Главные вкладки

    Материал по теме:
    Пальчиковые игры для детей раннего возраста

    Арестова Наталья Владимировна

    Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл palchikovye_igry_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx26.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №67 Красногвардейского района

    «Пальчиковые игры для детей раннего возраста».

    Каждое занятие имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.

     

    «Игрушки».

     Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

    Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

    Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

    Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

    Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку")

    "Шарик".

    Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

    Надуваем быстро шарик.

    Он становится большой.

    Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

    Стал он тонкий и худой.

     

    Части тела. «Это я»

    Это глазки. Вот, вот.

    Это ушки. Вот, вот.

    Это нос, это рот.

    Там спинка. Тут живот.

    Это ручки. Хлоп-хлоп.

    Это ножки. Топ- топ.

    Ох устали вытрем лоб!

    Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

     

    «Домашние птицы и их детёныши».

    Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

    Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

    У гусыни есть гусёнок,

    У индюшки – индюшонок,

    А у утки есть утёнок.

    У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.)

    Все красивы, хороши.

     

    «Моя семья».

    Вот дедушка,

    Вот бабушка,

    Вот папочка,

    Вот мамочка,

    Вот деточка моя,

    А вот и вся семья.

    (Ф. Фребель)

    Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

    «Наш малыш».

    Этот пальчик — дедушка,

    Этот пальчик — бабушка,

    Этот пальчик — папочка,

    Этот пальчик — мамочка,

    Этот пальчик — наш малыш.

    Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

    «Шалун».

    Наша Маша варила кашу.

    Кашу сварила, малышей кормила:

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала.

    Он много шалил.

    Свою тарелку разбил.

     На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

    «Качели».

    Задрожали ветви елей.

    Мы в восторге от качелей.

    Мы летаем вверх и вниз,

    Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)

    Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

     

    Осень. «Листопад»

    Листопад, листопад! Руки поднять вверх.

    Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону,

    медленно опускать руки (листья опадают).

    С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

    С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

    С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.

    С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

    Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.

    То-то радость для ребят!

     

    «Осенью».

    Ветры яблони качают.

    Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

    Листья с веток облетают.

    Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

    Листья падают в саду,

    Их граблями я гребу.

    Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

     

     «Ягоды».

    Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

    С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимаем с него воображаемую ягодку.)

    И в лукошко собираю.          (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

    Будет полное лукошко,    (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)

    Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

    Я поем ещё чуть-чуть,          (достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

    Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

    Овощи. «Капуста».

    Мы капусту рубим-рубим, Движения прямыми ладонями вверх-вниз

    Мы морковку трем-трем. Потереть ладонь об ладонь

    Мы капусту солим-солим. Собрать пальцы в щепотку

    Мы капусту жмём-жмём. сжимать и разжимать кулачки

     

    Домашние животные.

    «Повстречались»

    На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

    Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

    Два щенка: «Ав – ав».

    Два жеребёнка: «И-го-го»

    Два телёнка, два быка:

    «Му-у». Смотри, какие рога!

     

    «Детки».

    Раз-два-три-четыре-пять!

    Будем пальчики считать —

    Крепкие, дружные,

    Все такие нужные...

    (3. Александрова)

     Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

    «Кисточка».

    Мягкой кисточкой покрашу

    Стульчик, стол и кошку Машу.

    Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

    «Встали пальчики».

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик — прыг в кровать,

    Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж заснул.

    Встали пальчики — «Ура!»

    В детский сад идти пора!

    (М. Кальцова)

     Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

     

    «Мы считаем».

    Можно пальчики считать:

    Раз-два-три-четыре-пять.

    На другой руке — опять:

     Раз-два-три-четыре-пять.

    Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

     

    «Коза рогатая».

    Идет коза рогатая

    За малыми ребятами. —

    Глазками хлоп-хлоп

    Лапками топ-топ

    Кто кашку не ест,

    Молоко не пьет,

    Забодаю, забодаю!..

    (Народная потешка)

     Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.

    Зима.

    «Снегири».

    Вот на ветках, посмотри, Четыре хлопка руками.

    В красных майках снегири.

    Распушили пёрышки. Изображают «крылышки»

    Греются на солнышке.

    Головой вертят, Повороты головой.

    Улетать хотят.

    Кыш! Кыш! Улетели! Вращательные движения кистями рук.

    За метелью, за метелью!

     

    «Снежинки».

    Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

    Туча по небу плыла. Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить

    в форме шара (туча).

    Вдруг из тучи над землёй Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.

    Полетел снежинок рой. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

    Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

    Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх,

    вращать ими (снежинки летят).

    Ветер с ними кружится,. Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

    Может быть подружится.

     

    «На работу».

    Большой палец встал один.

    Указательный — за ним.

