЛНЯЮТ УПРАЖНЕНИЯ.

    Игра «Путешествие пальцев»

            Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

            Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

            Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».        

            Правила:

    1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
    2. все пальцы должны участвовать;
    3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

    Игра  «Успевай-ка!»

    Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

    Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации.

    Например, кулак – кулак – ладонь.

    Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

    Упражнение  «Скворечник»

    Цель: упражнение ладоней.

    Инструкция: ладони сложены вместе, пальцы смотрят вверх, локти - в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

    Упражнение  «Стул»

    Цель: развитие динамической координации, чередование движения.

    Инструкция: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части привлекается кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

    Упражнение «Стол»

    Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.

    Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

    Упражнение «Барабанщик»

    Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.

    Инструкция: отбивая по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваем правой рукой, ударять по столу указательным пальцем левой руки.

    Упражнение  «Усложненный барабанщик»

    Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы.

    Инструкция: положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный или средний на указательный (или наоборот) и слегка отстукивать темп.

    Обучение ориентировке на листе бумаги. Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки: формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. РОДИТЕЛИ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛОГОПЕДА ВЫПОЛНЯЮТ ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ.

    Итак, для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, развивать зрительно-пространственное восприятие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционая программа " Формирование графических навыков у детей с нарушением речи"

    Данная программа предназначена для работы с детьми старшего  дошкольного возраста имеющими нарушение речи. Она поможет подготовить к письму руку ребенка, сформировать у него базовые графические н...

    Развитие двигательных навыков у детей с нарушением речи.

    Влияние речевой патологии на физическое развитие дошкольников. Проблемы и решения....

    Презентация "Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"

    quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"...

    Мастер-класс"Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения"

    Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений орнанов, принимающих участ...

    «Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры»

    Что  нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть  различные трудности в общении....