Дидактические игры в ДОУ.
консультация на тему

Ардашева Кристина Евгеньевна

Дидактические игры в ДОУ.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, двигаться, манипулировать предметами и т.д. Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций.Мы остановимся на дидактических играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в ДОУ.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, двигаться, манипулировать предметами и т.д. Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций.Мы остановимся на дидактических играх.

К дидактическим играм относятся- обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия.

Дидактическая игра одновременно является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения.

Дидактические игры  создаются взрослыми как игры с правилами и предлагаются детям в готовом виде. Лишь после того как дети овладеют их содержанием, правилами, они начинают играть в них самостоятельно.

Игры с правилами имеют большое организующее значение для ребенка и детского коллектива. Правила в этих играх предлагают детям определенные нормы действия (умственного и физического), определяют, что надо делать, говорить и чего нельзя, как действовать каждому и всем играющим. Важно, что именно в самостоятельных дидактических играх дети привыкают подчиняться требованиям и правилам без прямого участия и подсказок взрослого.

Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

Существуют разные классификации дидактических игр:

По содержанию: дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и т.д.

По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на игры занятия и автодидактические игры .

По наличию игрового материала игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные.

В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать . устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками. В них решаются задачи на сравнение и классификацию.

Настольно- печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и т.д. Основаны на принципе наглядности, но детям даётся не сам предмет , а его изображение.

В словесных играх дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение внимательно и быстр находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать мысли.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает в себя:

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.

3.Показ игровых действий.

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

5.Подведение итогов игры (эффективность, выделение индивидуальных особенностей)

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства. Отбирая игры, воспитатель исходит из того , какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт.

Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трёх направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:
-выбор игры в соответствии с дидактическими задачами; 
-определение места и роли игры в системе обучения и воспитания; 
-установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы
- подготовка игрового оборудования; 
-определение времени игры в режиме дня.

При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать:
-дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам;
- обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей; 
-позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания; 
- материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.

Проведение дидактических игр включает:
-  определение количества играющих;
- ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,
-  игровыми действиями, дидактическим материалом; 
-  развитие у детей игрового настроения, желания играть;
-  показ игровых действий;
-  руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;
- подведение итогов игры.

Дидактическая игра может быть включена в непосредственно образовательную деятельность в качестве ее составной части, позволяя повысить интерес детей к ней, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма. В первом случае содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспитателю: он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями. Дидактические игры также проводятся утром до завтрака, на прогулке, во второй половине дня, в группе или на участке. В самостоятельных играх педагог участвует в качестве партнера или следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение.

У детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей. учили бы детей играть, не мешая друг, другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними. В этом возрасте целесообразно воспитателю самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учит играть с ним.

У детей среднего возраста уже есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитателю необходимо принять участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет вместе с ними, стремится вовлечь в игру как можно больше детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей. Правила игры объясняются до её начала.

Для этого возраста подбираются игры, в процессе которых дети должны вспомнит и закрепит бытовой словарь могут использоваться игры с куклой и комплектами всех предметов обихода широко используются музыкально- дидактические игры, вводятся словесные игры.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется показ.

С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.

В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления. Дети классифицируют предметы по материалу, назначению.

Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость. В играх ребёнок вынужден проявить , умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение поставить цель и добиваться её решения. систематически проводя детьми дидактические игры, можно не только развивать умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнять знания об окружающем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Дидактическая игра на произношение звуков м-мь, б-бь. Дидактическая игра " Кто ушёл? кто пришёл?"

Звуковая культура речи в увлекательном происшествие с потерявшимися домашними животными....