    Средний будит безымянный.

    Тот поднял мизинчик малый.

    Встали братцы все — «Ура!»

    На работу им пора.

     Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — широко расставить пальцы в стороны.

    «За работу».

    Ну-ка, братцы, за работу.

    Покажи свою охоту.

    Большаку дрова рубить,

    Печи все тебе топить,

    А тебе воду носить,

    А тебе обед варить,

    А тебе посуду мыть.

    А потом всем песни петь,

    Песни петь да плясать,

    Наших деток забавлять.

    Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими.

    Весна.

    «Жаворонок».

    Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

    Птичка, птичка, прилетай!

    Весну-красну зазывай!

    Птичка крылышками машет,

    Веселит детишек наших!

     

    «К нам весна пришла».

    К нам весна пришла,

    Цветы красивые принесла! Ручки протягивают вперёд «с букетом».

    В палисадник мы пошли

    И венок себе сплели! Пальчики двигаются, будто плетут венок.

     

    «Белка».

    Сидит белка на тележке,

    Продает она орешки:

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому...

    (Народная песенка)

     Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

    « Детки».

    Раз-два-три-четыре-пять!

    Будем пальчики считать —        

    Крепкие, дружные,

    Все такие нужные...

    (3. Александрова)

     Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

    Мебель.

    «Мебель».

    Мебель я начну считать:

    Кресло стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

    Полка, тумбочка, буфет,

    Шкаф, комод и табурет.

    Много мебели назвал –

    Десять пальчиков зажал! Поднимать зажатые кулачки вверх.

     

    «Много мебели в квартире».

    Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

    Много мебели в квартире.

    В шкаф повесим мы рубашку, Загибать пальчики, начиная с больших,

    на каждое название мебели.

    А в буфет поставим чашку.

    Чтобы ножки отдохнули,

    Посидим чуть-чуть на стуле.

    А когда мы крепко спали,

    На кровати мы лежали.

    А потом мы с котом

    Посидели за столом,

    Чай с вареньем дружно пили.

    Много мебели в квартире! Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.

     

    Транспорт.

    «Транспорт».

    Будем пальчики сгибать- Сжимать и разжимать пальчики.

    Будем транспорт называть:

    Машина, вертолёт, Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

    Трамвай, автобус, самолёт.

    Пять пальцев мы в кулак зажали, Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

    Пять видов транспорта назвали.

     

    «Пароходик».

    Пароходик в море был. Ладони соединить в форме чаши.

    Вот он к пристани приплыл. Сделать волнообразные движения в воздухе.

    Загудел в свою трубу: «У – у – у !» Одновременно пошевелить большими пальцами

     

    «Насекомые».

    Дружно пальчики считаем- Сжимать и разжимать кулачки.

    Насекомых называем:

    Бабочка, кузнечик, муха,  Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

    Это жук с зелёным брюхом.        

    Это кто же тут звенит?

    Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем.

    Прячьтесь! Спрятать руки за спину.

    «Бабочка»

    Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

    Бабочка-коробочка,

    Улетай под облачко.

    Там твои детки

    На берёзовой ветке.

    «Котята».

     (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
    У кошечки нашей есть десять котят,
    (Покачиваем руками, не разъединяя их).
    Сейчас все котята по парам стоят:
    Два толстых, два ловких,
    Два длинных, два хитрых,
    Два маленьких самых
    И самых красивых.
    (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

      

    «У жирафов».

    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
    (Хлопаем по всему телу ладонями).

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,
    На носах, на животах, на коленях и носках.
    (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 

    (Щипаем себя, как бы собирая складки).

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,
    На носах, на животах, на коленях и носках.
    (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пальчиковые игры для детей раннего возраста

    Хорошо известный факт, что развитие мелкой моторики детей взаимосвязано с развитием речи. С целью развития мелкой моторики и координации движения рук у детей 2-3 лет мно...

    Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

    Картотека пальчиковых игр для детей раннего возрастаУПРАЖНЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ТЕКСТОМ«Моя семья»Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой...

    Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

    Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста...

    Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста

    Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста...

    Пальчиковые игры для детей раннего возраста.

    В любом двигательном тренинге, упражняются не руки, а мозг...Бернштейн Н.А....

    Комплекс пальчиковых игр для детей раннего возраста.

    №Пальчиковая гимнастикаМетодические указания1Жил-был зайчик –Длинные ушки.Отморозил зайчикНосик на опушке.Отморозил носик,Отморозил хвостикИ поехал гретьсяК ребятишкам в гости.Хлопают в ладоши.3 пальц...

    Пальчиковые игры для детей раннего возраста по ознакомлению со свойствами воды

    Ум ребенка находится на кончиках его пальцев В.А. Сухомлинский...