Особенности логопедической работы с детьми с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике

В статье представлены особенности логопедической работы с детьми с ОНР.  Статья будет полезна педагогам, родителям детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития детей с нарушением слуха

Основное своеобразие аномального ребенка, страдающего нарушением слуха, обусловлено особенностями протекания процесса отражения действительности. Ограниченный доступ звуковых раздражений, поступающих из окружающей среды, препятствует нормальному развитию его отражательной деятельности.

Исходя из положения, что ощущения, восприятия, представления, мысли являются образами материального мира, советская психология определяет психическую деятельность как отражательную деятельность мозга.

Разработанное русскими физиологами И.М. Сеченовым и И.П. Павловым учение об анализаторах представляет собой научное обоснование роли ощущения во взаимодействии организма со средой. Анализатор — это прибор, предназначенный для разложения природы на отдельные элементы. Так, например, оптический анализатор выделяет световые колебания, акустический — звуковые и т. д. По мысли Павлова, нервная система животного представляет собой ряд анализаторов, разлагателей природы на отдельные элементы. Сетчатка нашего глаза выделяет из природы световые колебания, наш слуховой аппарат выделяет звуковые колебания и т. д.

Одновременно с анализирующей те же аппараты исполняют и синтезирующую функцию.

Своей деятельностью синтез-анализаторы обусловливают уравновешивание организма с внешней средой. Закономерности познавательной деятельности, реализуемой с помощью анализаторов, составляют для нашего исследования важнейший аспект рассмотрения материала, так как сущность аномального развития у изучаемых нами детей есть результат выпадения (полного или частичного) одного из важнейших анализаторов.

Чтобы разобраться в наблюдаемой аномалии детского развития, следует прежде всего отдать себе отчет в том, как функционирует и какую роль играет в развитии познавательной деятельности акустический анализатор, поскольку он у интересующих нас детей является дефектным.

Для акустического анализатора особенно характерно то, что наряду с анализом и синтезом любых звуковых раздражителей окружающей действительности с его помощью реализуется языковое общение между людьми. На основе же языка развивается характерный для человека способ отражательной деятельности, связанный со сложным отвлечением и обобщением явлений окружающей действительности.

То обстоятельство, что слух осуществляет важнейшую функцию в период формирования речи ребенка, а затем в языковом общении, придает акустическому анализатору особое значение.

Возникновение языка на определенном этапе развития человеческого общества связано с деятельностью органа слуха; с развитием речи совершенствовалась способность человека к высшему анализу и синтезу в слуховой сфере. Энгельс писал, что «развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха».

Сложнейший и тончайший акустический анализ служит условием возникновения сигнальной функции слова. Процесс связывания реальных явлений действительности с обозначающими их звуковыми комплексами не может обходиться без участия слухового анализатора.

При этом должна осуществляться сложнейшая дифференцировочная деятельность слухового анализатора, позволяющая избирательно реагировать на различную частоту колебаний, на изменяющуюся силу звука, на характер течения звуковой волны и т. п. Без такой дифференцировочной деятельности невозможна ни правильная реакция на речь окружающих, ни возникновение способности самому производить движения, реализующие речевую деятельность.

Экспериментами физиологов показано, что у животных и у человека пределы анализаторной способности различны.

Раздражимость слухового аппарата собаки звуками идет гораздо дальше сравнительно с нами. У человека предел в этом отношении 50 000 колебаний в секунду, аппарат же собаки раздражается при 100 000 колебаний.

Вводя во временную связь с организмом то или другое явление, И.П. Павлов определял, какова наивысшая степень дробления внешнего мира с помощью того или иного анализатора животного. Ему удалось установить, что слуховой анализатор собаки различает тончайшие тембры, мельчайшие части тонов, и не только различает, но и прочно удерживает это различение, т. е. она обладает тем, что у людей называется абсолютным слухом. Не менее тонко собака различает звуковой ритм, т. е. длину промежутков или число повторяющихся звуков в единицу времени. Если на 100 колебаний метронома в минуту у собаки выработан условный раздражитель, то даже через сутки она отличает это количество колебаний от 104 и от 96 ударов в минуту.

Между тем возможности человеческого слуха неизмеримо глубже и богаче слуха высших животных. Ясно, что решающую роль в этом играет то обстоятельство, что человек владеет речью.

Речь и связанное с ней мышление коренным образом изменили протекание анализаторной и синтезирующей деятельности коры головного мозга. Особое значение должна иметь речь для развития деятельности слухового анализатора.

Высший анализ и синтез сложнейших звуковых комплексов, входящих в нашу речь, требуют особых условий для своего осуществления.

Известно, что в норме звуки различаются, во-первых, по общим свойствам: силе, продолжительности, сплошному или прерывистому течению, во-вторых, по их чисто звуковым свойствам. Такая возможность разностороннего анализа звуков слуховым анализатором составляет первичную предпосылку для развития у человека высшего анализа и синтеза слова. Известно, что слово и входящие в его состав фонемы имеют чрезвычайно сложную звуковую характеристику. Чтобы различить звуки речи (фонемы), недостаточно анализировать и синтезировать их, например, только по частотной характеристике основного тона фонемы. Каждая фонема состоит из определенного сочетания тонов и обертонов различной высоты. Кроме того, фонемы различаются между собой по характеру звука. Одни из них взрывные, толчкообразные (как, например, п, т, к),другие — проторные, длительно звучащие (например,ф, с, ш). Фонемы различаются также по характеру голосового сопровождения. Одни из них звонкие, а другие глухие. Будучи включенными в слова, одни фонемы оказываются под ударением, другие — нет.

Слово, в целом состоящее из фонем, само по себе также имеет определенную звуковую характеристику, зависящую не только от входящих в его состав тонов различной высоты, но и от расположения фонем в слове, от чередования гласных и согласных, определяющих количество слогов в слове, от места расположения ударного слога и т. д. Все это должно быть подвергнуто анализу и синтезу при восприятии слова на слух.

Особые условия слухового анализа речи определяются возможностями человека привлечь к участию в высшем анализе и синтезе воспринимаемого слова также и кинестетический анализатор.

Связи, возникающие между кинестетическими раздражениями, идущими в кору от речевых органов, и звуковым эффектом от произносимого слова, подкрепляются в свою очередь предметной связью и приобретают тем самым сигнальную функцию. А облеченное сложной сигнальной функцией слово становится таким сильным раздражителем, каким оно не может быть для животного.

Акустическое восприятие речевых звуков у нормально слышащего ребенка тесно связано с деятельностью его артикуляционного аппарата. Произнесение слов с одновременным их акустическим анализом, при условии связывания получаемых раздражений с предметами и явлениями, которым эти раздражения сопутствуют, создает важнейшее условие для развития речи ребенка.

Сигнальная функция слова возникает для ребенка после того, как возникает возможность опираться на кинестетические раздражения, идущие от его речевых органов. Это оказывается для него возможным еще и потому, что мышечному анализатору, так же как и акустическому, доступен анализ во времени. И.М. Сеченов отмечал, что для усвоения речи имеет значение способность слуха производить анализ звуковых раздражений во времени. Слух есть анализатор времени. В способности уха ощущать тягучесть звука лежат условия для анализа последнего во времени. Анализ этот заключается, в самом деле, в способности сосредоточивать внимание на отдельных фазах звука, то нарастающего, то упадающего в силе, то изменяющего периоды или формы колебаний.

Подчеркивая нашу способность сосредоточивать внимание на отдельных фазах звука, улавливая его изменчивость во времени, он указывает на значение этой способности для овладения языком. Но ведь та же способность, должна, конечно, лежать в основе умения придавать своей речи определенный характер: один слог протянуть долго, другой меньше, а третий произнести очень отрывисто.

Взаимодействие двух анализаторов (слухового и кинестетического) в ходе развития речи ребенка имеет большое принципиальное значение для понимания особенностей функционирования акустического анализатора у детей с недостатками слуха.

Деятельность акустического анализатора у плохослышащих детей поставлена в особые условия не столько тем, что слуховой аппарат препятствует формальному восприятию звуков. Задержка развития речевых кинестезии, возникающая у ребенка в результате понижения слуха, усугубляет препятствия к анализу и синтезу речевых звуков. Таким образом, у плохо-слышащего ребенка нарушается реальная связь между основными анализаторами, обеспечивающими нормальное развитие речи. Наряду с этим задержка развития сигнальной функции слов также служит препятствием к использованию ребенком остаточных возможностей слухового аппарата.

Список использованной литературы

  1. Боскис, Р.М.  Глухие и слабослышащие дети /Р.М. Боскис. – М., 2014. – 190 с.
  2. Исследование личности детей с нарушениями слуха. / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. — М., 2011. – 330 с.



Предварительный просмотр:

       Особенности логопедической работы с детьми с ОНР

В традиционной методике развития речи детей с ОНР III уровня выделяют две группы методов воспитания коммуникативной компетенции: методы накопления содержания детской речи, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

1) непосредственного ознакомления с окружающим  и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, целевые прогулки и экскурсии;

2) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: обыгрывание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Среди средств, способствующих развитию коммуникативной компетенции в дошкольном периоде развития ребенка в условиях обучения можно отметить:

- диалог;

- создание сюжетных ситуаций;

- дидактические игры;

- лексические упражнения;

- сюжетно-ролевые игры.

В работе над развитием коммуникативной компетенции старших дошкольников с ОНР III уровня эффективны современные авторские технологии, к которым относятся социоигровая технология, технология игрового обучения, технология моделирования.

Социоигровая технология Е. Шулежко, В.М. Бутакова основана на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать ее, работая в малых группах, дети учатся общаться между собой.

Технология игрового обучения С.А. Шмакова опирается на принцип активности ребенка, призвана сочетать элементы игры и учения.

В основе технологии моделирования Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко лежит овладение детьми практическими действиями замещения, использование моделей, моделирования. Наглядное моделирование выступает средством ориентировки детей в действительности, общения, планирования и контроля действий [19].  

Основная цель коррекционно-логопедического воздействия заключается в формировании, с одной стороны, психологических механизмов овладения системой языка (операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования), с другой – формирование умений владеть языком как средством, обеспечивающим процесс восприятия и порождения речевого высказывания, целенаправленное освоение правил использования языковых единиц в речевой деятельности.

Коррекционно-развивающая часть преследует цель – формирование у дошкольников с ОНР понимания логико-грамматических конструкций.

В связи с требованиями ФГОС ДО встал вопрос о применении интегративного подхода как наиболее эффективного способа организации педагогического процесса, одним из вариантом совместной работы является работа педагога-психолога и логопеда, которая позволяет развивать познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Их взаимодействие обусловлено тем, что нарушение речи часто влекут за собой и психологические проблемы: стеснительность, конфликтность, неумение вступать в контакт со сверстниками и взрослыми. В связи с этим встает необходимость в разработке упражнений, направленных не только на развитие речи, но и на решение психологических проблем.

Вариантом решения выступают интегрированные НОД психолого-логопедического содержания, целью которых является совершенствование коммуникативных навыков детей с ОНР через игровые упражнения. В ходе данных НОД решаются задачи, направленные на преодоление лексико-грамматического недоразвития детей:

- закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать существительные с числительными;

- упражнять в подборе антонимов и однокоренных слов;

- развивать речеслуховое внимание и т.д. [21].

О взаимосвязи тонких дифференцированных движений руки писали Аристотель, И. Кант, Л.С. Выготский, следовательно, развивая пальцы, происходит развитие не только речи, но и интеллекта. Возможность непосредственно воздействовать на мозг с помощью доступных не только медику, но и родителю и педагогу манипуляций уникальна. Простые, понятные и не требующие материальных вложений приемы моторной терапии достойны того, чтобы стать средством коррекционной работы, задачей которой – совершенствовать мелкую моторику, а главное, аналитико-синтетическую деятельность.

Решение данных задач происходит в ходе интегрированной коррекционно-развивающей непосредственно образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития. На данных НОД происходит решение нескольких задач:

Развития речи

систематизация и закрепление знаний о сезонных изменениях в природе;

- обобщение и применение знаний в собственной деятельности и т.д.

Развитие художественных способностей – знакомство с техникой изобразительного искусства; учить образно, выразительно передавать признаки предмета с помощью пластилина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения психического развития и зрения

Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф...

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Виды СДВГ кратко.Условия проведения коррекционной деятельности.Игры, способствующие коррекции проявлений СДВГ....

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....

Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения.

У большинства детей дошкольного возраста с проблемами зрения имеются нарушения речи. Формирование речи у таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребёнка.У детей с нарушением зрен...

Особенности логопедической работы с детьми со стертой дизартрией при патологии ОДА в условиях ДОУ

В статье отражены особенности работы логопеда с детьми с патологией опорно-двигательного аппарата. Приводятся примеры игр и дидактических материалов, затрагиваются проблемы, с которыми сталкивается ло...

Презентация "Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ"

Цель логопедической работы с детьми с ОВЗ - развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими....